01 марта 2019 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, Wikimedia, pinterest.com

«Сначала я увидел стену воды, а потом море мертвых тел»: история крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории человечества

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, Wikimedia, pinterest.com

«Эта волна заслонила собой горизонт, и она приближалась. Ее даже волной нельзя было назвать, это была стена, отвесная скала из воды, которая шла прямо на нас», — так описывали случившееся очевидцы, те редкие счастливчики, которым удалось пережить всего один эпизод той колоссальной трагедии. В декабре 2004 года у побережья Индонезии произошло одно из самых сильных землетрясений современности, вызвавшее цунами, жертвами которого стали более 200 тыс. человек в разных странах региона. Под удар этой беспощадной стихии попали и пассажиры утреннего поезда, шедшего по побережью Шри-Ланки. Количество погибших превысило 1,5 тыс. человек. Onliner рассказывает о крупнейшей железнодорожной катастрофе в истории планеты.

Рождественский ад

Тихоокеанское кольцо огня, самое беспокойное место в мире, где природа раз за разом показывает ничтожность человека и созданной им цивилизации перед стихией, остановить которую невозможно. Здесь океанические плиты неумолимо, сантиметр за сантиметром погружаются под плиты материковые, и этот величественный тектонический процесс неизбежно сопровождается извержениями вулканов и землетрясениями. К 2004 году тройка сильнейших из них, которые были зафиксированы, случилась именно в этом кольце, опоясывающем Тихий океан, причем в течение всего 12 лет (1952 — Камчатка, 1960 — Чили, 1964 — Аляска). Однако во всех трех случаях количество жертв исчислялось лишь сотнями и тысячами и было, к счастью, не сравнимо с мощностью произошедшего в земной коре события.

После Великого Аляскинского землетрясения планета ждала целых 40 лет, чтобы выдать нечто похожее, магнитудой 9,0+, и жителям Земли в этот раз мало не показалось.

Тихоокеанское огненное кольцо

Накопившееся за эти годы напряжение было грандиозным. 26 декабря 2004 года в 7:58:53 по местному времени на протяжении 1600 километров Индийская океаническая плита в два приема сдвинулась под Бирманскую материковую плиту, в результате чего некоторые острова в регионе переместились на несколько метров юго-западнее и на метр погрузились в океан. Продолжительность суток на планете сократилась (на микросекунды), и Земля даже «вильнула» вокруг собственной оси. Гипоцентр землетрясения находился в Индийском океане, в 160 километрах к западу от индонезийской Суматры, на глубине в 30 километров, а магнитуда события, по последующим оценкам, составила 9,1—9,3, что уверенно включило его в тройку крупнейших землетрясений современности.

Вертикальные колебания, амплитуда которых составила 4—5 метров, по 1600-километровой линии разлома вызвали цунами в восточном и западном направлениях. При регулярных землетрясениях в Азиатско-Тихоокеанском регионе в цунами не было ничего необычного, однако в данном случае оно приняло катастрофический характер. Волны начали распространяться на всем протяжении случившегося сдвига. Погибшие от них были даже в Сомали и ЮАР, несмотря на огромное расстояние от эпицентра землетрясения, но туда цунами дошло лишь через 5—7 часов. Побережье Индонезии, Шри-Ланки, Индии и Таиланда было куда ближе, и туда гигантские волны пришли гораздо быстрее.

Их максимальная высота достигала 30 метров, и, хотя это было гораздо скромнее тех цунами, которые мы привыкли видеть в фильмах-катастрофах, последствия все равно были ужасающими. В некоторых случаях океан, сметая все на своем пути, проникал вглубь земли на 3—4 километра. Бурлящая вода, обломки зданий, покореженные автомобили и лодки, сломанные деревья перемалывали людей. Большинство из тех, кому не повезло за что-то уцепиться, забраться на возвышенность, захлебнулись, многие погибли от травм и повреждений. Десятки тысяч человек были просто смыты в океан и так и не найдены.

Только по официальным данным, в результате землетрясения 2004 года и последовавшего цунами погибло 230 тыс. человек, но счет жертв, скорее всего, подходил ближе к 300 тыс. Большинство из них — это местные жители, чьи дома стояли на побережье, но среди погибших были и 9 тыс. иностранцев, отдыхавших преимущественно в Таиланде. Трагедия случилась 26 декабря, на следующий день после Рождества, и отели тайских курортов на Пхукете, островах Пхи-Пхи и в других максимально туристических районах страны были переполнены. Был разгар турсезона, многие европейцы находились в рождественских отпусках, и цунами подошло к побережью Таиланда в самые комфортные для отдыха утренние часы.

«Королева моря»

Шри-Ланка находилась гораздо дальше от эпицентра землетрясения, чем Индонезия и Таиланд, но тем не менее по количеству пострадавших эта страна заняла второе место. Цунами, отразившись от естественных препятствий, по сложной траектории обрушилось даже на западное побережье острова, выходившее на противоположную от места землетрясения сторону. Именно здесь, вдоль океанского берега, на расстоянии до нескольких сот метров проходила железнодорожная линия, связывающая столицу Коломбо с городами на юге страны.

