На примере «Маяка Минска» и ЖК «Аркадия» жители белорусской столицы уже смогли понять и прочувствовать, что такое высокоплотная многоэтажная застройка. В этой связи интересен опыт окраин Санкт-Петербурга, где девелоперы с пугающей быстротой выстраивают целые города. Там много недорогого жилья, но минимум социальной инфраструктуры, не развиты транспортные связи и почти отсутствуют места приложения труда. Закономерным результатом такой градостроительной политики стали часовые пробки на выезде из районов, свалки машин во дворах, катастрофическая нехватка мест в детских садах и так далее. Прогулявшись по новым районам Петербурга, Onliner посмотрел, какими проблемами может обернуться неконтролируемая высокоплотная застройка городских окраин.
Кудрово — в недавнем прошлом неприметная деревушка на юго-восточной окраине Санкт-Петербурга, где каких-то 10 лет назад проживало меньше 100 человек. Планы по строительству на ее месте крупного жилого массива вынашивались еще в советские времена, но влиятельные девелоперы пришли сюда только в конце 2000-х. С тех пор Кудрово аномально быстро разрослось до масштабов микрорайона, а затем и целого города. По официальным данным, сегодня здесь прописано около 20 тыс. человек, тогда как фактическая численность населения достигает 60—70 тыс., а к 2025 году, когда все дома будут достроены, Кудрово станет городом-стотысячником.
Первым жилым комплексом в Кудрово стал квартал «Новый Оккервиль», раскинувшийся на некогда живописных полях у самой границы Петербурга и Ленинградской области. ЖК неожиданно прославился в сентябре 2016 года, когда пользователи yaplakal.com обратили внимание на странную геометрию одного из жилых домов: он представляет собой сплошную стену высотой в 18—25 этажей, образующую замкнутый периметр в виде прямоугольника. Внутри этого периметра ступенями пристроены еще несколько жилых блоков высотой 10—25 этажей. Только представьте: 35 подъездов и около 2500 квартир. В один мегадом можно переселить всех обитателей небольшого города! Вот уж действительно пример того, как выжать максимум квадратных метров (и, конечно, прибыли) на ограниченной территории.
На просторах интернета ЖК «Новый Оккервиль» окрестили «самым ужасным домом России». Так ли он плох на самом деле? Выходим из метро и пешком направляемся в сторону Кудрово — массивная многоэтажная глыба видна издалека.
С внешним миром дом-крепость сообщается с помощью 11 арок, оборудованных металлическими воротами и калитками. Застройщик обещал будущим жильцам полностью закрытую от посторонних территорию. На самом же деле попасть во двор вместе с очередной проезжающей машиной не составляет особого труда. Как такового контроля доступа здесь нет, хотя в подъездах дежурят консьержи (дом все еще считается довольно-таки престижным).
Поднимаемся на последний этаж одного из подъездов и осматриваем территорию дома. Как и следовало ожидать, двор представляет собой большую парковку с вкраплениями детских площадок и пятачков газонов.
В разгар буднего дня примерно 80% парковочных мест занято, кое-где машины подпирают друг друга. Что же творится здесь по вечерам?
За счет внутренних ступенчатых секций двор разделен на четыре «колодца», минимальное расстояние между стенами которого составляет всего 45 метров. Обращенные внутрь двора окна выходят на точно такие же окна напротив. Но хуже всего то, что первые этажи весь день находятся в тени.
На сайте жилого комплекса встречается слоган «Город весь вы обойдете — места лучше не найдете!». Серьезно?
Детские площадки, как можно заметить, самые обычные. Положены по нормативу горка, качели и песочница — получите, и ничего больше! Озеленение минимальное.
Подобному нагромождению объемов нашлось бы логичное объяснение где-нибудь в странах Юго-Восточной Азии, где высокая рождаемость и дефицит земли. Но чем, кроме как желанием извлечь максимум прибыли, можно обосновать столь плотную застройку на окраине Петербурга, где еще в достатке пустырей и полей?
Вероятно, таким образом застройщик отбивает затраты на создание социальной инфраструктуры жилого комплекса. А она включает в себя школу, два детских сада, две мини-поликлиники, спорткомплекс, парк отдыха. Вместе с тем квартал уплотнили еще несколькими домами-стенами с такими же свалками машин во дворах.
Что думают о своем доме его жители — «новооккервильцы». Мы опросили несколько человек во дворе.
— Самая главная наша проблема — пробки в часы пик. Свободно выехать из района можно только после 10:00. Во дворе можно найти место до 21:00. Если вообще нет мест — на платную стоянку.
