У Минска немало болевых точек — мест, где в неравной схватке приходится сражаться обычным горожанам с государственными и частными (под видом государственных) интересами. Очередной градостроительный конфликт с множеством обидных для минчан векторов тлел на протяжении лет десяти по адресу 2-й переулок Розы Люксембург, 4/2. Жильцы кирпичной девятиэтажки годами безропотно сносили сваливавшиеся на их головы одну за другой беды — слишком близкое соседство с железнодорожными путями; строительство огромного бизнес-центра, а затем и участка первой кольцевой прямо у себя под окнами. И вот очередная напасть — буквально в пяти метрах от стены их дома частный застройщик, некогда сумевший возвести офисную высотку в непосредственной близости от администрации Московского района, вознамерился соорудить подземный паркинг. Того, что прямо под их дом (и без того разрушающийся) копают, минчане уже не вынесли.
Ситуация не выглядела бы столь трагичной, если бы не цифры и расстояния. Засаженная деревьями и кустами территория за домом, которая смотрит в сторону железнодорожных путей, по размерам очень скромная. От стены дома до обрыва, за которым начинается новая развязка первого кольца, от силы метров тридцать-сорок. И именно на этот пятачок ООО «Лект» собирается усадить новый объект — подземный паркинг, который не сильно, но все-таки будет выступать над поверхностью земли.
Для жильцов первых этажей это особенно «приятная» новость: окна в доме очень низкие, и очередная стройка совсем лишит людей ощущения приватности у себя в квартире. Да и в целом, находясь на этом участке, сложно представить, что и как здесь можно делать. Но, видимо, для целеустремленных субъектов хозяйствования не существует ничего невозможного: у компании-заказчика, как выяснилось, есть разрешительная документация для проведения работ.
На выходных на пока еще свободный «пятачок» пожаловали строители и начали снимать грунт, огораживать стройплощадку. Благодаря обращениям в милицию жильцам удалось сдержать их порывы. Но вопрос остается открытым: несмотря на многочисленные обращения минчан во все без исключения инстанции (в том числе Администрацию президента) планы возвести паркинг почти на 170 мест остаются в силе.
Сегодня жители злополучного дома пришли в исполком Московского района, чтобы искать правду.
— Это настоящий беспредел, — переживает минчанка Валентина. — Скажите, чем мы заслужили такую жизнь: железная дорога на расстоянии 72 метров, хотя должно быть минимум сто. То есть дом изначально был построен с нарушениями. Затем автомобильная развязка, которая круглосуточно будет нагружена, на расстоянии вытянутой руки, так еще и паркинг под самыми окнами. Как нам сказали строители, от стены нашего дома собираются отступить всего шесть метров и начать рыть котлован. Причем последний этаж будет выступать из земли где-то на 70 сантиметров. И его сверху присыпят грунтом толщиной полметра. Это же издевательство.
— Два метра! Какие шесть? — перебивают ее взволнованные мужчины, предвидящие начало грандиозной стройки под окнами. — Работать начнут от канавы, которая там проложена. Да хоть бы кто подумал о состоянии нашего дома. Он строился на котловане, засыпанном мусором. А в качестве основания не сваи поставили под дом, а просто забетонировали «стаканы». Нормального фундамента нет, грунт слабый, в подвалах вода стоит, трещины длиной шесть-семь метров есть во всех подъездах. И это еще никто не подкапывался по самые стены. А что будет, когда они технику пригонят и сваи вбивать начнут?
Как нас предупредили, сваи будут забивать на глубину 30 метров! Вы можете себе представить, что это такое? Зато потом, когда наш дом начнет разрушаться или станет братской могилой, начнут искать крайних — кто виноват, кто подписал.
От перспективы соседствовать с паркингом минчане отбиваются уже несколько лет. Как и все люди, полагающие, что на общественных обсуждениях что-то решается, жильцы многоэтажки ходили на собрания, высказывали свое мнение и записывали пожелания. Борьба шла с переменным успехом — то горожанам обещали, что никакого паркинга не будет, то удивительным образом возвращали его в ПДП.
