13 июня 2019 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

Дача 2.0. Под Минском построили «каркасники» в традиционном скандинавском стиле

Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

Сдержанный скандинавский стиль оказался близок по духу белорусам и плотно вписался в нашу повседневность. Он в топе интерьеров и определяет направление развития современной архитектуры. Домики «как в Швеции» уже можно встретить в совершенно неожиданных местах. Например, в обыкновенном садоводческом товариществе. В районе «Кургана Славы» мы обнаружили две дачи, которые явно заслуживают детального изучения.

Деревянный фасад голубого цвета, белые наличники и двери, увеличенные свесы кровли, большие окна с выходом на террасы — оба дома очень похожи. Они построены по проектам одного архитектора — Степан Щипаков согласился рассказать Onliner, как проникся скандинавским стилем и зачем ему это нужно.

Как найти недорогой участок?

— Проектированием индивидуальных домов и интерьеров я занимаюсь более 10 лет. Работая напрямую с заказчиком, в основном решаешь задачи конкретного человека, делаешь так, как он видит и хочет. Такая работа поначалу была весьма занимательной, но спустя некоторое время стала монотонной и однообразной, — признается архитектор. — Года полтора-два назад возникла мысль создать что-то для души: построить дом, который даже смог бы разнообразить отечественный рынок малоэтажного домостроения. Мне нравится традиционная скандинавская архитектура. Подумалось: ведь ничто не мешает строить такие же симпатичные домики у нас в Беларуси.

Чтобы задумка пошла в массы, квадратный метр должен стоить относительно недорого, дом должен выглядеть привлекательно и иметь универсальные планировки. Все это позволяет обеспечить каркасная технология. Одновременно Степан занимался разработкой проектов двух домов: один — площадью 110 кв. м, второй — 72 кв. м. Чтобы приступить к строительству, необходимо было определиться с выбором участков. Основными требованиями были невысокая цена и достойный вид из окна. Что касается первого пункта, то задача довольно сложная, о чем свидетельствуют результаты земельных аукционов в Минском районе. Цена продажи действительно хороших участков сопоставима со стоимостью однокомнатной квартиры в Минске, а дешевые предлагаются без инженерных сетей и дорог.

— Тем, кого не устраивают выбор и цены, я рекомендовал бы присмотреться к участкам в других близких к Минску районах, где также проходят аукционы. Дополнительные 10—15 километров сегодня не имеют принципиального значения, тогда как цены в Смолевичском, Логойском и других районах ощутимо ниже. Но я пошел еще дальше и принялся искать варианты в садоводческих товариществах. Там земельные наделы могут стоить в три-четыре раза дешевле, чем участки в соседних деревнях, — говорит Степан.

У дачных массивов, конечно, есть свои особенности и проблемы. За экономию приходится расплачиваться маленькими участками, высокой плотностью застройки и видом из окна на чужие теплицы или какой-нибудь курятник.

— Действительно, очень трудно найти достойный вариант в старых садоводческих товариществах, создававшихся в 1970—1980-х годах и застроенных щитовыми домиками, — соглашается Степан. — Совсем другое дело — относительно новые районы дачной застройки, сформированные в 1990—2000-х. Там и участки побольше, и проезды пошире, и контингент более молодой. Такие дачи сегодня активно реновируются, а собственники участков кооперируются и сообща решают насущные проблемы вроде асфальтирования дорог.

Именно в таком товариществе, расположенном в районе «Кургана Славы», Степану удалось найти два заброшенных участка, договориться с собственниками и выкупить у них земельные наделы.

«72 кв. м — вполне разумное решение для семьи из трех-четырех человек»

Первым делом смотрим «каркасник» площадью 72 кв. м. Внешне он действительно похож на традиционные шведские или норвежские сельские дома. Правда, в Скандинавии фасад обычно красят в темно-красный цвет, а здесь — голубой.

— Беларусь же синеокая, — объясняет выбор архитектор. — Кстати, если проехаться по старым белорусским деревням, можно увидеть достаточно много голубых домов с белыми наличниками. Так что в какой-то степени это переосмысление и наших архитектурных традиций.

— Я с уважением отношусь к коллегам, продвигающим современную архитектуру — строгие минималистичные «коробки» с панорамным остеклением. Сегодня это модно, однако трудно сказать, как такие дома будут восприниматься в будущем, — рассуждает Степан. — Что же касается традиционного скандинавского стиля, то пройдет 10—20 лет, и он, на мой взгляд, по-прежнему останется актуальным.

Дом построен по классической каркасной технологии. Несущие стойки заполнены утеплителем (150 миллиметров каменной ваты), с внешней стороны каркас обшит придающими жесткость плитами OSB, далее идут влаговетрозащитная мембрана, контробрешетка и навесной фасад из нестроганых досок. С внутренней стороны каркаса — пароизоляционная пленка, дополнительный слой минваты (50 миллиметров) и гипсокартон. Фундамент — свайно-ростверковый, не совсем характерный для небольшого «каркасника». Полы — с водяным контуром отопления. Кровля утеплена 300-миллиметровым слоем минваты и накрыта металлочерепицей.

