«Мы не побоялись цыганщины». Минчане продали «двушку» в центре города и построили стильный загородный дом из белорусских материалов

10 декабря 2018 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

«Мы не побоялись цыганщины». Минчане продали «двушку» в центре города и построили стильный загородный дом из белорусских материалов

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

«Я искренне не понимаю, что вынуждает приличных людей клеить обои в цветочек. В юности ходят в косухах и стены плакатами Metallica обклеивают, а потом бах — и у них дома розовая кухня. Мы поступили более честно и не постеснялись самих себя», — улыбается инструктор центра контраварийной подготовки Мария Вашкевич. Несколько лет назад они с мужем приняли решение продать двухкомнатную квартиру в центре Минска и начать строительство собственного дома за городом. Проект Маша начертила на листочке в клеточку, идею с необычным железным фасадом семья одобрила без особых колебаний, в ремонте ребята старались не оглядываться на тенденции и моду — просто делали то, что казалось интересным. Что из этого получилось, читайте в репортаже Onliner.

Квартиру продали через Facebook. Поселок выбрали по школе

Сегодня дом полностью готов и обжит. В гостиной идут мультики, на стуле измазывается вареньем малыш, нелюдимый кот Шлема донимает голени гостей острыми когтями. Мария и Павел живут здесь уже несколько лет. Говорят, за это время ни разу не пожалели о переезде и совершенно не заскучали по жизни в центре.

— Нам было жалко продавать квартиру. У нас была «двушка» в «сталинке» на проспекте — жутко ликвидный вариант, который никогда не потеряет в цене. В то же время мы с двумя детьми и котом вмещались с большим трудом, а в случае рождения третьего было бы совсем некомфортно. Так что изначально решили сдавать эту квартиру, а на вырученные деньги снимать дом. Да, я была готова всю жизнь провести в арендуемом жилье, для меня это не проблема. Но потом мы подумали, что дети могут уехать жить в Европу (я бы этого очень хотела), а при таком раскладе нам квартира не нужна, — рассказывает Мария.

Продать «двушку» удалось практически сразу. Минчанка повесила объявление на Facebook, ей написали знакомые, которые тут же забрали квартиру за $90 тыс. в эквиваленте. Вариант с переселением в панельку молодая семья даже не рассматривала: после жизни в «сталинке» сложно было бы привыкнуть к тонким стенам и низким потолкам. Единственным удачным вариантом показалось строительство собственного жилья.

— Вариантов с покупкой участка было не так много. Когда мы отсеяли все поселки с не самыми лучшими школами, остались только Боровляны, Ратомка и Острошицкий Городок. А для нас хорошая школа была одним из основных критериев: мы во всех поселках первым делом проходили весь путь от дома до школьного двора, смотрели, чтобы не было опасных участков, дорог, темных закоулков и так далее. В Острошицком Городке была лучшая школа (по рейтингам она на первом месте в области). К тому же отсюда ближе всего до города, — объясняет молодая мама.

Участок площадью 18 соток обошелся примерно в $30 тыс. по курсу. Земля продавалась вместе с ветхим деревянным домом, который нужно было снести. За выполнение работ и вывоз мусора частная компания выставила счет в $11 тыс. Хозяева поступили проще: разрешили соседям забирать все материалы совершенно бесплатно при условии помощи в сносе постройки. Совсем скоро от ветхой хибары осталась только куча мусора, который Павел самостоятельно вывез на свалку, заплатив несколько тысяч за утилизацию.

Изначально автогонщики планировали построить обычный каркасный дом и уложиться в сумму, вырученную от продажи квартиры, однако план быстро провалился: из-за больших перепадов на участке втиснуть «каркасник» не получалось (согласно пожарным нормам, деревянный дом должен стоять в отдалении от других построек).

— Для нас было важно построить экологичный дом: у нас семья аллергиков и астматиков. Складывать из пеноблоков не решились: если их изготавливают не по технологии и не просушивают как следует, они еще несколько лет могут выделять вредные вещества. А проверить это никак нельзя. Поэтому мы остановились на керамических блоках. Материал чистый, простой и понятный. Эти блоки не всегда ровные, иногда разница в размерах достигает 2 сантиметров, но все это поправимо. Да и строится все быстро: уже через год после покупки участка мы перевозили сюда вещи, — продолжает хозяйка.

Как поржавел дом

Металлический фасад Мария и Павел увидели во время путешествия. В каком городе это было, ребята уже и не помнят, но идея запала в душу. По приезде на родину Мария стала искать, делают ли что-то подобное в Беларуси, и наткнулась на фирму, которая предлагала такую услугу. Как вспоминает девушка, в компании сильно обрадовались смелому желанию: белорусы редко решаются на такие эксперименты.

