Недавно британские ученые совершили шокирующее открытие: оказывается, мы слишком сильно доверяем тому, что пишут в интернетах. Из-за этого рискуем погрузиться в депрессию, заболеть раком, сойти с ума и даже проснуться гопником. Так давайте же наденем шапочку из фольги, чтобы космические захватчики не сумели похитить наш мозг, и попробуем взглянуть на мифы и байки со всей присущей нам критичностью. А помогут нам в этом дипломированные эксперты: урбанист, архитектор и магистр градостроительства Дмитрий Бибиков и доктор медицинских наук Элеонора Капитонова, специалист по проблемам здоровья и профилактики заболеваний. Наши эксперты не проводили профильных научных изысканий, но обладают компетенцией, достаточной для того, чтобы не угодить в bullshit.
Не будем приводить ссылки на источники. Любой из этих мифов легко гуглится по ключевым словам. Выдача полнится пространными статьями, написанными «согласно исследованиям британских ученых». Но имена этих ученых и научные институты, в которых они работают, почему-то не озвучиваются. Поэтому обойдемся без них.
Подробнее: У этого мифа два варианта. Первый: нижние этажи дышат выхлопными газами, верхние — выбросами предприятий, так что жить нужно посередине. Второй: на нижних этажах люди подвергаются сильному влиянию магнитного излучения земли. Чем выше этаж, тем ниже данное воздействие. Однако слабое магнитное поле — это тоже плохо для организма, так что жить нужно посередине.
Дмитрий Бибиков: И да и нет. Снизу воздух может быть загрязнен выхлопными газами, а сверху — выбросами предприятий, но чтобы определиться с «хорошим» и «плохим» этажом, нужно смотреть конкретный дом в контексте местности, розы ветров, рельефа и зеленых насаждений. В некоторых районах Минска на каких-то этажах иногда возникает смоговый эффект, но Минск в этом плане не очень проблемный город, наш смог быстро теряет напряжение и рассеивается.
А магнитное поле и разреженность воздуха гораздо больше зависят от высоты над уровнем моря, чем от этажа, на котором вы живете. Да и в целом выбирать квартиру по магнитному полю — это как выбирать соседей по знаку зодиака.
Подробнее: Они вынуждены нарушать личное пространство друг друга, что приводит к нехорошим последствиям для психики.
Элеонора Капитонова: Это не миф. Ведь что такое жизнь в перенаселенной квартире? Это когда везде очередь (в туалет, ванную), еда «сменами», сон зависит от того, насколько можно обеспечить тишину и темноту, а также другие «радости». Казалось бы, это мелочи, ведь главное — «лишь бы не было войны». Но эти мелочи — как пресловутая китайская пытка, когда падающие капли постепенно доводят человека до смерти. В ситуации перенаселенного жилища люди не умирают, но определенно чаще болеют. Особенно страдают те, кто вынужден жить в условиях казарменного типа — спецучреждениях для взрослых и детей. Невозможность остаться в одиночестве хотя бы на короткое время однозначно невротизирует человека. И такие случаи лично у меня за время моей 40-летней практики встречаются с завидным постоянством.
Подробнее: Жилье должно быть соразмерно человеку, иначе он испытывает сильнейший психологический дискомфорт и морально разлагается. Многоэтажные микрорайоны делают жильцов асоциальными, они не уважают соседей, потому что не знают их, не ценят общие территории, поэтому портят их.
Дмитрий Бибиков: Это миф. Во-первых, реальные дела очень сильно расходятся с этой гипотезой. Экономически успешные регионы, как правило, застроены очень плотно. Гонконг и Лондон отличаются колоссально высокоплотной застройкой, но их жители почему-то ни на что не жалуются.
Во-вторых, гетто — очень сложный феномен, он свойственен обществам с серьезным социальным расслоением и низким уровнем социальных гарантий. Поэтому в Минске гетто не будет. Районы, которые мы считаем не очень благополучными, бесконечно далеки от этого понятия.
Ведь что такое гетто? Это концентрация бедных людей. Условия, в которых они живут, — это вторичная проблема. Куда большая проблема — откуда вообще взялись эти бедные люди. На геттоизацию районов влияет целый спектр факторов, и все они важнее плотности застройки и качества жилой среды.