— А что, лучше жить в замшелой хрущевке? Меня не парит вид из окна, а проблемы — они везде есть.
— Дом новый, теплый. Район, в принципе, неплохой. Рядом IKEA, большой торговый центр, парк отдыха, детский сад и школа. Правда, часть младших классов в школе уже переводят на вторую смену.
Выбравшись из дома-крепости, мы сосредоточились на изучении южной части Кудрово. Она поделена между несколькими застройщиками, а потому представляет собой пестрое нагромождение высоток. 18, 22, 26 этажей — такое чувство, будто каждый девелопер пытается построить максимально высокий и длинный дом, насколько ему позволяют это нормы по инсоляции.
Короткой прогулки по району достаточно, чтобы понять: местным застройщикам чужды современные подходы к организации жилой среды. Здесь нет всего того, что давно стало стандартом в Европе: малоэтажных домов, закрытых от машин дворов, террас на крышах и первых этажах, многоярусных озелененных площадок и взрослых деревьев, перевезенных из питомника. Спроектированные несколько лет назад кварталы уже захлебываются от машин, но, похоже, до этого нет дела ни застройщикам, привыкшим работать с морально устаревшими нормативами, ни выдавшим разрешения чиновникам.
Нельзя просто взять и сделать вход в подъезд в один уровень с землей. Обязательно нужны ступеньки и ржавеющие подъемники. Норматив по безбарьерной среде соблюден, а дальше можно не беспокоиться?
По странной питерской традиции все газоны во дворе (как небольшие клочки, так и пустыри размером с футбольное поле) огораживаются невысокими металлическими заборами. Оставшиеся между ними пешеходные дорожки напоминают ходы в лабиринте.
Поскольку качественное озеленение застройщики не ставят в число приоритетов, обнесенные заборами участки ценной дворовой территории остаются пустыми и тем самым попросту выключены из жизненного пространства, не работают на создание благоприятной среды.
Следов инфраструктуры для велосипедистов не замечено. Впрочем, этот недостаток компенсируется «Мегапарком» — большой зоной отдыха для жителей всего района, где есть и велодорожки, и площадки для прогулок, скейтбордистов, а зимой заливается каток.
Местами внутридворовые проезды настолько узкие, что создается впечатление, будто идешь по дну каньона.
Что это — Гонконг, Мумбаи? Нет же, деревня Кудрово Ленинградской области.
Бо́льшую часть жилых комплексов составляют студии, однокомнатные квартиры и так называемые «евродвушки» — жилье максимально компактных размеров. На одном этаже может быть по 15—16 квартир, встречаются варианты студий площадью всего 19 квадратных метров по цене в районе $33 500 по курсу. Неудивительно, что район привлекает десятки тысяч человек (в основном молодых семей), испытывающих потребность в собственном жилье.
Редкое исключение — жилой комплекс с прозрачными входными группами и дверями на уровне тротуара.
Главные проблемы Кудрово — это, конечно, не заборчики, не отсутствие деревьев и даже не сверхвысокая плотность застройки.
Район-город с населением под 70 тыс. человек оказался полностью зависим от Петербурга.
Здесь нет в достаточном количестве детских садов (сейчас не хватает 3—4 тыс. мест), нет полноценных поликлиник, все еще нет своего пожарного депо. Наконец, здесь нет рабочих мест, кроме как в многочисленных шаверменных и мелких магазинах на первых этажах жилых домов. Ведущие в Петербург дороги не справляются с нагрузкой. В час пик все четыре выезда встают в пробках, а в случае ДТП наступает дорожный коллапс.
Бывает, что в семь утра пробки образуются уже во дворах. Машины стоят или движутся со скоростью пешеходов, пешеходы лавируют по всей проезжей части, не обращая внимания на сигналы светофоров. Пассажиры выходят из автобусов и, несмотря на мороз, пешком бредут до станции метро. Чтобы понимать происходящее, достаточно посмотреть видеоролик, выложенный на YouTube в январе этого года.
Несколько лет назад известный блогер Илья Варламов назвал Кудрово очередным районом-паразитом на теле Петербурга: «Жители Кудрово пользуются инфраструктурой Питера, они ездят в Питер на работу, они нагружают питерский транспорт и так далее. И в этом самая большая проблема подобных районов… Это самые настоящие паразиты по своему устройству». Кто-то из местных разделяет эти взгляды, кто-то — нет. Кто-то пытается повлиять на ситуацию, выходя на митинги, кто-то просто тихо матерится в пробках, надеясь на чудо — что подтянется инфраструктура, в район придет метро, а деревья станут большими. И все станет как в рекламных буклетах застройщиков…
Впрочем, эти надежды не беспочвенны. Поликлиника в планах действительно есть, детские сады строятся, пожарное депо почти готово, станция метро должна появиться к 2025 году. В мае 2018-го деревня Кудрово официально стала городом. Не быстро, но этот статус поможет решить часть проблем.