— Нарушения начались давным-давно. Когда в 2007 году обсуждалось ПДП района, люди не были как следует оповещены: никто не знал, что будет общественное обсуждение и по сути на нем станет решаться судьба нашего дома, — вспоминает активистка Тамара Власовна, которая была вынуждена изучить все документы по своему вопросу. — В итоге тихо-мирно чиновники и бизнес решили по-своему: как им выгодно. И что мы получаем? Офисную высотку без паркинга (почему его нельзя было сделать под новым зданием — вопрос) возвели на территории санитарно-защитной зоны, которая вдруг чудесным образом стала официально пригодной для строительства.
В 2017-м было новое общественное обсуждение, и не одно — про то, что под нашими окнами планируется подземный паркинг, в нем не было сказано ни слова. Напротив, когда мы поднимали вопрос, из пяти инстанций (от Мингорисполкома до прокуратуры), получили ответ, что места для машин будут организованы под разворотным кольцом строящейся автодороги. Этими бумажками усыпили нашу бдительность и за спиной приняли нужное им решение. Сколько мы жаловались в прокуратуру, в администрацию — никто не реагировал. А ведь мы приводили доводы: показывали, как менялись объекты в ПДП, как заменялись документы, как умышленно вносилась путаница в адреса и понятия, но никого это так и не обеспокоило.
Кто и как вообще додумался разместить паркинг в двух шагах от окон жилого дома? Мы не можем получить никакую документацию по объекту — да тут одна дорога «съедает» все экологические разрывы. Куда еще и паркинг? Потом никто не говорит, в каком состоянии наш дом и выдержит ли он новую стройку.
Любопытно, но во многих заключениях, которые попали мне в руки, указано: согласовать при условии выполнения госактов и норм строительства. О каких нормах тут можно говорить — стройка в шести метрах от стен жилого дома. Они на картинках рисуют, что потом когда-нибудь будет благоустройство, появятся деревья. Где — на грунте толщиной полметра? А лавочки будут стоять рядом с вентиляцией, которая на поверхность начнет выводить выхлопные газы. Отличный отдых! Такое ощущение, что они не знают территорию и реальных размеров.
Глава исполкома Андрей Жайлович собрал людей в зале, где, увы, не было представителей застройщика и проектировщиков. Хотя расширенную встречу и можно было бы устроить — глава сам проговорился, что представители компании «Лект» ушли буквально за двадцать минут до появления людей.
— Вы понимаете, что водный коллектор хотят перевести ближе к дому, на расстояние двух метров, чтобы не мешал стройке? — эмоционально высказывались люди. — Это же нарушение, да еще какое! Если его прорвет, наш дом просто смоет. И все ради чего? Чтобы этим паркингом прикрыть появление офисной высотки без парковочных мест?
— Покажите экологическое заключение по железной дороге, по первому кольцу. Почему нам их не предоставляют? Все документы скрывают.
— Документы, которые мы подали в прокуратуру, вернулись в Мингорисполком. То есть на кого мы жалуемся, те нам и судьи. Замечательно.
— У нас должна быть санитарно-защитная зона от железной дороги и от автомобильной развязки. Почему забывают про это? У нас превышения по шумам такие, что вы себе не представляете! Как только сняли забор от кольцевой, все шумы пошли к нам, на первые этажи.
—Мы написали подробное обращение к президенту. И просим, чтобы, пока не придет ответ из Администрации, под нашими окнами не ездили тракторы и не вбивали сваи.
— Парковка нужна частному предприятию. А кто будет защищать обычных людей?
— Стройки сейчас не будет, — обнадежил собравшихся глава района. — Я вам даю гарантию. Также ждем ответ на коллективное письменное обращение из Администрации президента. На этой неделе вечером будет организована встреча с жильцами дома, на которой мы попросили прийти заказчика, подрядную организацию с теми документами, которые вы запрашивали. До тех пор, пока не будет проведена эта встреча, стройка не возобновится. Для меня загадка, почему строители начали что-то делать в выходные. Но сейчас стройки не будет.
Вообще у них есть разрешение на производство работ, датировано 13 декабря. Документы я проверил. Но пока мы не соберемся и не проговорим все моменты, работа будет приостановлена.
Onliner будет следить за развитием событий
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!