Если эти домики так хороши, почему они еще не захватили галактику? Разбираемся с «быстрыми» коттеджами

08 апреля 2019 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Мария Амелина

Если эти домики так хороши, почему они еще не захватили галактику? Разбираемся с «быстрыми» коттеджами

Автор: Андрей Рудь. Фото: Мария Амелина

На улице Ленина в райцентре Ветка среди обычных частных домов стоят пять коттеджей, выбивающихся из общего патриархального стиля. Это то самое нашумевшее быстровозводимое жилье, которое готовы поставить на поток в Гомеле и за пару дней застроить весь мир. Про эти «конструкторы» известно не первый год, у скептиков было время на разные пророчества. Пора посмотреть, что стало с модными домиками, которые так красиво выглядят в компьютерных презентациях.

Содержание

В теории все красиво

Недавно 20 таких домов сдали в Брагине. Выглядит, действительно, впечатляюще. А жильцов хоть на пропагандистском плакате печатай, такие красавчики и всем довольны. Сообщалось, что домик строится за три дня, а стоимость всей этой просторной красоты — как у «двушки» в городской хрущевке (на самом деле нет).

Правильно все это называется «индустриальные панельные дома коттеджного типа». Имеются разные вариации (в том числе двухэтажная), по внешнему виду они различаются, но идея общая: на подготовленное место привозят комплект панелей, в мгновение ока собирают и запускают внутрь кота с жильцами. (На самом деле все опять же несколько сложнее.)

Похожими типовыми домами, говорят, уже застроено пол-Европы, считается, что это выгодно для страны и удобно для жильцов.

У брагинского квартала один минус: он новый. Бог знает, в какую тыкву все превратится через пару лет. Есть способ узнать. Мы отправимся в другой райцентр, где в 2014 году без большого шума идею впервые перенесли на местность.

Но сначала пообщаемся с теми, кто все это производит, и посмотрим, как они это делают, потрогаем горячий бетон руками.

Эти дома выпускает Гомельский домостроительный комбинат. В комбинате есть отдел капитального строительства. Отделом командует Ян Шилов. Он объяснит нам теоретическую часть.

Просчитаны пять типов индивидуальных домов плюс «таунхаусный» вариант (такой сейчас строится в Гомеле).

В виде эскизного предложения существует еще вариант дома с «плавающей» планировкой — она предварительно задана, но жильцы смогут ее менять. Был бы спрос.

«Можем построить за пять дней. Но зачем?»

Одной из «фишек» такого жилья считается скорость возведения. Ходят легенды о том, что домики ДСК можно возвести за три дня.

Во-первых, нельзя. Во-вторых, не надо. Строители говорят, что далеко не всегда так горит, чтобы была необходимость в такой сверхъестественной скорости.

— Максимальная скорость возведения с отделкой у нас составляла пять суток, — говорит Ян Шилов. — Это был пробный демонстрационный коттедж в 2014 году на одном из наших производств, как раз перед началом строительства в Ветке. Сейчас он уже разобран. Конечно, на практике нужды в такой скорости нет. Чтобы вы понимали, сбор «коробочки» в многоэтажной жилой застройке идет со скоростью секция подъезда (четыре квартиры) в сутки. А с индивидуальным домиком все значительно проще, там же нечего собирать.

Вообще же, нормативный срок строительства под ключ может варьироваться, в неспешном порядке обычно это около двух месяцев. В этот норматив входят подведение инженерных сетей (не просто подключение), благоустройство территории, ограждение, внутренняя отделка и так далее.

На самом деле инженерные сети могут серьезно повлиять на срок и цену. Хорошо, если их есть откуда вести. Поэтому подойдет не всякая площадка.

Спрос есть?

— В последнее время у нас довольно много заявок из разных райцентров, нам готовы предоставить участки для строительства, чтобы мы могли потом продавать это жилье, — говорит Шилов. — За последнее время поступили обращения из Житковичей, Добруша.

На самом деле это фактически одна из форм госзаказа. Так было в Ветке и Брагине: домики принадлежат местной власти, за них заплатило государство, чтобы поселить необходимых району людей.

Но что с частными покупателями, которым никто не может «рекомендовать», что и у кого покупать? Расхватывают?

— Частники тоже звонят, первым делом, конечно, спрашивают о стоимости. Пока ничего не купили, но за последний месяц было порядка 20 таких обращений. Работаем с ними. Проблема в том, что крупнопанельное домостроение невозможно без специальной техники, кранов и тому подобного. Это и затрудняет продажу частнику, который хочет строить самостоятельно. Он считает, например, что, кирпич хоть и дороже панелей, но зато не требуется такой фронт техники.

