Стрит-арт от ЖЭСа. Столичный плотник мастерит скульптуры из дерева и украшает ими свой микрорайон

19 533
28 июля 2018 в 8:00
Автор: Евгения Штейн. Фото: Александр Ружечка

Стрит-арт от ЖЭСа. Столичный плотник мастерит скульптуры из дерева и украшает ими свой микрорайон

Автор: Евгения Штейн. Фото: Александр Ружечка

Уже больше 10 лет жители микрорайона Восток находят на деревьях артефакты из Лукоморья: сундук на цепях, Бабу-ягу на метле, деревянные избушки, мельницы и корабли на детских площадках. Но далеко не все знают, что весь этот хендмейд — дело рук плотника Сереги из местного ЖЭСа. Дети несут ему старые игрушки, взрослые помогают столярными инструментами, обрезками деревянных досок, остатками советской мебели, а Серега вдыхает в эти отжившие вещи новую жизнь.

Один из основных мотивов в творчестве плотника Сереги — Дед Бородич, эдакое альтер-эго нашего героя. Его портретом в красивой деревянной раме украшена калитка столярной мастерской. У деда добрые глаза и, как несложно догадаться, длинная окладистая борода. Одна из аллей микрорайона Восток неофициально названа в его честь.

Серега убежден, что из-за сахарного диабета не доживет и до 60 лет, но в душе остается ребенком, поэтому просит называть себя просто Серегой, без патетики. Он навсегда застрял в Лукоморье: корабли, мельницы, дровосеки, сундуки на цепях, Баба-яга на метле — все, что делает Серега, восходит к народным сказкам.

Все арт-объекты, которыми он наградил микрорайон Восток, не годятся для детских игр: слишком высоко висят, закрыты на навесной замок, слишком крохотны для того, чтобы в них залезли малыши. Но несмотря на это, жители окрестных дворов обожают Серегу за его творчество. По словам нашего героя, за все 13 лет он ни разу не сталкивался с вандализмом или недовольными отзывами.

Все началось в 2005 году, когда Серега работал плотником в домоуправлении на Острошицкой, 7. Из битой плитки, булыжников и других строительных отходов он смастерил «фонтан с девушкой». Конечно, не настоящий фонтан, а небольшое забетонированное озерцо, которое заполняется водой и чем-то напоминает водный каскад. Девушка тоже была фейковая: в качестве нее Серега использовал старую статуэтку. Теперь не осталось ни статуэтки, ни озерца: «фонтан» переделали в клумбу.

— А сейчас я заканчиваю реставрацию корабля, — говорит Серега. — Я его сделал лет пять-семь назад и установил на вросшей в землю гипсовой чаше в одном из дворов. За это время никто не отломал ему ладью или мачту, но он поистрепался, обветшал под дождями и снегами. Теперь я его реставрирую: пушки поставил, покрасил. Потом канатики натяну — будут тросы на мачтах.

Сверху корабль обшит старыми лыжами. Для палубы Серега использовал дранку, купленную на стройрынке, для пушек — нержавеющие металлические трубки, ладью вырезал из простой доски.

— Залил внутрь около двух-трех кубов бетона, заармировал, чтобы на палубу смогли взойти дети. Мачту сделал из перил, укрепил металлическими болтами, и за три года никто не поранился, не сломал ничего. Конечно, это скорее арт-объект, чем оборудование для детской площадки: играть в моряков на этом корабле не очень удобно. Но мамы садят своих детей на палубу и делают фото.

Основные обязанности Сереги в ЖЭУ — ремонт скамеек и детского игрового оборудования во дворе. Зарплата — 300 рублей. Поделки из дерева он мастерит в свободное от работы время.

На все вопросы о мотивах творчества плотник Серега пожимает плечами:

— Ну, почему-почему… Просто пришло мне такое воображение. Я решил, что здесь неплохо будет смотреться корабль.

— Многие говорят, что я мастерю арт-объекты из мусора. Но какой же это мусор? — возмущается Серега. — Мусор — это кожура от картошки, а это — бытовые строительные отходы. Купил человек обрезную доску, полметра лишних осталось. Из пачки гвоздей четверть пачки мне принес. Строительные отходы даже на рынке продают, и я покупаю в том числе и их. Чем-то помогает предприятие — ЖЭУ №2, в котором я работаю. Они предоставляют мне и инструмент, и помещение, и вообще приветствуют благоустройство дворов.

Коллеги приносят мне интересные предметы мебели и декора, выброшенные в отсек для крупногабаритного мусора: например, выдвижной ящик из письменного стола, красивую раму от зеркала или лыжи, из которых я мастерю корабли.

Вот эта рама была треснута в двух местах. Я ее склеил по бокам, покрыл эпоксидной смолой, а голову Деда Бородича вырезал из доски и приклеил. Ко мне в мастерскую часто приходит молодая мама с ребенком, ребенок все время гладит его бороду и повторяет: «Дедушка…»

Конечно, ко мне обращаются жильцы: сделать что-то под заказ, отреставрировать советскую мебель. Но я подписку давал: в рабочее время «леваки» не делать, в противном случае — сразу увольнение. А я своей работой дорожу, без нее у меня бы мастерской не было. Но иногда я делаю бесплатные подарки детям. Раз услышал разговор возле собственноручно сделанного фонтана. Маленькая дочь попросила отца: «Папа, хочу русалочку». Через неделю я подарил ей деревянную русалку.

Честно говоря, я в это столько денег вложил за эти годы… Наверное, тысячи долларов! Например, приходит бабушка: «Сделай мне скворечник». Ну как я могу с нее брать деньги? Делаю бесплатно. Еще и рублей на 20 материала прикуплю.

На Востоке бесчисленное множество скворечников, и большинство из них — дело Серегиных рук. Но поместиться в них способно разве что колибри. Серега собирается делать песочницы в форме лодок без дна, чтобы в них смогли уместиться дети. Но пока что все его поделки скорее доставляют людям эстетическое удовольствие, нежели приносят какую-то пользу.

— Раньше я работал на стройках. Шабашил в советские времена вместе с отцом. Иногда по 50 рублей в день выходило при средней зарплате по стране в 120. Но всю жизнь я в свое удовольствие работал по дереву. А пять лет назад проходил медкомиссию, узнал, что болен сахарным диабетом. Отец мой пять дней до 60-летнего юбилея не дожил, дед в 60 помер. Это значит, что мне осталось четыре-пять лет. Если меня лишат моего творчества, меня лишат всего. А когда мне дети конфетки дарят и говорят: «Спасибо, дядя!» — у меня сахар в крови понижается. Вот и весь расклад.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by