Немецкий город-призрак в африканской пустыне: как алмазный рай оказался занесен песком

19 августа 2018 в 6:56
Источник: Валерий Волатович. Фото: flickr.com, pininterest.com, Wikimedia

Немецкий город-призрак в африканской пустыне: как алмазный рай оказался занесен песком

Источник: Валерий Волатович. Фото: flickr.com, pininterest.com, Wikimedia

10 апреля 1908 года некий Закериас Левала, путевой обходчик Людерицбана, железной дороги между городками Людериц и Зеехайм, как обычно, расчищал рельсы от песка в районе станции Грассплатц. Неожиданно он заметил на путях странные камешки и вспомнил про просьбу своего начальника Августа Штауха, увлекавшегося геологией, приносить ему необычные минералы. Штаух в свое время работал на компанию De Beers, поэтому быстро понял, что́ на самом деле принес ему Левала. Между рельсами богом забытой железной дороги лежали алмазы. Дело происходило в Африке, на территории нынешней Намибии, в то время бывшей германской колонией. Через несколько лет в безжизненной пустыне вырос целый город, чьи жители добывали миллион каратов драгоценного минерала ежегодно. Колманнскуппе быстро расцвел, но так же быстро и угас. Сейчас в его домах остались лишь песчаные дюны, а шахтеров сменили туристы. Onliner.by рассказывает о несчастной жертве алмазной лихорадки.

История одной находки

В 1883 году бременский табачный торговец Адольф Людериц заключил, как ему казалось, выгодную сделку. У вождя одного из местных племен всего за 100 фунтов золотом и 250 винтовок он приобрел участок побережья длиной 40 миль и шириной 20. Незадачливый вождь полагал, что речь идет об английских милях, но хитрый Людериц записал в контракте мили прусские, которые были в четыре раза длиннее. Так в распоряжении бременского ловкача оказалась территория, превышающая размеры современных Нидерландов, на которой утомившийся от торговли табаком предприниматель полагал найти какие-нибудь ценные полезные ископаемые. Ничего другого эта бесплодная пустыня не обещала.

На берегу океана возникло поселение, названное в честь владельца (будущий город Людериц), после чего его хозяин принялся за поиски. Как показало будущее, в пустыне действительно были сокровища, причем буквально под ногами, но Людериц об этом так и не узнал. В 1886 году он утонул во время одной из своих экспедиций, а контроль над принадлежавшей ему землей получило государство. Так возникла Deutsch-Südwestafrika, Германская Юго-Западная Африка, а в ее пустыне появились городки, уместнее смотревшиеся бы где-нибудь на Рейне.

Адольф Людериц

Вплоть до того судьбоносного апрельского дня, когда Закериас Левала сделал свою находку, освоение территории колонии шло медленно. Ее администрация в основном занималась войной с местными племенами, а около двух с половиной тысяч решившихся на переезд немцев пытались наладить цивилизованную жизнь в месте, не слишком для этого предназначенном. Кто-то занимался фермерством, кто-то добывал медную руду, а кто-то искал алмазы — сверхуспешный пример «Большой дыры» у городка Кимберли в Южной Африке, выдававшей на-гора миллион за миллионом каратов, был перед глазами. Долгожданная находка была сделана, впрочем, лишь в 1908-м, случайно, и личного богатства Левале она не принесла.

А вот Август Штаух, железнодорожный инспектор, который опознал в принесенных ему камнях алмазы, стал миллионером (в конце концов, впрочем, разорившись). Он купил первый участок в районе станции Грассплатц, а вслед за ним, после того как новость о произошедшем стала распространяться, к нему начали присоединяться и другие искатели легких денег.

Сперва состояния делались действительно простейшим образом. Алмазы просто валялись на земле, их надо было просто найти и поднять. Сотни и тысячи человек выстраивались в цепочку и, наклонившись, а то и на четвереньках прочесывали местность. После того как все лежавшее на поверхности было собрано, старателям пришлось начать зарываться в землю, и в этот момент им казалось, что они пришли сюда надолго. Для подобной жизни требовался город — так на картах Германской Юго-Западной Африки появился Колманнскуппе, нынешний Колманскоп.

