439
03 апреля 2019 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка, архив Onliner, transphoto.ru
Завидуй, Минск. Как москвичи распорядились старым троллейбусным депо в центре города

В ближайшие годы на территории бывшего троллейбусного депо №1 в центре Минска развернется большая стройка. Старые пыльные ангары из красного кирпича, где когда-то ночевал и ремонтировался подвижной состав, уступят место современным жилым домам с закрытыми дворами. На недавней презентации проект вызвал неоднозначную реакцию. Местные жители и городские активисты задались вопросами: будут ли востребованы подземные паркинги, не станет ли в пробке кольцо вокруг монумента Победы, да и вообще, нужен ли в центре города плотно застроенный спальник с населением под 2000 человек? Возможны ли альтернативные варианты регенерации столь ценной для города территории? Почему бы не помечтать? На примере Москвы Onliner рассказывает, как бывшее троллейбусное депо превратилось в фуд-молл — целый квартал гастрономических удовольствий — и всего за месяц с момента открытия стало одним из самых модных мест в столице.

Почему закрылось старейшее депо Москвы

Если подняться со станции метро «Белорусская» и пройти несколько кварталов вдоль улицы Лесной, окажешься среди старинных краснокирпичных зданий. Это место, откуда без малого 150 лет назад началась история общественного транспорта Москвы. Удачные эксперименты со строительством первых конно-железных дорог привели к необходимости возведения специального депо для обслуживания конки. Так в 1874 году на Лесной был создан Миусский парк, включавший в себя конюшню, вагонный сарай, мастерскую, казарму и склады.

В начале XX века на смену конке пришел электрический трамвай. К этому времени существенно изменился и внешний облик парка. На месте конюшен и мастерских возник целый комплекс зданий, представлявших собой яркий образец промышленной архитектуры того периода: темно-красный кирпич с белыми декоративными вкраплениями, готические элементы и так далее.

В 1950-х депо полностью перешло на обслуживание нового городского пассажирского транспорта — троллейбусов. Более полувека «ламповые» ЗиУ-5, ЗиУ-9 и их собратья развозили москвичей по регулярным маршрутам, пока в городе не начался «большой троллейбусный погром» — так блогеры назвали затеянный властями процесс оптимизации электротранспорта. Сокращение маршрутов мотивировалось износом подвижного состава, большими затратами на содержание контактной сети и недостаточной маневренностью троллейбусов в условиях московских пробок. В то же время городские активисты усматривали совсем другие причины неприязни властей к экологически чистому виду транспорта. Одна из них — дорогая земля под троллейбусными парками. Закрытие депо и тяговых подстанций высвобождает десятки гектаров и тысячи квадратных метров, которые можно выгодно сдать в аренду под коммерческие нужды.

11 апреля 2014 года из ворот старейшего московского депо на Лесной вышел последний троллейбус. На протяжении нескольких последующих лет будущее этого места казалось неопределенным. Ходили слухи, что приходящие в упадок старые здания вот-вот снесут и на их месте выстроят 20-этажки, неравнодушная общественность предлагала создать музей пассажирского транспорта и всячески требовала признания исторической ценности уникальных сооружений. Наконец, в 2016 году архитектурный ансамбль Миусского парка получил статус объекта культурного наследия.

Судьба бывшего депо прояснилась в 2017-м, когда «Мосгортранс» сдал территорию в аренду компании «Сигма» сроком на 49 лет. По условиям открытого аукциона, инвестор обязался отреставрировать старые здания, приспособив их под «современные функции», и ежегодно платить по 120 млн российских рублей за пользование недвижимостью. Под современными функциями подразумевалось создание гастрономического проекта «Депо» — масштабного фуд-корта, объединяющего десятки концепций от лучших рестораторов страны.

Реконструкция заняла менее двух лет. Охранный статус объектов запрещал изменение этажности зданий и их исторического облика. Одна из непростых задач была связана с невозможностью использования современного кирпича. Как писала московская пресса, реставраторам пришлось искать за пределами области здания-руины, построенные в годы создания депо, и договариваться с администрациями регионов о вывозе кирпичей.

Фуд-молл, что ты такое?

Наконец, в феврале 2019-го в отреставрированном Миусском троллейбусном парке открылся фуд-молл «Депо».

Чтобы понять масштабы, представьте гипермаркет, где вместо витрин и стеллажей — десятки разнообразных кафе, торговые ряды с фермерскими продуктами и сотни посадочных мест за длинными столами.
Когда-то вдоль окрестных улиц тянулись вереницы троллейбусов, сейчас все вокруг заставлено дорогими машинами. Массивные ворота депо, откуда раньше выезжали троллейбусы, заменены на панорамное остекление

Это не просто большой фуд-корт с бургерами, блинами и хинкали, а целый гастрономический квартал — пришедший из Европы новый формат, представляющий собой альтернативу олдскульным продуктовым рынкам.

Первые фуд-маркеты, сочетающие общепит с продуктовым ретейлом, начали появляться в Москве не так давно — несколько лет назад. Достоинство подобных мест заключается в высокой эстетике (никаких луж, грязи и залежалых продуктов) и разнообразии собранных под одной крышей гастрономических концепций: здесь и проекты модных рестораторов, и фастфуд-стартапы. А еще прозрачность процессов: заказанное блюдо готовится на виду у покупателя из свежих продуктов. В довесок — культурная программа (мастер-классы от поваров, концерты, выступления диджеев и так далее).