По наследству от британских колониальных властей Шри-Ланке досталась достаточно разветвленная сеть железных дорог, которые активно использовались местными жителями. Особенностью пострадавшей в результате цунами Прибрежной линии (Coastal Line) между Коломбо и городом Матара было то, что по ней любили путешествовать и туристы, на протяжении десятков километров наслаждавшиеся океанскими видами прямо из окна вагона.

26 декабря 2004 года экспрессу №50 Samudra Devi («Королева моря») предстоял очередной рейс из Коломбо в Матару. Кроме Boxing Day (Дня подарков), следующего после Рождества и тоже праздничного в британской культуре, на это воскресенье пришелся буддийский День Поя — полнолуние, праздник в Шри-Ланке. Недостатка в пассажирах не было: на поезд было продано 1500 билетов, но были еще и владельцы проездных. На следующих же станциях в «Королеву», по местной традиции, обильно подсаживались безбилетники. Ажиотаж был так велик, что железнодорожной компании пришлось даже менять локомотив на более мощный тепловоз M2-591.

В 6:30 утра Samudra Devi отправился в путь, который должен был продолжаться 3 часа 45 минут. Вскоре ланкийская станция сейсмического мониторинга в Паллекеле зафиксировала мощное землетрясение, произошедшее у Суматры. Однако в первое время специалисты станции не видели повода для тревоги. Суматра казалась слишком далеко. Лишь после того, как стали поступать сообщения о цунами, обрушившемся на побережье Индонезии, сейсмологи в Паллекеле стали рассылать соответствующие предупреждения. В общей сложности удалось остановить восемь составов, которые уже двигались или должны были выехать в рейс по Прибрежной линии. Связаться с «Королевой моря» не удалось.

Катастрофа

В 9:30 утра ланкийский экспресс остановился на запрещающий сигнал светофора в районе деревни Пералия в 200 метрах от океана. Через пару минут на поезд, переполненный ничего не подозревающими пассажирами, обрушилась первая, самая слабая, волна цунами. Некоторые из вагонов от удара сошли с рельсов, но никто серьезно не пострадал. Поезд частично затопило, вода в салонах поднялась примерно на метр. Кто-то из пассажиров стал открывать окна, залезать на крышу. Из Пералии к составу, казавшемуся надежной защитой, побежали местные жители, многие из которых спрятались за вагонами. Вагоны должны были выступить в качестве щита, но, конечно, все получилось наоборот.

Через 15 минут пришла вторая, самая мощная, волна цунами. Потоки воды высотой в 6—7 метров не оставили почти никому ни шанса. Они подхватили все восемь битком набитых вагонов, локомотив весом 80 тонн и понесли их вглубь суши, ломая деревья, убивая людей, спрятавшихся за ними, пока их наконец не остановили дома Пералии.

«Вторая волна ударила в вагон и потащила его вглубь острова, пока мы не врезались в здание, — рассказывал позже журналистам Шент Равиндра, один из чудом выживших пассажиров „Королевы моря“. — Мне удалось выбраться на крышу вагона, а затем на крышу соседнего дома и забраться так высоко, как только это было возможно. Дом трясло, на него упала кокосовая пальма».

Затем Равиндра спрыгнул в воду, испугавшись возможной третьей волны и обрушения дома, который его спас: «Это было похоже на море из мертвых тел, в основном женщин и детей. Я был вынужден прокладывать себе путь в воде, отталкивая трупы, чтобы забраться вглубь острова так далеко, как это было возможно».

По данным шри-ланкийских властей, спаслись лишь 150 человек, которые ехали в поезде. Точное количество погибших установить было невозможно, потому что никто не знал, сколько всего пассажиров находилось внутри «Королевы моря». Понятно было лишь, что число жертв составляет минимум 1700 человек, но теоретически достигает и цифры в 2000. Кроме того, на этом же месте погибло и несколько сотен жителей деревни Пералия.

Большинство жертв катастрофы утонули или получили не совместимые с жизнью травмы. Многие умерли от повреждений позже, так и не дождавшись помощи. Спасательные службы Шри-Ланки оказались не готовы к природной катастрофе таких масштабов. Цунами не только убивало людей, оно размыло дороги, снесло мосты, и оперативный доступ во многие населенные пункты оказался невозможен. Остатки «Королевы моря» обнаружили с вертолета лишь в четыре вечера, спустя 6 с половиной часов после трагедии. Масштабные спасательные работы были организованы еще позже и заняли примерно неделю.

Два вагона «Королевы моря» унесло в океан вместе со всеми находившимися внутри, остальные оказались на расстоянии в несколько десятков и даже сот метров в глубине острова. Часть из них не подлежало восстановлению, но местные железнодорожники умудрились даже отремонтировать пострадавший локомотив M2-591 и вернуть его в активную эксплуатацию. Экспресс также продолжил ходить по своему маршруту, когда закончилась ликвидация последствий цунами. Более того, сейчас власти страны задумались о расширении пропускной способности ветки. Скорость движения составов на Прибрежной линии уже давно увеличилась, но раз в год, 26 декабря, в 6:30 с вокзала Коломбо отправляется «Королева ночи», которая идет по тому старому графику 2004 года, со всеми остановками, чтобы прибыть к деревне Пералия в 9:30 утра. Пассажиры этого специального рейса могут почтить память погибших у их мемориала, а потом отправиться дальше на ланкийские курорты к океану, который может быть так жесток. Жизнь продолжается.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by