Самое приятное в этом доме — то, что его не нужно строить на участке. От будущих жильцов требуется только подготовить фундамент и позаботиться о подключении коммуникаций (впрочем, и эти работы можно доверить специалистам). Жилой модуль привезут и установят с помощью автокрана, после чего останется протереть пыль, расставить мебель и забросить дрова в камин… О мобильных домах, собранных где-то в Америке, Скандинавии или Японии, часто пишут на сайтах о современной архитектуре. И вот похожий экземпляр появился в Беларуси. Сегодня его покажут на выставке в Футбольном манеже. А накануне корреспонденты Onliner.by съездили на производство и изучили новинку.
Этот дом — совместный проект архитектора Марины Мацель и компании FlyBird. Называется прямоугольная конструкция FlyBird Wagon. Она и правда напоминает вагончик, только без колес.
— Прошлой зимой, будучи всей семьей в Польше, мы остановились в похожем домике, предназначенном для проживания туристов. Я и представить себе не мог, что на такой площади можно с комфортом разместиться впятером, — Максим Мацель, заместитель директора компании FlyBird, вспоминает момент, когда возникла идея строительства мобильного дома. — Мы знали, что в Беларуси будем не первыми. Таких домов у нас в стране было построено всего несколько штук. Изучив их, мы поняли, что можем кое-что улучшить и предложить рынку новый продукт.
Общая площадь дома — 45 квадратных метров, ширина — 4 метра, длина — 12,5, высота — 3,3. Такие габариты позволяют перевозить постройку по дорогам без сопровождения ГАИ.
В основе конструкции лежит прочный комбинированный каркас, сочетающий в себе металлическую раму из швеллера высотой 24 сантиметра и деревянные стойки. Металл нужен как раз для того, чтобы в процессе погрузки/разгрузки и перевозки не пошла «гулять» геометрия дома, не полопались окна и не разошлась плитка в санузле.
Утеплителем служит пенополиуретан — материал недешевый, но отлично сохраняющий тепло (самый низкий коэффициент теплопроводности из числа всех теплоизоляторов). Что немаловажно, при напылении пенополиуретан образует бесшовное монолитное покрытие, исключающее появление щелей, пустот и «мостиков холода». В стенах 15 сантиметров утеплителя, в полу — 25, в потолке — 30.
С внутренней стороны утепленный каркас обшит пароизоляционной пленкой, OSB-плитами и ламинированной ДСП, с наружной стороны — листом жести (защита от грызунов). Отделка фасада (как и интерьера) может быть любой — в данном случае применено сочетание выкрашенных в черный цвет цементно-стружечных плит и деревянных реек.
Аскетичный внешний вид мобильного дома объясняется его предназначением. Уже после установки на участке монтируется терраса, появляется навес. Черный цвет, как правило, не конфликтует с внешней средой, в природном окружении такая современная архитектура должна смотреться гармонично.
Интересные детали: крыша у дома двускатная, под небольшим углом, что незаметно с уровня земли. А водосточные трубы спрятаны в вентилируемом фасаде.
— Анализируя недостатки легких каркасных домов, мы старались найти решения, чтобы уйти от их слабых сторон, таких как хлипкость и шаткость, слабая тепло- и звукоизоляция, неравномерное распределение тепла, и главное — избавиться от ощущения щитового домика. Для этого мы усиливали каркас, добавляли дому вес, заливали стяжку, использовали самый эффективный утеплитель, тщательно продумывали приточно-вытяжную вентиляцию и систему отопления каждого помещения, — говорит Максим. — Конечно, оценивать результат пока рано. Картина будет ясна спустя год эксплуатации.
FlyBird Wagon — небольшой, но вполне функциональный домик, в котором есть все необходимое для жизни одного или нескольких человек. Внутреннее пространство разделено на четыре зоны: прихожая, спальня, кухня-гостиная и санузел с хамамом. Есть также подсобка, где установлены котел, бойлер, парогенератор для хамама и система «умный дом».