Плита изнутри

Производство «конструкторов» максимально унифицировано. По фактуре это такие же плиты, как те, из которых строят многоэтажки.

Вместе с главным инженером Гомельского завода крупнопанельного домостроения (он входит в структуру ДСК) Анатолием Пусенковым проходим по этапам технологической цепочки. Стеновые панели — трехслойные с теплоизоляцией, плиты перекрытия — однослойные. Смотрим, как делают стену.

На платформе устанавливаются металлические борта опалубки, они фиксируются магнитными замками. Еще девять лет назад габариты плит были фиксированными, теперь технология позволяет задать любые.

Форма с арматурой заполняется бетоном, это будет внешний слой стены, его толщина — 90 миллиметров.

На него кладется пенополистирол, отвечающий за тепло- и звукоизоляцию. Его толщина — 180 миллиметров. В звонких советских стенах тоже был пенопласт, но теперь толщину изоляции увеличили, так как ужесточились нормативы термосопротивления панелей.

На изоляцию заливается второй слой бетона — еще 80 миллиметров.

Чтобы «бутерброд» не развалился, слои скрепляются специальными стеклопластиковыми штырями.

После этого плита отправляется в термокамеру, где должна в вертикальном положении провести около десяти часов при температуре около 50 градусов.

Брутальный социалистический бетон ушел в прошлое. Теперь панели обязательно шлифуются, получаются гладкие и миленькие.

Общая толщина стеновой панели выходит 350 миллиметров.

Окна в проемы теперь вставляют здесь же (у ДСК недавно появилось собственное производство окон и дверей), говорят, так целесообразнее.

Такие плиты могут быть использованы как при строительстве высотки, так и в коттедже.

Вместо ужей — врачи

На улице Ленина в Ветке еще недавно жили староверы. Потому что на какой же улице им еще жить?.. Впрочем, на любой, это же Ветка.

Теперь их избы (местные говорят, дореволюционные) снесены, стоят пять разнотипных домов ДСК. Это тот самый пилотный проект 2014 года.

Николай испокон веку живет напротив. Уверен, что его старый деревянный дом с палисадником и деревянными лебедями все равно лучше всех на свете домов. Но в общем видом этих коттеджей, доволен.

— Уж не помню, сколько их строили по времени, но как-то быстро получилось: раз-раз — и готово. Стояли сараи да курятники, ужи оттуда ползли. Вон там болото было, потом-то засыпали. И волки приходили, собак наших воровали, — углубляется в какие-то совсем уж мрачные времена Николай. — А теперь красиво, аккуратно. И люди живут молодые, культурные. Не портят ничего.

Люди, которые ничего не портят, — это молодые госслужащие (в основном врачи). Им район выделил новое жилье. На некоторых госслужба уже наложила серьезную и важную печать: «Некогда с вами разговаривать». Другие, наоборот, толково рассказывают о накопившихся впечатлениях. (Те, которым «некогда», наблюдают, покуривая, с удобного крыльца.)

Татьяна — ветврач районной ветеринарной станции. У нее двое детей. Новый трехкомнатный коттедж ей, как молодому специалисту, выделили в качестве служебного жилья осенью 2014-го. Сама она из Гомеля, муж тоже не ветковский (работает в строительстве). Зацепились здесь за дом, о переезде мыслей не возникает.

— Конечно, счастливы были — а как не быть? — говорит Татьяна. — Все удобства, все есть, заселяйся и живи. Отделка какая была при заселении, такая и осталась, от себя не добавляли практически ничего. Наша только мебель. Зимой тепло, температуру регулируем сами. «Коммуналка» тоже вполне обычная, плюс какие-то копейки платим как за арендное жилье — рублей 14, что ли…

Внутри хозяйка попросила не фотографировать, визуально каких-то недостатков в доме не видно. Крыша не протекла, обои не отвалились, потолок не треснул, линолеум не оторвался, все работает.

(Впоследствии хозяйка другого дома, двухэтажного «Рубина», упоминала о «некритичных трещинах», которые, как она считает, появились в процессе усадки.)

Но не могло за четыре года не вылезти ни одного «косяка»! Татьяна на некоторое время задумывается:

— На самом деле сначала нам показался не совсем удачным переход из комнаты в кухню. Но потом оказалось, что это очень даже функциональное решение. Так что и придраться не к чему… Единственное, что я бы поменяла, — это выход на террасу перенесла бы из жилой комнаты в кухню. Впрочем, и это нельзя считать недостатком, просто дело вкуса.