Внутри — небольшой тамбур, санузел, две спальни и большая гостиная, совмещенная с кухней и столовой. Высота потолков — 2,9 метра.

В зоне гостиной — панорамное окно, предполагающее выход на не существующую пока террасу.

— Если рассматривать этот дом исключительно как дачный вариант, то 72 кв. м — вполне разумное решение для семьи из трех-четырех человек, — говорит Степан. — Вообще, одна из самых распространенных ошибок на стадии проектирования — желание построить родовое гнездо, где у каждого члена семьи своя комната, а еще комната для гостей и так далее и тому подобное. Как итог, где-то на стадии возведения «коробки» финансовые возможности перестают отвечать потребностям, и стройка превращается в долгострой. Примеров хватает в каждом коттеджном поселке. Если речь идет о круглогодичном проживании в коттедже, на мой взгляд, семье из четырех человек для полного комфорта достаточно 100—150 «квадратов». Это оптимальная площадь как в плане содержания, так и в плане затрат на строительство.

И сколько это стоит?

Дом пригоден для круглогодичного проживания, подготовлен к финишной отделке и уже выставлен на продажу за $42,5 тыс. по курсу (вот объявление в сервисе Onliner). Саму «коробку» с фундаментом, теплыми водяными полами, электрикой, водопроводом, окнами, внутренней и внешней отделкой архитектор оценивает примерно в $30 тыс. по курсу. Остальное — стоимость участка, его благоустройство, забор, канализация и прочее. Дорого или в самый раз? Для дачи, на наш взгляд, как минимум недешево. А что, если жить круглый год? Тогда, помимо цены, важно учесть ряд факторов: расстояние в 26 километров от МКАД, удаленность от социальной инфраструктуры, часть дороги пролегает по грунтовке, в самом товариществе также нет асфальта, зато есть газ. Из дополнительных затрат отметим необходимость бурить скважину: вода в товариществе только сезонная.

Дача мечты на краю леса

Второй «скандинавский» дом расположен на окраине того же садоводческого товарищества и имеет площадь 110 кв. м. Он собран по аналогичной каркасной технологии, только вместо теплых полов будет обогреваться за счет печи-камина. Здесь три спальни и гостиная, высота потолка в которой достигает почти 4 метров. Дом уже нашел своих собственников — ими стала молодая семья IT-специалистов с детьми, которые по достоинству оценили локацию.

Пожалуй, было бы странно увидеть дом с таким остеклением и террасой среди нагромождения других дач, где он смотрелся бы нелепо. В данном случае архитектуру диктует место: большие окна обращены в сторону березовой рощи, с которой граничит участок. Как такового забора здесь нет.

— Честно говоря, забор в таком месте даже не хочется городить. Участок плавно переходит в лес — и это прекрасно, — говорит Степан. — А со стороны дороги подрастает живая изгородь в виде елочек.

Цена такого дома без учета участка может достигать $40 тыс. по курсу.

Репутация «каркасников»: с чем связан негатив?

Несмотря на растущую популярность, пришедшая к нам из Скандинавии каркасная технология все еще вызывает споры и недоверие — достаточно почитать форумы и посмотреть ролики на YouTube, где запечатлены заплесневевшие или потрепанные ураганом «каркасники».

— Если человек выбирает самый дешевый проект и нанимает бригаду мастеров, которые прежде лишь убирали мусор на стройках, то, согласитесь, результат предсказуем, — говорит Степан. — Это, кстати, еще одна массовая ошибка — пытаться сэкономить там, где надо думать в первую очередь о качестве. Если человек говорит вам, что занимается каркасными домами, обещает невысокую цену и показывает какие-то фотографии, это никоим образом не характеризует его как профессионала. Правильный «каркасник» по цене будет сопоставим с домом из газосиликатных блоков. А правильный прораб после проведения всех расчетов без утайки озвучит реальную стоимость дома с разбежкой в 10%. Тогда как недобросовестные и неопытные строители будут вытягивать деньги, ссылаясь на непредвиденные расходы. Порой этим грешат и крупные компании. В буклетах одна цена, а по факту под видом дома под ключ нам продают полуфабрикат, требующий серьезных доплат.

В чем тогда преимущество каркасной технологии, если цена сопоставима с домом из газосиликата?

— Пожалуй, в скорости строительства, причем вести монтаж можно даже зимой при соблюдении определенных требований. Одно из основных — древесина должна быть технической сушки, — уточняет архитектор. — Также важно, что каркасный дом не дает усадки, что позволяет сразу приступить к внутренней отделке. А экономии можно добиться, например, за счет облегченного столбчатого фундамента или винтовых свай… Вместе с тем надо признать, что у любой технологии есть как плюсы, так и минусы. Каждый волен самостоятельно решать, из чего строить дом, ориентируясь на свой бюджет и потребности.

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by