Подобных Кудрово спальных окраин, где плотность застройки достигает пиковых значений, на карте Петербурга и области несколько. С 2009 года на севере города, в районе Парнас, ведется реализация одного из мегапроектов — ЖК «Северная долина». В перспективе там будет жить 80 тыс. человек. Девелопер не мелочится: высота возводимых и уже сданных в эксплуатацию домов составляет 24—27 этажей.
На фото ниже — двор давно заселенного квартала. Это сплошная парковка. Сначала мы подумали, что раньше все было по-другому, а потом машины принялись захватывать детские площадки, уничтожать клумбы, дорожки и аллеи. Но нет, все так и было задумано застройщиком.
Конечно, игровые площадки, школы и детские сады в Парнасе тоже строятся (это одно из обязательств девелопера), правда, социальная инфраструктура, как обычно, отстает от жилья на несколько лет.
— С детскими садами здесь все плохо, — признается молодая мама. — Работают три, но туда не попасть, даже если ребенок в очереди с рождения. Очень много льготников, идущих вне очереди. Предлагают варианты в соседнем районе, на улице Есенина — там по 30—40 детей в группе. Мы ездим еще дальше — на общественном транспорте 40 минут, там по 20 человек в группе.
Своей полноценной поликлиники в районе нет. В 17-й детской, что в соседнем районе, три месяца ловили лор-врача, в итоге прошли обследование в платной поликлинике… Машины во дворах не мешают. На самом деле здесь есть где погулять, и зеленых зон, и детских площадок достаточно.
Мурино — еще один гипертрофированный питерский «спальник». Официально это поселок во Всеволожском районе Ленинградской области, фактически же — примыкающий к Питеру город с населением в 60 тыс. человек. Мурино — странный город. Здесь процветают фастфуд, различные пекарни, шаверменные, магазины разливного пива и прочие заведения. При этом практически нет работы. Каждое утро главный бульвар Западного Мурино превращается в стремительную людскую реку, уносящую в недра подземки десятки тысяч человек.
При взгляде на район сверху обращают на себя внимание детские сады, интегрированные в первые этажи жилых домов. Таким образом экономится и место (можно же еще один дом построить), и деньги. Детских садов, кстати, району по-прежнему не хватает. Даже если записать ребенка в очередь с самого рождения, шансов не много.
Расстояние между домами в Мурино чуть больше, чем в Кудрово. На этих пустырях можно было бы создать крутые спортивные площадки и нестандартные детские городки с полосой препятствий. Но зачем, если нормативы и так соблюдены, а квартиры все равно покупаются? Вероятно, такой логикой руководствуются девелоперы.
Не видно здесь и зачатков ландшафтного дизайна. Максимум, на что сподобились застройщики, — это прутья-саженцы, кусты и небольшие ели.
Неужели питерские строительные компании даже не пытаются экспериментировать с жилой средой? Так сложно высадить аллею взрослых деревьев, пригласить толковых архитекторов и спроектировать площадки, где хочется отдыхать, а не выть от тоски? Девушка из отдела продаж одного из девелоперов убеждает, что все эти прихоти — атрибуты дорогой недвижимости. Мол, попробуй создать двор без машин — стоимость метра резко подскочит.
К сожалению, не избежал появления высокоплотных жилых комплексов и Минск. Вместе с тем белорусская столица вовремя свернула с ошибочного пути. Несколько лет назад на высочайшем государственном уровне было принято решение сдерживать темпы строительства жилья в городе и исключить застройку пахотных земель. Внеся изменения в генплан, власти не допустили появления еще одной Каменной Горки на севере Минска и нескольких похожих районов за пределами МКАД.
Тем не менее город не отказался от освоения новых площадок. На месте аэропорта Минск-1 растет «экспериментальный многофункциональный комплекс» — новый высокоплотный район на 60 тыс. человек. А в начале 2019 года мы стали свидетелями неожиданных новаций, идущих вразрез с генпланом. В Сухарево и Новинках из состава почти священных земель сельхозназначения были исключены довольно большие участки. Чтобы не допустить просчетов в застройке этих гектаров, важно помнить о своих и чужих ошибках.
Читайте также:
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен». Только топовые новости!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by