Могилев щедр на необычные повороты. Здесь есть заросший травой скелет торгового центра. Он задумывался как самый большой в городе, но что-то пошло не так. Сама идея долгостроев не нова: замахнулись, не рассчитали, кончились деньги, заморозили. Но в этом случае все несколько интереснее. На стройку убедили скинуться местных предпринимателей, суммы они вложили огромные. А потом несколько филигранных движений — и люди стоят с пустыми карманами перед заброшенной стройкой. Пытаются понять, с кого теперь спрашивать. У нас очередной сюжет из серии «так не бывает».
На проспекте Мира стоит офисная высотка, к ней примыкает стройка. Это тот самый торгово-развлекательный центр, который начали строить в 2014-м.
В городе имелись более «срочные» объекты, порожденные разумом предыдущего руководства (вроде триумфальной арки или циклопической лестницы), их достраивали ударными темпами. Торговый центр таковым не стал, да и не обязан был. Тут суть не в его необходимости для народа — такого добра мы уже наелись, — а в том, как такое стало возможным в белорусском городе.
Внутри будущего (?) ТЦ нет следов поспешного бегства. По металлической крыше с топотом ходят вороны. Прибрано, ничего не валяется — завози материалы и продолжай стройку.
На первом этаже привольно раскинулось пространство для «Евроопта».
Чей-то зеленый бассейн ждет своих золотых рыб.
Что же тут случилось?
На стадии проекта объект выглядел очень соблазнительно с точки зрения бизнеса. Первой очередью должны были построить офисную высотку, затем — ТЦ. Предполагалось, что внутри расположится большой супермаркет. Он станет центром тяготения, а на периферии расположатся мелкие заведения и лавочки. Многие купились.
Предприниматель Александр рассказывает свою историю:
— Перспектива получить помещение в предкассовой зоне ослепила меня настолько, что я подписал заведомо проигрышный договор, в котором не были указаны сроки строительства. Сумму уплатил сразу всю. А потом строительство остановилось.
Вообще-то, строить изначально предполагалось в комплексе: сначала многоэтажку бизнес-центра, потом ТЦ. Высотку построить успели, только Александру она ни шла ни ехала.
Попытался забрать деньги — ему объяснили, что денег нет. Вообще-то, пока ничего необычного, такое бывало сто раз. Неприятно, но беспокоиться не о чем, мы же в Беларуси. Есть же гарантии обязательств, административные процедуры, удушающий контроль и вот это вот все.
— Год назад мне предложили вариант: вместо оплаченного торгового помещения в недострое взять офис вот в этой высотке, — продолжает Александр. — Подвох в том, что в этом случае «коммуналка» составит $2 за «квадрат», не считая электричества и отопления, — это очень дорого. То есть выглядело все так, будто мне пытаются сдать в аренду мое же помещение!
В общем, Александр отказался от офиса, цепляясь за свою иллюзорную предкассовую зону. А весной прошлого года узнал, что компанию выкупают вместе с долгами и обязательствами. Тут тоже ничего страшного, квитанции-то о внесении денег имеются. Не могут же их просто взять и уйти.
В связи со сменой учредителя проводилась аудиторская проверка. Александр связался с аудитором, напомнил о своем существовании.
А потом как отрезало:
— Недавно я связался с новым хозяином, и он сообщил, что не знает о нашем существовании. Это что, получается, кинули?
Это мы умные сидим за мониторами, знаем, как надо было действовать. Нас-то не проведешь. Да и сейчас не может быть, что все потеряно! Сейчас все решим.
Вообще-то, Александр рассказал историю примерно полутора десятков человек (те, что известны), которых развели в общей сложности примерно на $700 тыс. Все они отнесли заявления в милицию, но получили предсказуемый ответ: для возбуждения уголовного дела нет оснований.
Мы стоим у подножия бесполезного (для дольщиков) здания бизнес-центра, в котором, возможно, застряли те самые $700 тыс.
К слову, сейчас это здание стараются заселить арендаторами, но пока большинство помещений пустует, парковка не забита.
Тем временем люди пытаются описать мне механизм смены собственников. В процессе работы этого замечательного механизма как раз и потерялся тот, кто должен им денег.
Предупреждение: в ходе дальнейшего чтения вы, возможно, почувствуете головокружение и тошноту, заметите, что перестали понимать смысл происходящего и потеряли связь с реальностью. Это нормально, так должно быть. Так устроены все фокусы.
— Мы заключали договор купли-продажи со швейцарской фирмой Cage Holding S.A., — излагают обладатели несуществующих «квадратов». — В свою очередь, в Могилеве у нее была дочерняя фирма «Кейдж Девелопмент». И только потом мы узнали, что, оказывается, именно с ней, а не с материнской Cage Holding S.A. облисполком заключил инвестиционный договор на строительство торгово-развлекательного центра…
Потоком льются одинаково звучащие названия (которые на самом деле разные), перечисление соучредителей, непрерывно продающих кому-то активы, новые названия и подназвания, возникающие из небытия и туда же уходящие… Если долго это слушать, можно впасть в транс, пойти домой и принести все мамины украшения.