Сооснователи «Депо» называют свой проект самым масштабным в Москве, потому даже слово новое придумали — фуд-молл. Размах действительно впечатляет: 11 тыс. квадратных метров, 75 ресторанов и кафе с авторской кухней разных стран мира, 140 лавок и магазинов с продуктами, 1800 посадочных мест.

Помимо красного кирпича и оригинальных колонн, об индустриальном прошлом места напоминают три старых троллейбуса, удачно вписавшихся в интерьер фуд-молла. В одном из них спрятали электрическую подстанцию, второй превращен в цветочный ларек, третий представляет собой макет грузового троллейбуса КТГ-2.

«Депо» состоит из двух частей: рыночной и ресторанной. Все разбито на сектора. В центральной части рыночной зоны — горы фруктов и овощей, лотки с крафтовыми сырами, специями и деликатесами, ближе ко входу — сладости, в дальнем конце здания — мясо и удивительно разнообразные рыбные ряды. Словом, все, что только можно представить на настоящем рынке.

Зона ресторанов представлена преимущественно азиатской кухней: Китай, Вьетнам, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Таиланд… Здесь все — от пельменей и плова до дальневосточных устриц и морских ежей. Есть точки со стритфудом из Италии, Испании, Греции, Мексики, США.

Отдельного упоминания заслуживают оригинальные названия некоторых корнеров: «Нахлебник», «Веганутые», «Бэтмен и узбеки».

Посадочные места расположены вдоль четырех линий. Есть также две антресоли на втором уровне, где не так шумно и можно посидеть за столиками.

В «Депо» есть точка доставки еды. Желающие могут оставить работникам свои сумки с продуктами, после чего их упакуют и привезут по нужному адресу. Здесь же можно заказать привоз и готовой еды резидентов фуд-молла.

Модное место для селфи в Instagram

За неполных два месяца с момента открытия «Депо» превратилось в одно из самых модных и посещаемых мест Москвы. Instagram каждый день пополняется фотографиями из нового гастроквартала.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от FOTO | TRAVEL | LIFESTYLE (@marinka_malinka)

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Фотограф Марина Карханина (@rudichkaa)

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Elena Shi (@e.shinka)

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Olya (@olya_lubit)

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Tamriko Kvirkveliya (@tamu_kv)

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Tatiana Kiko (@tatiana.kiko)

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Марiйка (@marybu___)

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Дашуля (@dassssik)

Чем недовольны посетители?

Судя по многочисленным отзывам в интернете, основные претензии пока сводятся к нехватке мест в часы пик и завышенным ценникам.

«Фастфуд по ценам московского ресторана».

«Были в выходной день и не прониклись. Заказы в большинстве ресторанчиков ждать от 20 минут, столов свободных не найдешь, присесть подождать негде. Музыка очень громкая».

«Это место не для слабонервных, особенно в выходной. Толпы обеспеченных людей блуждают в поисках еды, а затем стола».

«Невероятно огромное все: выбор, толпа, шум. Мне кажется, перебор и не понятно, что заказывать. Хотя ассортимент точек велик, понять, куда идти, нереально».

«Депо с наплывом модных инстаблогеров и хипстеров пока что не справляется. И хотя это фуд-маркет и большое общественное пространство, хочется побольше уюта и камерности».

Впрочем, позитивных и нейтральных отзывов все же больше:

«Отличный выбор морепродуктов, устрицы по приемлемым ценам и отличный выбор мяса и рыбы — в общем, респект!»

«Здесь реально есть все кухни мира — от сувлаки до супчика фо, от осьминога на гриле до фалафеля! Огромный выбор десертов, фруктов, сыров и прочего. Напитки, бургеры и крабы!»

«Радует, что мало сетевых кафе, поэтому можно пробовать что-то новое. Каждый найдет для себя что-то. Все очень атмосферно, обустройство отличное (троллейбусы, лампы)».

«Выбор еды большой, но никакой высокой кухни или чего-то прямо сногсшибательного. Все качественное, но не лучше, чем в других местах».

А что в Минске?

Судьбы Миусского парка в Москве и заброшенного троллейбусного депо №1 в Минске во многом похожи. Оба объекта находятся в центре и имеют давнюю историю, оба положили начало трамвайному движению. Конечно, полуразвалившиеся ангары у площади Победы не являются памятниками архитектуры и не идут в сравнение с московским ансамблем начала XX века. Тем не менее здания из красного кирпича несут в себе определенную историческую память, символизируют важный этап в развитии городского пассажирского транспорта. Разве не так?

Мог ли подобный фуд-молл появиться в центре Минска в стенах отреставрированного депо? Почему бы и нет! Свободной территории хватило бы и для строительства паркинга, и для организации, например, музея транспорта… Мингорисполком и застройщик решили распорядиться ценной землей иначе: квартал будет застроен элитным жильем. Безусловно, у «А-100 Девелопмент» получится красивый район с современной архитектурой и качественным благоустройством. Но наслаждаться всем этим великолепием смогут в основном жильцы комплекса. А в чем интерес для остальных минчан?

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка, архив Onliner, transphoto.ru