Высокая плотность застройки вообще не является негативным фактором. Может быть очень высокоплотная элитарная застройка и очень низкоплотная трущобная, и наоборот. Когда жители Колодищей спрашивают: «Где наш ФОК?» — им отвечают: «Ваш ФОК — в Уручье». Хотели жить в индивидуальных домах — получите и распишитесь. Из-за низкоплотной застройки Колодищи не поддерживают необходимый социальный сервис — вот что действительно может превратить район в гетто.
А высокоплотная застройка хороша тем, что она позволяет иметь кросс-субсидирование и кооперироваться. Если вы хотите ходить в ресторан возле дома, вам нужен кто-то, кто ходил бы в этот же ресторан помимо вас. Та же ситуация с парками и т.д.
Наконец, сами представления о том, что такое гетто, очень противоречивы. Классический пример геттоизации района произошел в амстердамском Байлмере. В нем жили беженцы из Суринама, которые вели неправильный образ жизни, если сравнивать со стандартами голландских граждан. Но для самих беженцев из Суринама жизнь в Байлмере была счастьем. Часть феномена гетто — это попросту неприязнь со стороны доминирующей культуры.
Элеонора Капитонова: И да и нет. В плотных районах наверняка живут люди с невысоким уровнем достатка. Такие дома растут гораздо быстрее, чем инфраструктура вокруг них. Магазин, который был рассчитан на тысячу человек, отныне обслуживает пять тысяч. Вы приходите с работы и становитесь в грандиозную очередь. Или спешите на работу, ждете лифт, а он приезжает на ваш этаж уже полный, и двери захлопываются прямо перед носом. Поначалу это порождает фрустрацию — ситуацию, когда ваши ожидания не соответствуют реальности. На каждый стресс организм отвечает реакцией «бей или беги». Но если это продолжается изо дня в день, из недели в неделю, из года в год, возникает хроническая психотравмирующая ситуация — фактор риска развития невротических состояний и психосоматических заболеваний. Статистика говорит, что 85% обращений за медицинской помощью связано именно с такими заболеваниями — это болезни сердца и сосудов, проблемы с пищеварением, неврозы и так далее.
Конечно, невротический градус внутри такого социума будет повышаться. У людей, склонных к агрессии, агрессия будет расти. Уверена, что плотность плохо влияет не только на здоровье человека, но и на здоровье общества. Однако слово «гетто» тут неуместно.
Подробнее: Созерцание деревьев само по себе улучшает психологическое самочувствие человека, а их отсутствие — снижает, поскольку он находится в неестественных для себя условиях обитания. Поэтому жители больших городов страдают от депрессии, в отличие от жителей деревень, психика которых гораздо здоровее.
Дмитрий Бибиков: И да и нет. Существует такое направление, как визуальная экология. Она изучает визуальные свойства наших городов, которые могут негативно отражаться на состоянии человека. Одно из них — повторяемость, монотонность. Горы и деревья разные, а панельки одинаковые. Монотонность и отсутствие деталей у типовых зданий действительно плохо влияет на человека.
Существуют исследования, свидетельствующие о том, что люди, живущие среди деревьев, счастливее тех, кто живет среди бетона. Но, во-первых, такие исследования никто всерьез не финансирует, поэтому в них принимает участие не очень большая выборка. Во-вторых, велика вероятность, что в этих исследованиях перепутана корреляция с причинностью. Действительно, люди, которые живут рядом с парком, реже страдают депрессией. А еще они богаче, реже совершают самоубийства и насильственные преступления. Но это не значит, что деревья помогают им зарабатывать. Скорее всего, богатые люди просто селятся рядом с парками. То же самое с людьми, живущими в районах, лишенных зелени. Отсутствие деревьев — это следствие, а не причина их проблем.
Деревья однозначно полезны, но установить какую-то реальную связь между количеством деревьев, преступностью, уровнем самоубийств или депрессией пока никому не удалось.
Элеонора Капитонова: И да и нет. Прежде всего, деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ, очищая воздух, которым мы дышим. Они являются естественным заслоном от выхлопных газов. В последнее время, исследуя содержание химических элементов в волосах, мы наблюдаем высокий уровень марганца, причем не только у взрослых, но и у детей, что чаще всего бывает при длительном нахождении человека в обстановке, где высокая концентрация выхлопных газов автомобилей.
А еще человек устает от визуального однообразия. Он нуждается в смене зрительных восприятий. Поэтому дома в чистом виде вызывают у нас ощущение ограниченности пространства, что для человека неестественно. Но депрессия — это очень тяжелое и довольно редкое состояние. Вряд ли можно вызвать ее отсутствием деревьев вокруг дома. Снизить фон настроения — да.
