Спецпроект

Неоклассический интерьер может выглядеть стильно и современно? Ищем достойные примеры

32 723
24 апреля 2019 в 9:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Малиновский, студия Dia
Спецпроект

Неоклассический интерьер может выглядеть стильно и современно? Ищем достойные примеры

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Малиновский, студия Dia

Современные классические интерьеры у многих ассоциируются с «богатыми» коттеджами-дворцами из девяностых, фресками, лепниной и золотыми перилами на Рублевке. Но такие перегибы совсем не характерны для этого сложного и многогранного направления. Переосмысление старых традиций привело к появлению более сдержанного и элегантного стиля, который вполне может появиться в современном доме и даже квартире. Вместе с «МОЛОДЕЧНОМЕБЕЛЬ» и учредителем студии Dia Дмитрием Воюнковым разбираемся в особенностях неоклассической стилистики и показываем варианты стильных ремонтов, которые имеют право на жизнь в современном мире.


— Зачем человеку вообще думать о стилях и направлениях? Может, проще делать то, что нравится?

— Нужно понимать, что стили всегда существовали именно в архитектуре, и такое понятие, как интерьерный дизайн, появилось совсем недавно. Раньше этим занимался архитектор. Он садился, проектировал экстерьер и волей-неволей затрагивал интерьерное пространство. Соответственно, интерпретация архитектурных стилей перешла в какую-то интерьерную тематику, которая потом переросла в целое направление.

И в Беларуси началось это не так давно. По сути, я, еще будучи студентом, видел появление и формирование белорусского интерьерного дизайна. За 15 лет дорогущие евроремонты переросли в целую отрасль.

Когда дизайн интерьеров стал индустрией, он начал развиваться по другим законам: все пошло в угоду моде. В зависимости от того, какую сумму человек готов был потратить на свой ремонт, появлялись какие-то решения.

Очевидно, что ни у кого не возникает желания воссоздать какую-то эпоху, сделать ремонт точно по канонам какого-то стиля и превратить свой дом в музей. Человек просто хочет уютное жилье, в котором будет комфортно ему. А стиль — он весьма условен, так что в первую очередь стоит говорить об особенностях направлений, чтобы человек мог понимать, чего он хочет. Это не цель, а способ идентификации. Знать направления нужно только для того, чтобы уметь объясняться и четко осознавать, чего вы хотите.

И надо понимать, что я все же не искусствовед, я просто практикующий дизайнер. Это очень важная ремарка, потому что в последнее время тема стилей и дизайна интерьера стала довольно сложной. Сегодня все, что мы видим, — это реинкарнация. Все почему-то думают, что ар-деко, например, — это новый стиль. Но ему уже минимум лет семьдесят. Так что давать оценку стилей сегодня сложно: все смешалось.

— Неоклассика— понятие тоже довольно размытое. Чем такие интерьеры отличаются от хорошо читаемых дворцовых?

— Что такое колонна? Это несущая конструкция, основа здания. Когда-то колонны не были декоративными и выполняли другие функции: эти элементы помогали опирать перекрытия. Очевидно, что сегодня структура строительства совсем другая. Есть железобетон, монолит, более сложные конструкции — потребность в оформлении колонн отпала.

Но мы видим классическую архитектуру XVIII века, нам нравится, и мы хотим как-то это повторить. Сделать это даже в большой квартире площадью 100 «квадратов» сложно: не будет анфилады помещений и той пышности, которую предполагает классика. Поэтому мы пытаемся найти компромисс, адаптировать. Так возникает неоклассика — интерпретация классического стиля, новое прочтение каких-то мотивов.

— То есть это упрощенный классический стиль?

— Не только. Еще это совмещение современных подходов (вроде широкоформатной плитки или закладной подсветки) и старых традиций. Это другое видение пропорций и цветов: здесь не будет таких активных декоров — как минимум потому, что современный человек не хочет жить в Лувре или Версале. Это другие материалы и некоторая сдержанность в отделке. Если говорить в целом, это переосмысление, новый взгляд на хорошо известные мотивы.

— Это сложный стиль?

— Определенно. Во-первых, для создания неоклассики нужно понимать архитектурную тектонику: что такое колонна, что такое пилястра, откуда взялись карниз, портик, архитрав, как капитель трансформировалась из дорической в ионическую, а потом в коринфскую. Хотя бы на базовом уровне все это нужно понимать, чтобы не совершить очевидных ляпов.

Когда человек приходит в компанию, которая занимается лепниной, он видит безумное многообразие всего-всего и все это хочет. Он видит что-то красивое, начинает тяжело дышать и хватает всю эту «красотищу». А задача — не налепить, а сделать красиво. И ты говоришь человеку: «Дыши ровно. Перестань. Успокойся. Остановись!»

К тому же сложно к металлической входной двери приделать классические наличники. Все это создает ограничения. И не стоит забывать, что нужно еще и традиционную бытовую технику (холодильник, плиту, стиральную машину) встроить во все это «богатство».

— Неоклассика может появиться только в большом и просторном коттедже? Или для квартиры она тоже подходит?

— Самое важное правило — уместность: если мы оцениваем стоимость недвижимости недорого, то и вкладывать в этот интерьер сверх какой-то объективной стоимости как минимум странно. Это, на мой взгляд, не имеет логики. Вся эта лепнина щепетильна в установке и эксплуатации: неправильно смонтировали — трещина, сосед включил перфоратор — трещина. Надо ли это все? Исключительно мое мнение — нет.