Немцы в пустыне

Посреди пустыни возник, как обычно и бывает у немцев, аккуратный городок, где было все необходимое для жизни, кроме разве что церкви. Зажиточные старатели строили себе европейского вида особняки, здесь были свои учителя, врачи и даже архитектор. В городе работали больница, школа, магазины, был построен даже большой клуб или, как сказали бы сейчас, Дом культуры со зрительным залом, где давали представления даже европейские оперные труппы. Здесь же находился спортивный зал и собственный кегельбан. Шахтеры могли выпить пива или охлажденного лимонада: в Колманнскуппе работал даже свой цех по производству льда, вот только воду приходилось возить из ближайшего пресного источника, находившегося на расстоянии 120 километров. Впрочем, город мог себе это позволить, и существовавшая железная дорога пришлась здесь как нельзя кстати.

Изолированность Колманнскуппе и суровый климат не помешали ему быстро стать одним из крупнейших в мире центров добычи алмазов. Городок, где на пике его развития проживало всего 1300 человек, в первые шесть лет своей истории выдавал по миллиону каратов ежегодно — более 10% всего мирового производства этого минерала. С другой стороны, географическое расположение помогло избежать взрывного роста населения, как это случилось с южноафриканским Кимберли. Алмазы здесь были, но до них еще надо было добраться.

Тем не менее здесь работали почта, библиотека, ресторан и бар, существовали свои скотобойня и пекарня, обеспечивавшие население свежими продуктами. В 1911 году в домах появилось электричество. Но это безоблачное развитие было прервано событиями, казалось бы, бесконечно далекими от данного уголка мира, — Великой войной, позже получившей название Первой мировой.

В марте 1915 года, через несколько месяцев после начала боевых действий в Европе, на территорию Германской Юго-Западной Африки вторглись войска Южно-Африканского Союза, бывшего британским доминионом. Уже в мае ими был захвачен Виндхук, столица немецкой колонии, и в этом же месяце отряд будущего премьера ЮАС и фельдмаршала Яна Смэтса вступил в Людериц и находившийся в 10 километрах вглубь континента Колманнскуппе. Германский колониальный гарнизон капитулировал, все немцы были интернированы в специальные лагеря, добыча алмазов прекратилась, и это стало началом конца пустынной мечты.

После 1919 года, когда Лига наций отдала (как оказалось впоследствии, на долгие десятилетия) мандат на управление бывшей германской колонией Южно-Африканскому Союзу, новые власти возобновили поиск алмазов. Режим работы стал куда более суровым: на место немцев пришли белые южноафриканцы, предпочитавшие жестко эксплуатировать коренное население. Колманнскуппе стал Колманскопом. Здесь осталось всего 350 белых, а всю тяжелую работу стали выполнять несколько сотен местных жителей. Два года своего контракта они жили фактически в концлагере, не имея права выйти за его пределы. В конце такой затянувшейся смены их заставляли принимать слабительное и просвечивали рентгеном, чтобы исключить контрабанду камней за внешний периметр.

Производство алмазов с каждым годом сокращалось: территория вокруг Колманскопа оказалась куда более бедной, чем ожидалось. В 1928 году в 270 километрах к югу от города рядом с рекой Оранжевой на границе с ЮАС были обнаружены новые алмазные копи, вновь обещавшие баснословные прибыли. Многие из отчаявшихся жителей Колманскопа бежали за удачей на юг, город начал пустеть.

Сворачивала операции и компания Consolidated Diamond Mines, которой принадлежали местные выработки. Ко Второй мировой войне здесь остались лишь люди, которым некуда было ехать, но в 1956-м уехали и они. Поселение покинули последние три семьи. Колманскоп окончательно превратился в город-призрак.

Сейчас его остатки — очередное доказательство того, как быстро природа берет свое, если человек куда-то исчезает. Большинство зданий города занесены песком, причем как снаружи, так и изнутри, но жизнь все же вернулась сюда: Колманскоп превратился в туристическую достопримечательность для тех смельчаков, которые все же отважатся забраться в такую дыру. Пустынный фон дает замечательную натуру для апокалиптических фотосессий. Некоторые здания восстановлены: еще в начале 1980-х алмазный гигант De Beers организовал здесь музей шахтерского быта столетней давности.

Правда, желающие посмотреть на погибший алмазный город должны помнить, что, как и во времена лихорадки, территория вокруг Колманскопа представляет собой Шперргебиет — запретную зону, установленную еще немцами в период бума добычи камней. Туристы обязаны приобрести тур в специальном офисе в Людерице. Билет для взрослого стоит $7, дополнительно оплачивается фотосъемка. Но что значат деньги, когда можно своими глазами увидеть памятник человеческой настойчивости, усердию и алчности и то, чем в конце концов все это обязательно заканчивается.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by