— Когда я пришла к ним в офис и сказала, что хочу «ржавый» дом, они прямо засветились от счастья. Пообещали организовать бесплатную доставку и приступить практически сразу. Все любят нестандартные решения, — вспоминает Мария.

Оказалось, установка вентилируемого фасада стоит не так уж и дорого: за материалы и работу им пришлось выложить около $5 тыс. по курсу. Деревом обшит только небольшой участок со стороны внутреннего двора, вся остальная площадь покрыта листами ржавого металла.

Монтируется кортен относительно несложно. Окисляться и ржаветь металл начинает практически сразу после установки.

— Конечно, деревянный стоил бы дешевле, но опять же пожарные нормы не позволили: дом расположен слишком близко к другим постройкам. Очевидные варианты вроде штукатурки мы даже не учитывали. Я насмотрелась на страдания родителей, которые чуть ли не каждый год красят и латают фасад: бетон трескается, краска затирается. Нам же ухаживать за домом вообще не надо: построил — и кури бамбук.

Строители со странностями и решительный подход к ремонту

Строительство шло довольно бодро, но активно вытягивало средства. Когда семья подсчитала, сколько стоят услуги строителей, и сопоставила зарплату Павла с расценками столичных прорабов, было принято довольно кардинальное решение: мужчина ушел с работы и полностью посвятил себя строительству. Это помогло круто сэкономить и наладить четкий контроль за ситуацией.

— У нас сейчас работают двое строителей из Орши. Очень толковые. Я им просто показываю, как примерно должно выглядеть барбекю, — и они делают. И делают красиво. Но большинство людей у нас, к сожалению, работают не так. Был показательный случай с плиткой в ванной. Приходит ко мне рабочий и говорит: «Не хватает десяти плиток, надо докупить». — «Как не хватает? Все же просчитано!» — «Плохо просчитано. Кстати, а другой плитки слишком много, еще десять штук осталось». — «То есть одних десять не хватило, а других десять осталось… А вам не кажется…» — «А вообще, да, что-то странное. Тут десять и тут десять… Наверное, проект неправильный». Вот такие люди порой работают — как их не контролировать? Поэтому мы и подумали, что на время оставить работу — самый простой и надежный вариант. Я продолжила зарабатывать, а Паша работал дома, — объясняет автогонщица.

Аллергия на цветочки и взаимопонимание с беспорядком

Практически все внутренние работы шли под чутким руководством хозяина. Ремонт был закончен всего за несколько месяцев. На строительство и отделку всего дома площадью 135 квадратных метров ушло около $130 тыс.

— Мы не ориентировались на какой-то конкретный стиль и руководствовались одним критерием: нравится или нет. Мы не побоялись цыганщины. Старались быть максимально практичными и не делать лощеный интерьер, в котором одна грязная тарелочка портит весь вид. Это дом обычной семьи, в которой не всегда моется посуда и по полу периодически разбрасывается конструктор. Это же нормально!

Как-то была в гостях и два часа не могла оторвать взгляд от пятна на белой стене, поэтому мы изначально отказались от материалов и мебели, которые быстро теряют вид. В IKEA стулья из ДСП даже на экспозиции стоят с отбитой краской и смотрятся ужасно. А мы взяли такие же, но деревянные. Эмаль со временем затирается, но они от этого не выглядят хуже, а старятся красиво, — делится мыслями Мария.

Практически все стройматериалы и мебель в доме — белорусского производства. Многое из этого покупалось в премиальных магазинах на скидках. Например, тумба с небольшим сколом внутри продавалась всего за 100 рублей при обычной цене в 600. По такому же принципу были куплены шкаф в коридор и много других мелочей.

Большой массивный стол тоже получилось урвать по хорошей цене — за 600 белорусских рублей. Мария говорит, что похожий стол польского производства стоил около 1500. В Польшу ребятам пришлось съездить только за мелочовкой вроде светильников и мыльниц: в Беларуси все это стоит куда дороже.

Во время ремонта супруги старались идти по пути наименьшего сопротивления и не пытались удивлять. Керамические блоки, из которых построен дом, просто покрыты краской. За счет рельефных неровностей на стенах не видно пятен и царапин, избежать которых невозможно.

Небольшая кухня отделена от гостиной «островом» из красного кирпича, добытого при разборе старой печки в деревенском доме, когда-то стоявшем здесь.

Высота потолков в самой высокой части достигает пяти метров, в самой низкой — трех.

В доме шесть комнат. Хозяева старались делать их максимально компактными: за счет высоты потолков воздуха вполне хватает.