Почему в «сталинке» всегда хорошо смотрится классика? Потому что там позволяют объемы: нужная высота потолков, сам дом может иметь подходящую внешнюю архитектуру. Поэтому большая люстра на декоративной розетке там может смотреться нормально.

Хотя исключения, конечно, встречаются: человек всю жизнь прожил в панельке и очень любит это место, но в то же время хочет классический интерьер. Почему бы и нет? Неоклассика может быть сдержанной, сочетать современные материалы и технику. Конечно, из-за специфики помещений (вроде расположения дверей в углу комнат в панельках, которые ограничивают пространство для красивого наличника) появляются рамки, но, в принципе, можно сделать что-то очень похожее.

— Большинство людей представляют «цыганское барокко», когда слышат о неоклассике…

— Так происходит из-за проблемы переборов. Давайте будем честными: задача производителя — продать как можно больше и как можно дороже. Люди ведутся и накупают всякой ерунды. Задача покупателя (или дизайнера) — вовремя остановиться и сделать так, чтобы всех этих «мохнатых» вещей в доме не было. А их очень много.

На самом деле для неоклассики все эти «богатые» декоры не характерны. Все это сложно вписать в хороший, лаконичный интерьер. Думаю, акцентировать внимание на приставке «нео» стали именно дизайнеры, чтобы показать, что это более строгий стиль, который не вызывает напряжения.

— Неоклассика — это обязательно дорого?

— Ремонт — это дорого. Неоклассика — еще дороже. Потому что, помимо стандартных вопросов, которые предстоит решить (плитка, отделка стен и так далее), мы сталкиваемся с тем, что нам надо купить кучу мелочей вроде карнизов и широких плинтусов.

Второе — для неоклассики характерны четкие линии, правильная геометрия. Это не лофт, где можно углы стен завалить и этого никто не заметит. Отделка под покраску предполагает качественную подготовку. И не только стены должны быть ровными, геометрия помещения должна быть идеальной, ибо неаккуратное сочленение двух карнизов с перепадом смотрится ужасно.

Ограничений много: технику современную не поставишь — нужно искать с декором, что стоит дорого. Китайских аналогов много, но детали сильно страдают и опять же портят вид. Мебель должна быть на нужных ножках, она не может стоять к стене при нужном плинтусе. Очень много заморочек.

Поэтому, прежде чем уверенно сказать, что вы хотите неоклассику, надо подумать, готовы ли вы тратиться, заморачиваться и пытаться соответствовать всем этим правилам. В какой-то момент человек устает и соглашается идти на компромиссы, что в конечном итоге все портит.

— Что выдает безвкусицу в таких интерьерах?

— Не считая избыточности, я бы назвал попытки чрезмерного удешевления. Если хочется сэкономить, есть более простые и понятные направления. Иногда люди хотят сделать дешевую классику и вместо полиуретана покупают пенопластовые пилястры, которые продавливаются пальцем и через год выглядят ужасной кислятиной.

Вот это ужасно. «Зато стоит в два раза дешевле» — это главный аргумент в таких историях. И тогда возникает вопрос: зачем все это? Хотите классику — забудьте про «Ждановичи».

Еще вопрос соответствия: когда вы ставите обычную металлическую дверь, а вокруг сооружаете массивное обрамление. Вы смотрите, мозг фиксирует несоответствие, и вы беситесь. Если же человек просто налепил карниз на потолок и заказал фасад, но в то же время у него стоят обычные двери, это нельзя назвать классикой. И не надо обманывать самого себя.

— Сегодня было бы странно ходить на работу в смокинге и шляпе с широкими полями. Попытка создать неоклассический интерьер — такая же игра в имитацию или это нормальное решение для современного жилья?

— Любой дизайн — это игра в имитацию. Даже лофт и скандинавский стиль — это попытка дизайнера что-то пропустить через себя, воссоздать. Да, можно взять завод, оставить в исходном виде и жить там, назвать это лофтом и жить там. Но дизайн в таком случае в чем? Все пытаются интерпретировать.

Но чаще всего дизайнеры не пытается соблюдать какую-то историческую достоверность: все равно все пытаются выделываться, реализовать яркую идею, сделать какие-то невообразимые голубые стены — все это — весьма своеобразное и осмысленное прочтение. Так что явных границ нет, все условно.

Но стоит сделать ремарку: если заказчик хочет дорого-богато и он уверен в своих желаниях, то почему бы и нет? Кто должен его осудить или остановить? Дизайнер? Чужие люди?

Главная задача — создать интерьер, в котором человеку хочется жить. У нас в Беларуси есть большая проблема: все думают в первую очередь о том, что о нем подумают другие и как воспримут его решения. Я же считаю, что если человек хочет махру, то нужно делать махру и не париться о моде, стилях и направлениях. Нужно помочь сделать ее красиво.


«МОЛОДЕЧНОМЕБЕЛЬ» остается одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий страны. Фабрика выбрала путь отказа от «одноразовой мебели», служащей недолго, но и стоящей немного. В Молодечно работают с массивом — дуба, ольхи, бука, — создавая мебель для долгого срока эксплуатации.

Спецпроект подготовлен при поддержке ЗАО «Молодечномебель». УНП 600203065

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен». Присоединяйтесь!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by