Высота потолка — 2,51 метра. По меркам загородного дома это не много, но потолок, по ощущениям, не давит. Наверное, недостаток простора над головой компенсируют большие окна, визуально расширяющие пространство.
Системы хранения расположены в прихожей, спальне и гостиной. Благодаря такому решению дом не перегружен мебелью — встроенные шкафы воспринимаются как стены. При этом места для одежды, постельного белья и прочих вещей действительно много.
Мы обратили внимание на отсутствие тамбура как такового. Не будет ли такая планировка создавать неудобства зимой?
— Архитекторы, работающие с современными технологиями, уже давно не считают тамбур необходимостью. Во времена, когда дом отапливался одной печкой, потребность в помещении, отсекающем уличный холод, действительно была велика. Сейчас же автоматическое управление климатом быстро фиксирует изменение заданной температуры и компенсирует недостаток тепла, — объясняет Максим.
Система отопления комбинированная. Большие окна в пол продиктовали необходимость использования конвекторов в спальне и гостиной. В санузле и хамаме применен теплый водяной пол. Прогревать дом можно и камином — по скрытым в стенах каналам теплый воздух распространяется по всему помещению. Для охлаждения будет предусмотрен мобильный кондиционер.
Контролировать микроклимат будет система «умный дом», управлять которой можно со смартфона или с панели на стене. В целях экономии электроэнергии автоматика поддержит минимальные настройки во время отсутствия дома жильцов и «поддаст жару» накануне их возвращения.
— По нашим подсчетам, при полноценной эксплуатации такого дома затраты на электроэнергию составят примерно $200—250 в год, — предполагает Максим. — Но опять же, подождем год, чтобы иметь конкретные цифры.
На айтишников? Прогрессивных дачников? Не только.
— Мы не ориентировались на какую-то конкретную целевую аудиторию, — объясняет Марина. — Ситуации бывают разные. Например, молодая семья желает, чтобы родители жили рядом, но не хотела бы делить с ними кухню. Или семье просто нужен небольшой гостевой дом. Проблема решается установкой мобильного дома. При этом совершенно исключен сценарий, при котором на участке разворачивается большая стройка, растянутая на неопределенное время. Важно и то, что перевезти такой дом на новое место или сместить на другую сторону участка не составит большого труда. А в перспективе можно присоединить к существующему дому аналогичный объем и создать две дополнительные комнаты.
Еще одна область, где находят свое применение подобные домики (по крайней мере, за рубежом), — туризм.
Когда несколько лет назад на рынке новостроек появились малогабаритные квартиры с одним окном, многие минчане смеялись: как там вообще можно жить? Со временем оказалось, что такой формат весьма востребован и, несмотря на высокую стоимость метра, малометражки раскупаются в первую очередь. Казалось бы, такой же успех должны были иметь и микродома, но ажиотажа на загородные модульные жилища в Беларуси не наблюдается. И причины тому понятны: для коттеджа — слишком мало места, для дачи — чересчур дорого. А ведь к цене дома надо плюсовать стоимость участка, фундамента, инженерных коммуникаций…
Мы уточнили стоимость FlyBird Wagon — от €30 000 до €40 000 в зависимости от комплектации. В цену включены сам дом, отделка и разводка коммуникаций. Удешевить можно за счет использования радиаторов вместо конвекторов, более скромной площади остекления.
— Несмотря на внешнюю простоту, перед нами не шаткая щитовая постройка, а современный энергоэффективный дом с набором технологичных опций. Эту разницу надо понимать. Имея при этом площадь, сопоставимую с одно- или двухкомнатной квартирой, он стоит дешевле «однушки», — говорит Максим. — Вообще, мы никому не навязываем ни цены, ни архитектуру, ни формат загородной жизни. Это просто попытка выйти на рынок с новым продуктом и узнать, насколько он интересен белорусам.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by