Вместо светильника в одной из ванных комнат установлена старая дверь.

В коттедже нет двух одинаковых дверей. Дело не в концепции: хозяева просто поставили те, что были.

— Когда люди выходят на улицу, они просто натягивают любимые джинсы и не парятся. Мы красим волосы в разные цвета и носим странную одежду, но в ремонте почему-то не можем себе этого позволить. Стесняемся, все время пытаемся кого-то удивить. Мы не пытались. Просто поставили двери, которые нашли у отца на чердаке или сняли на старой квартире. Они нормально выглядят и в полной мере выполняют свою функцию. Такая же история с вагонкой на стенах: мы купили самое дешевое дерево (с сучками и естественными неровностями) и не заморачивались.

Я искренне не понимаю, что толкает приличных людей клеить обои в цветочек. В юности ходят в косухах и стены плакатами Metallica обклеивают, а потом бах — и у них дома розовая кухня. Мы поступили более честно и не постеснялись самих себя. Этот дом — место для жизни, а не для показухи, — рассуждает автогонщица.

Самая дорогая комната в доме

Сердце этого дома — гараж. Подвальные помещения располагаются на площади всего дома: это место для работы и отдыха гонщиков. Стены подвала расписаны белорусскими граффитистами, которые работали «за еду и портфолио».

На чем хозяева экономить не стали, так это на инженерных системах. На установку отопительной системы у них ушло около $10 тыс. в эквиваленте.

— Изначально мы планировали потратить не больше $5 тыс., но, когда стали разбираться, поняли, что прогресс шагнул далеко вперед и что сегодня есть много классных штук. Поэтому мы поставили качественную технику — и не пожалели.

От теплых полов супруги решили отказаться. Как объясняет Мария, у них куда больше минусов, чем плюсов.

— Теплые полы могут понравиться разве что людям с фобией батарей, плюсов в их установке по всей площади я не вижу. Это очень плохо для астматиков-аллергиков: вся пыль, которая обычно тихонько лежит и не отсвечивает, вместе с теплым воздухом поднимается вверх. Кроме того, если ноги все время стоят на теплом, сосуды расширяются и достаточно минимального сквозняка, чтобы поясницу продуло. Так что теплые полы хороши только там, где они должны быстро сохнуть: в санузлах и прихожих.

Атака ландшафтных дизайнеров и случайно построенная баня

Нужно быть профессиональным романтиком, чтобы разглядеть чудеса ландшафтного дизайна зимой: под снегом все дворы выглядят одинаково уныло. Но история Марии о работе столичных дизайнеров куда увлекательнее самого дизайна.

— Нам нужно было просчитать, как и куда уходит вода. Самим это сделать сложно, поэтому мы решили потратиться на профессионала. Нашли дизайнера, специалисты тут же приехали и начали работать.

Первое, что они сделали, — это порвали интернет. Окей, порвали и порвали, ничего. Второе — повредили газовую трубу. Ну ладно, позвали аварийную службу и починили. Потом они порвали электричество на входе. Это вообще алес, потому что нам пришлось подавать заявку, чтобы все вырубили, и вызывать электриков. В конце концов они пробили свою же собственную ливневку. Я была на грани. Не знаю, как они умудрились столько всего натворить, но работу свою все же выполнили.

В этом году на участке появилась баня. Мария шутит, что построили они ее случайно.

— Компания, которая делала нам фасад, в качестве скидки предложила купить сруб за полцены. Мы подумали, что это хороший вариант, особенно с учетом того, что на участке как раз стоит трактор, который сможет выкопать углубление под фундамент. Купили, выкопали. Решили, что надо сразу залить, чтобы земля не обвалилась. Залили. Тут выясняется, что сруб надо сразу складывать, иначе его поведет. Сложили. Но сруб нельзя оставлять без крыши: сгниет! Поставили крышу и поняли, что мы как-то случайно построили баню.

На ближайшее время у супругов запланировано еще много работ во дворе. Мария мечтает построить смотровую площадку (а лучше домик) на возвышенности. Ближе к теплому сезону в центре участка появится детская площадка с качелями и веревками. Там же будет установлены троллей для скоростного спуска и водная горка для катания на животе. К весне строители должны закончить зону для барбекю.

— Когда мы переехали, я почувствовала какую-то магию жизни в частном доме. Садишь дерево — а на нем еда растет. Сама! Какие-то особенные чувства от этого испытываешь. Теперь хочется сад, площадку детскую, развлечения всякие.

За все время мы ни разу не пожалели, что переехали за город. Мы не чувствуем себя оторванными от мира, на нас никак не давит отдаленность от центра. Да и какая тут отдаленность — 12 минут до Минска.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by