Подробнее: Металл создает своеобразное магнитное поле, из-за которого мозг пребывает в неестественных для себя условиях.
Дмитрий Бибиков: Это миф. Если вы живете в 25-этажке, то чем выше вы находитесь, тем меньше вокруг вас арматуры. Но странно обращать внимание на присутствие арматуры в нашей жизни, пока мы все живем с телефоном в руке, проводим по восемь часов в день перед источником излучения в виде компьютера, имеем в квартире микроволновку, электроплиту, холодильник, которые действительно являются источниками сильного электромагнитного излучения, а не его отражателями, как металл. Я не специалист в области взаимовоздействия человека с электромагнитными полями, но, думаю, если они действительно способны навредить здоровью, наши гаджеты представляют собой гораздо бо́льшую опасность, чем любая арматура. Просто несравнимо бо́льшую.
В отличие от взаимодействия с арматурой, взаимодействие мозга с мобильными телефонами сейчас исследуется вовсю. И я не слышал, чтобы ученые обнаружили пагубное влияние гаджетов на здоровье. Что уж говорить об арматуре.
Подробнее: Это нарушает отношения в браке и вредит здоровому воспитанию детей.
Элеонора Капитонова: Это не миф. Я глубоко убеждена, что взрослые дети не должны жить с родителями. В противном случае они никогда не повзрослеют. Самое тяжелое в родительстве — день за днем отодвигать от себя ребенка. Не делать за ребенка то, что он научился делать сам. Вы никогда не увидите в Европе, чтобы родитель нес ранец вместо первоклассника. А наши мамы-папы постоянно этим грешат. Но ребенок для того и растет, чтобы чему-то научиться и самостоятельно нести свою ношу.
Редко, но все же встречаются большие семьи, живущие вместе не потому, что нет возможности разъехаться, а потому, что все друг друга любят, распределили обязанности и ответственность — в общем, большая ячейка общества, где всем хватает места и у каждого своя роль. Если так, вопросов нет. Плохо, когда разные поколения придерживаются разных правил в воспитании ребенка — это чрезвычайно невротизирует его. Плохо, когда бабушка с дедушкой более авторитетные люди, чем родители. Однако это плохо для самих родителей. Дети, безусловно, будут их любить, но взрослыми они будут считать себя, а к родителям будут относиться как к детям.
Подробнее: Есть цвета, возбуждающие аппетит или мозговую активность, а есть те, которые, наоборот, усыпляют. Нельзя делать спальню красной, а черного цвета в интерьере вообще по возможности нужно избегать.
Элеонора Капитонова: Это не миф. Научно доказано, что длительное воздействие красного цвета влияют на повышение температуры тела и увеличение частоты сердечных сокращений, а разные оттенки синего вызывают противоположный эффект. Зеленый и белый цвета нейтральны, поэтому чаще всего их используют в медицинских учреждениях: окрашивают стены, используют их для медицинской формы и белья. При изучении психики и эмоционального состояния человека давно используют цветовой тест Люшера, который заключается в том, что человеку предлагают разместить квадратики разного цвета по степени их «приятности». Так что цветовая гамма значит в нашей жизни достаточно много.
Дмитрий Бибиков: Это не миф. Некоторые цвета выносить труднее, чем другие. В среднем люди в ярком цвете чувствуют себя энергично, в тусклом — наоборот, если говорить о животном уровне восприятия. Но есть и социальный: некоторые цвета ассоциируются у нас с больницей, тюрьмой или бедностью. А еще личный: если больница была лучшим переживанием в вашей жизни, имеет смысл выкрасить стены в «больничные» цвета. Гораздо важнее попытаться понять себя и свои желания, чем ориентироваться на какие-то средние значения.
Самые восприимчивые к цветам группы населения — это дети и пенсионеры. Не стоит красить детскую спальню в интенсивный красный цвет. А для человека взрослого, полного сил гораздо важнее его личные предпочтения.
— Среда не сделает вас Эйнштейном, — подытожил Дмитрий, — но она может вам чуть меньше мешать. Если человек будет меньше обращать внимание на цвет стен в своей комнате, на влажность, запах, жить ему будет проще. Хотя ни один из перечисленных мифов не является истинным на 100%, каждый из них имеет здравое зерно.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by