35 578
11 сентября 2018 в 12:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

Мастера, которых «кинули», или бракоделы? Более 40 монолитчиков не увидели денег за работу в модном ЖК

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

Как ни крути, но большинство белорусов живет от зарплаты до зарплаты, находясь в конце каждого месяца в нервном ожидании новых финансовых поступлений. И только уверенность в том, что в определенный день на карточку упадут деньги, придает силы. Однако заведенный порядок дел может неожиданно дать сбой. В этом довелось убедиться четырем десяткам монолитчиков, которые в течение многих месяцев работали над возведением малоэтажных домов и паркинга в модном квартале, вовремя получая расчет, а к моменту завершения работ вдруг стали бракоделами.

Чьи 90 000 рублей?

Всего нас 44 человека, — рассказывает Дмитрий (имя героя изменено по его просьбе), который, как и его коллеги по работе, а также по несчастью, до сих пор не держал в руках вознаграждение за проделанную еще в мае работу. — Все мы работали на организацию «Техстройресурс Плюс», которая выступала на этом объекте генподрядчиком. С каждым из нас был заключен договор подряда. Вообще договор подряда — обычная практика в строительстве, в этом нет ничего нового или непонятного: все работали так на разных строительных объектах — собирается команда, выполняет свой фронт работ, а потом ее распускают.

Примерно в течение года монолитчики работали над очередным кварталом в пригороде Минска. В их задачу входило возвести каркасы четырех жилых зданий и паркинга. Все шло по накатанной — работы выполнялись, процентовки подписывались, наряды закрывались, деньги выплачивались.

Все это время ни к кому из нас претензий не было: если вдруг надо было что-то подправить, об этом сообщал технадзор или прораб, и все устранялось в рабочем порядке, — продолжает Дмитрий. — По деньгам вопрос решался так: после подтверждения качества выполненных работ и подписания процентовок заказчиком заработную плату мы получали через 25—30 дней, как и указано в наших договорах.

Так было до апрельской заработной платы — по-моему, за апрель с нами рассчитались в два этапа: 1 июня заплатили часть денег, оставшуюся часть 15-го числа. А потом наступил момент выплаты майской зарплаты — всем кинули примерно по 200—250 рублей, и на этом все. Ни в конце июня, ни в июле перечислений больше не было. Стали выяснять, в чем же дело, а нам заявляют: вы бракоделы, все запороли и платить мы вам не будем, мол, гуляйте ребята. Непонятно: весь год мы делали все хорошо, а как объект подошел к завершению и остались мелочи, вдруг стали криворукими? Похоже, на нас решили просто сэкономить, так как по нашим прикидкам, если оставить нас всех, 44 человека, без вознаграждения, то вырисуются около 90 000 свободных рублей. Чем не бизнес? Это большие деньги, понятно, с ними не хочется расставаться, когда перед заказчиком ты уже чист и выполнил свои обязательства.

Поняв, что денег не предвидится, в июле рабочие отказались выйти на объект. Также они составили претензию в адрес нанявшей их компании. В ответ на письмо пришла бумага с перечислением недоделок и брака, якобы из-за которого расчет и не был произведен. Причем рабочие акцентируют внимание: недоделки касаются тех объемов, которые были выполнены в июне, но до конца не закончены из-за объявленного бойкота. Затем работодатель потребовал, чтобы все вернулись на свои рабочие места и выполнили то, что должны сделать по графику работ.

Тональность разговоров была очень разной — от выйдите и закончите объект, тогда получите деньги за май, до угроз обращения в суд. Но, естественно, мы на эти разговоры не отреагировали: сначала заплатите за то, что уже сделано, а потом будем решать. Кстати, денег до сих пор так и не было. У нас состоялись несколько встреч, на которых пытались договориться с руководством «Техстройресурс Плюс», но все без толку. Не раз говорили: мы согласны устранить недостатки по предписанию технадзора за июнь, но только после того, как с нами рассчитаются за май.

Поняв, что миром решить вопрос не получится, рабочие обратились за содействием в исполком, прокуратуру, но желаемой реакции не увидели: между вами и работодателем заключены гражданско-правовые договоры, поэтому разбирайтесь сами в суде, это не наша компетенция.