Еще раз упрощенно, что получилось. Люди отдавали деньги швейцарской конторе. В Могилеве делами заправляла ее дочерняя фирма с похожим названием. С нею же облисполком исхитрился заключить инвестдоговор на строительство ТЦ. Потом швейцарская «мать» отказалась от «дочки». Теперь, выходит, она никому ничего не должна, ведь деньги люди отдавали «матери».
Заметили, в какой момент пропал должник? Несите уже ваши богатства.
Этот фокус хорош тем, что в нем все потерпевшие, никто не виноват. Вроде бы где-то же должен сидеть бенефициар этой феерии! Но он уходит сквозь пальцы и тоже оказывается потерпевшим.
Недостроенный ТЦ — это верхушка айсберга, по которой можно ползать сколько влезет и ничего не добиться. Самая ценная возня происходит глубже и дальше, проникнуть в ее суть еще никому не удавалось. Несмотря на то что прямой уголовщины тут не видно, опера ОБЭПа изо всех сил пытаются разобраться в механизме. Но он устроен таким образом, что даже уголовное дело толком не возбудишь: не видно состава преступления.
Но отчего же не потребовать деньги у той самой «матери»?
Офис Cage Holding S.A., если верить сайту, находится в Женеве. Учредитель — швейцарский бизнесмен по имени Агаджан Аванесов.
Понять, что конкретно производит этот швейцарский холдинг, непросто. На страничке четыре новости. Последняя опубликована в 2012-м: купили часовую мануфактуру! Звучит хорошо, все два работника этого предприятия наверняка были рады влиться в могучий холдинг.
Еще фирма поддерживает проект по замораживанию воды в высокогорье. Ну, так написано. Много ли чего уже заморозили, не ясно.
Имя Аванесова давно и ярко мелькает в связи с замысловатыми «инвестиционными проектами» на территории России, тут надо отдельный роман писать. Год назад он окончательно уехал в Швейцарию и теперь недосягаем — ни для россиян, которые очень хотят его допросить, ни для наших дольщиков. Говорят, пытались связаться, но ничего не вышло. А «дочка» открещивается.
Суть такого инвестирования в инфраструктуру города проста: сам ничего не вкладывай, организуй других, пусть они инвестируют. Но нужны харизма, напор и громкое непонятное название.
Как с таким молодцом, как Аванесов (и его ответвления), спелся исполком, договариваясь пять лет назад об инвестициях, — отдельный вопрос.
Сейчас власть в регионе серьезно обновилась. Прошли и продолжаются бурные кадровые перестановки. Был снят председатель облисполкома Владимир Доманевский, на его место в апреле назначен бывший министр сельского хозяйства Леонид Заяц.
— Мы ходили к нему на прием, описали ситуацию, — продолжают верить в благополучный исход покупатели несуществующих «квадратов». — И ему эта ситуация очень не понравилась. Надеемся, по крайней мере будет заведено уголовное дело за мошенничество. Потому что ну явно тут дело нечисто не только со стороны этого «швейцарца».
Итак, башня бизнес-центра и недострой сейчас являются собственностью «Кейдж Девелопмент», чей офис располагается под самой крышей. И что из того? Здесь повторяют, что напрямую им эти люди не платили.
По нашей просьбе в фирме описали, как происходящее выглядит с их 11-го этажа.
«В 2011 году был заключен инвестиционный договор между Беларусью (в лице Могилевского облисполкома) и ИООО „Кейдж Девелопмент“ на строительство торгово-развлекательного центра. Учредителем „Кейдж Девелопмент“ на тот момент являлось АО Cage Holding S.A.
В октябре 2016 года было введено в эксплуатацию здание бизнес-центра (первый этап строительства). Здание зарегистрировано на «Кейдж Девелопмент». Несколько физических лиц и ИП выкупили офисные помещения в здании бизнес-центра и производили оплату непосредственно ИООО «Кейдж Девелопмент».
В мае 2018 года АО Cage Holding S.A. продало долю «Кейдж Девелопмент» новым учредителям. С того момента неоднократно в «Кейдж Девелопмент» обращались физические лица, которые, по их словам, вносили средства в строительство ТЦ. Им рекомендовано обратиться в ИООО «Сэнтэкинвест» (эта фирма ликвидирована в 2016 году. — Прим. Onliner), которое продавало им торговые площади, или непосредственно в АО Cage Holding S.A.
Деньги на счет «Кейдж Девелопмент» непосредственно от физического лица не поступали.
Считаем необходимым сообщить, что новые собственники компании весьма озабочены сложившейся ситуацией, понимают состояние дольщиков и готовы оказать максимальное содействие для решения вопроса на законных основаниях».
Что касается судьбы недостроя, то собственники говорят, что после долгого простоя конструкции обследованы, разработана новая концепция ТЦ, ведется корректировка старого проекта. С мая получено разрешение на строительно-монтажные работы, начато благоустройство территории.
Ввести объект в строй планируют к концу 2020 года.
Значит ли это, что люди таки получат оплаченные «квадраты»? Никто не знает.
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by