Как выглядит «быстрый» дом снаружи спустя четыре с половиной года — судите сами.

Движемся дальше, ищем, к чему придраться.

Главный врач райбольницы Сергей Петренко родом из Гомеля. Теперь живет в коттедже с женой (тоже врач), ребенком и лысым котом.

Получил этот дом 1 апреля 2016 года, дату помнит точно. До этого назначения успел поработать по распределению в других районах, попробовал на себе тамошнее служебное жилье. Говорит, небо и земля (в Ветке — небо).

— По исполнению и планировке дома неплохие. А что касается отделки, то это уже смотря кто делает, — дипломатично формулирует Петренко. — Когда я заселялся, имелись разве что мелкие замечания, которых можно было легко избежать без дополнительных затрат: где-то линолеум не так подрезан и тому подобное. Ну это уже вопросы к подрядным организациям.

Все жильцы, с которыми удалось пообщаться, рассказывали, как довольны жильем. В то же время сложно быть недовольным, если тебе просто дали даром новенький дом. Ты его не покупаешь за свои, не влезаешь в кредиты. Платит район (о цене сейчас расскажем).

В общем, логика простая: хочешь отдельный красивый дом в райцентре — стань специалистом, без которого району не прожить.

Почем дома?

В ДСК отмечают: надо понимать, что такое строительство в сравнении с многоэтажной застройкой в любом случае дороже. Это логично; малоэтажное жилье по себестоимости обязано быть дороже многоквартирного.

— Наш вариант под ключ может стоить от 1600 до 1800 рублей за квадратный метр, — определяет порядок цифр Шилов. — Сюда входят инженерные сети, оборудование, внутренняя и наружная отделка, благоустройство территории. Но на окончательную цену сильно влияет транспортная составляющая. Чем дальше, тем дороже. Также играет роль инженерная геология.

Коробка без отделки, сетей и благоустройства стоит от 1130 до 1250 рублей за «квадрат» в зависимости от типа домика.

Если кто-то захочет купить просто комплект железобетона и собирать этот «конструктор» самостоятельно, то набор обойдется в сумму от 34 тыс. до 87 тыс.

Ян Шилов для сравнения приводит цены на жилье в Гомеле: «квадрат» для нуждающихся в многоквартирном доме «без внутренностей» государство считает по 1020 рублей. Коммерческое жилье — от 1300.

Другой конкурирующий вариант — индивидуальное строительство. Начальник отдела по должности отстаивает свою продукцию:

— Разумеется, если человек строит сам, из наших материалов или любых других, то может сэкономить на многих моментах. Но это если считать, что его личные труд и время ничего не стоят. Кроме того, мы даем пятилетнюю гарантию — в случае же с шабашниками с этим бывает сложнее. Наш дом гарантированно будет соответствовать всем нормативам. Технология отработана, решения прошли экспертизу, он стабильно теплый, не будет промерзаний и так далее.

Когда же ты сам себе архитектор и конструктор, то есть риск ошибиться. Условно говоря, неправильно утеплив стену, можно получить долгую и дорогую головную боль — от плесени до последующего разрушения.

Кроме того, кирпичная кладка по качеству поверхности не сравнится с нашей формованной плитой. На кирпич вы положите еще огромное количество штукатурки. Наши стены перед поклейкой обоев достаточно покрыть шпаклевкой — не для того, чтобы ровные были, а просто чтобы серый бетон не просвечивался.


Любому городу по деньгам выгоднее всунуть свечку между старых хрущевок со сформировавшимся микроклиматом и взрослыми деревьями, по которым можно лазить детям. Ведь там готовые коммуникации, детский сад и прочие соцнормативы. На удобство прежних жителей района нормативы позволяют наплевать, все законно. А новым и привыкать к хорошему незачем. Этот «брянский стиль» нынче популярен в Минске, его охотно перенимают и в Гомеле. Да, старая инфраструктура потом треснет по швам, оставшиеся деревья потравят, а газоны пустят под парковки, на которых автовладельцам будет удобно драться за место. Но это потом. А сейчас надо продать как можно больше таких площадок застройщикам.

Малоэтажная застройка, при которой не надо сидеть друг у друга на голове, считается слишком дорогим удовольствием. Его, видимо, могут позволить себе только Ветка да Брагин.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by