Никто не думает о том, как нам жить, — переживает Сергей. — С чего оплатить «коммуналку», сходить в магазин, собрать ребенка в школу? Мне сейчас приходится жить на зарплату жены. Это стыдно! А у скольких людей кредиты? Разве банку объяснишь, что мне не выплатили деньги и поэтому я не могу с вами вовремя рассчитаться? Живи на что хочешь и как хочешь.

Те претензии, что нам выставляют, — полный абсурд, — считает Андрей. — За нами всегда стоят мастера, прорабы. Сделали кусок работы — все проверяют. А тут вдруг по прошествии времени находят какие-то косяки. А раньше этого что ли никто не видел? Год строили хорошо, а за месяц до завершения объекта вдруг стали плохо? Когда устраивался, даже подумать не мог, что так поступят. Раньше, сколько работал, такого не случалось — организации могли задержать выплату, но не отказать в ней. И как теперь выкручиваться? У меня есть кредиты, их надо вовремя гасить. Мне что, брать еще один кредит, чтобы рассчитаться по предыдущим, и так до бесконечности? Когда ты без денег, одна проблема цепляется за другую и растет как ком. Приходится брать в долг. Но когда-то же это должно закончиться.

31 августа рабочие обратились в суд, надеясь посредством решения суда добиться выплаты вознаграждения.

Бракоделы, из-за которых у компании проблемы?

Руководство компании «Техстройресурс Плюс» ожидаемо придерживается совершенно противоположной точки зрения:

— Мы с ними встретимся в суде. Дело в том, что они наделали брака, а я должен платить? Это бракоделы, которые набраковали так, что на сегодняшний день я не могу забрать даже одной копейки у заказчика. И заказчик в курсе. На каждого из них написано три претензии. Каждому с уведомлением. Поэтому мы будем встречаться в суде. А на некоторых будет заведено и уголовное дело за воровство.

Юрист объясняет

На самом деле невыплата или несвоевременная выплата зарплаты или вознаграждения, к сожалению, довольно частая практика, особенно в строительстве. Просто не все «пострадавшие» об этом публично заявляют, а тем более далеко не все обращаются в суд за защитой своих нарушенных прав, — разъясняет адвокат кандидат юридических наук Владимир Ангельский, который ведет дело монолитчиков в суде. — Берясь за выполнение определенной работы, важно понимать, какой именно договор вы заключаете: трудовой или гражданско-правовой. Выбор надо делать осознанно, зная все плюсы и минусы каждого из договоров, а также механизмы защиты, которые могут понадобиться в случае нарушения ваших прав. Еще раз считаю необходимым подчеркнуть, что право на труд может быть реализовано двумя способами: путем заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

Указанные виды договоров регулируются разным законодательством. При заключении трудового договора у нанимателя и работника возникают трудовые отношения, то есть на работника распространяются нормы, установленные законодательством о труде. В случае заключения гражданско-правового договора между сторонами возникают соответственно гражданско-правовые отношения, и, таким образом, не действуют нормы трудового законодательства. Иными словами, у граждан, работающих, например, по договору подряда, нет трудового отпуска или сверхурочной работы.

Что касается данной ситуации, то меры по досудебному порядку урегулирования спора (хоть они и необязательны в конкретном случае) были полностью исчерпаны: несмотря на письменные претензии, а также устные переговоры, денег подрядчики так и не получили, поэтому и вынуждены были обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

В процессе судебного разбирательства подлежит выяснению вопрос: действительно ли работы выполнены некачественно, или заказчик этих видов работ так утверждает, чтобы не платить. В случае спора о качестве работ может проводиться экспертиза. Но в нашей ситуации, по моему мнению, достаточно иных доказательств, кроме заключения экспертизы, свидетельствующих о том, что работы были выполнены качественно: например, акты сдачи-приемки между заказчиком всего объекта строительства и генподрядчиком. То есть если у заказчика претензий нет, тогда почему они есть у генподрядчика по отношению к подрядчикам? Это как минимум нелогично. Кроме того, технадзор проверял объект и поставил свою подпись, одобрив тем самым все, что сделано. То есть выполненные подрядчиками в мае 2018 года работы соответствуют техническим нормативным правовым актам, поэтому должны быть оплачены.

Дело уже находится в суде, поэтому через какое-то время мы узнаем результат.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!