Артем открывает дверь в подъезд, в нос бьет едкий, пронизывающий запах. «К этому не привыкнешь», — говорит мужчина и ведет по лестничной клетке, чтобы показать, в каких условиях приходится существовать. На стенах странные разводы, повсюду насекомые, под дверьми стоят ловушки для тараканов. С каждым лестничным пролетом запах становится сильнее и наконец достигает апогея на третьем этаже. В одной из квартир располагается эпицентр всего этого безобразия. «Во время капремонта отсюда вывезли три 20-тонных самосвала с мусором, но за пять лет он насобирал столько же», — говорит минчанин, который попросту не знает, что делать. О проблеме известно и коммунальщикам, и МЧС, и милиции, и санстанции, но сделать с этим ничего не получается.
Пять лет назад Артем Суша вместе с женой и двумя детьми переехал в квартиру на Гикало. Это обычный с виду дом: бабушки у подъездов, зелень во дворе, относительная тишина для самого центра Минска — с виду ничего плохого. Если бы кто-то задумал купить здесь квартиру, он вряд ли сразу заметил бы подвох. Но дьявол кроется в мелочах.
— Незадолго до нашего переезда в доме как раз закончили капитальный ремонт, во время которого коммунальщики основательно вычистили этот кошмар — вывезли три 20-тонных самосвала с мусором. Поэтому первое время особых проблем у нас не возникало.
Но вскоре ситуация начала выходить из-под контроля. Он снова начал носить мешки с мусором и восполнять свои запасы. Около года назад мы заметили в квартире тараканов. Это были единичные случаи, поэтому кардинальных действий не предпринимали. Ситуация постепенно усугублялась: хлам все накапливался и накапливался, запах становился невыносимым. Посмотрите на его окно, — предлагает Артем и щурит взгляд в направлении третьего этажа.
Окно практически полностью заложено внушительными стопками желтых листов. Вторая створка открыта и приперта газетами и книгами. Артем уверяет, что это окно остается открытым круглый год — иначе дышать было бы невозможно.
— В какой-то момент тараканы стали лезть в квартиры, расхаживать по дому, к вечеру выползать на лавки — гадость. Однажды у меня накипело, и я решил посмотреть, что творится у него в квартире. Взял селфи-палку, включил камеру и опустил телефон на его балкон. На записи прекрасно видна степень запущенности, — Артем включает ролик. По стенам ползают сотни или даже тысячи насекомых, за ними попросту не видно стены. Полы усыпаны кусками металла, повсюду разбросан мусор, на балконе нет живого места.
Артем пробовал общаться с соседом, но ничего дельного из этого, само собой, не вышло. В первый раз он просто вежливо покивал и пообещал прибраться, во второй раздраженно отмахнулся, в третий едва не полез к мужчине с кулаками.
— Я обращался в ЖЭС, в МЧС, в милицию, показывал фотографии и видеозаписи, но решить проблему никто так и не смог. Везде я получал один и тот же ответ: «Это не в нашей юрисдикции». Но в чьей тогда? Я написал заявления в ЖКХ Советского района и ЖЭУ №2. В обеих организациях мне ответили примерно одно и то же: доступ в квартиру собственник не предоставляет, а без решения суда взломать замок они не могут. Сейчас ЖКХ подало иск в суд, но к чему это приведет, я не знаю. Они говорят, что заставят его открыть дверь, но за столько лет этого не произошло — почему сейчас что-то решится? — расстроен мужчина.
Все соседи и знакомые о самом хозяине отзываются хорошо. Говорят, окончил школу с золотой медалью, потом университет с красным дипломом, никогда не пил, но потом что-то случилось.
Артем предлагает подняться на этаж. У всех соседей двери «забаррикадированы» ловушками для тараканов. Звоним в одну из соседских квартир. Дверь открывает пожилая женщина.
— Проблеме этой не пять лет, а тридцать! Мы к этому всему как-то привыкли, хотя последние год-два он ведет себя еще более странно, чем обычно, — рассказывает соседка. — Я его с детства знаю. Отец его пил, мать умерла, за ним никто не следил. Помню, как в детстве он прибегал к соседям и просил покормить, потому что отец уже несколько дней ничего не покупал и не готовил.
Сперва он носил домой пустые бутылки. Ребята тогда издевались над ним: подбегали, камнем по пакету били, чтобы он их догонял. Сейчас это уже мужики взрослые. Жалеют, что так делали. А тогда развлекались… В общем, как-то год за годом стал он вот таким. Ни с кем не общается, дверь никому не открывает, на улицу почти не выходит — только складирует, складирует…
Артем ведет по подъезду и рассуждает о проблеме.
— Я понял, что у нас закон абсолютно не проработан в этом направлении. Таких людей много, и они доставляют массу неудобств всем остальным. На это нельзя просто взять и закрыть глаза.
На приеме директор ЖЭУ объяснял мне, что выселить жильца могут исключительно за неуплату «коммуналки». Вот наш сосед всегда исправно оплачивает (точнее, сестра платит за него), за пределы квартиры мусор не выносит, а дверь коммунальщикам не открывает. Тупик. Его никак нельзя заставить привести жилье в порядок, — убежден парень. — А нам-то что делать? Мы бы продали квартиру, да только кто ее купит с такими условиями?
С самим же неблагополучным соседом пообщаться, конечно, не вышло: дверь он не открывает даже милиции. Его сестра на связь тоже почему-то не выходит, хотя раньше соседям все же удавалось дозваниваться ей (пускай это и не приносило результата). Пробуем узнать подробности у коммунальщиков. Едва услышав улицу и номер дома, во всех ведомствах тут же называют номер квартиры и фамилию владельца. «Давняя история», — вздыхают на том конце провода.
С вопросами, почему конфликт до сих пор не урегулирован и как продвигается судебный процесс, обращаемся в местное ЖЭУ. В обслуживающей организации о проблемном доме знают все вплоть до директора.
— Что касается названного вами адреса, сразу после поступления обращения гражданина нами были приняты все необходимые меры, и до настоящего момента ведется работа над этим вопросом, — говорит юрисконсульт КУП ЖЭУ №2 Татьяна Севрюкова. — Нами был начат административный процесс, был осуществлен комиссионный выход. Однако при попытке обследовать данное жилое помещение доступ нам предоставлен не был. Соответственно, пока мы не можем подтвердить, действительно ли квартира находится в антисанитарном состоянии.
В связи с этим мы выдали собственнику предписание о предоставлении доступа в квартиру в определенную дату и время, однако предписание не было исполнено, в соответствии с чем был составлен протокол и передан в суд.
Суд вернул нам материалы, так как собственник не проверяет почту. После этого мы неоднократно пытались посетить эту квартиру и одновременно я, как юрист, подготовила документы в суд, но уже для открытия гражданского процесса. Думаю, со дня на день у нас состоится суд.
На приеме директор ЖЭУ признается: подобных случаев по городу немало, но принять кардинальные действия коммунальщики не могут.
— Жильцы обращались к нам с заявлением, на данный момент идет судебный процесс, который, я надеюсь, обяжет собственника предоставить нам доступ в квартиру, — рассказывает директор предприятия. — По закону граждане обязаны предоставлять доступ в помещение по требованию сотрудников внутренних органов и работников коммунальных служб, но вы ведь понимаете, что не всегда все происходит так, как хочется. Человек просто отмалчивается, а дверь мы ему выломать не можем. Ходим, стучим, надеемся, что в какой-то момент повезет.
Если мы выиграем суд, то получим ордер и сможем вместе с милицией попасть в его жилище. Если подтвердится факт антисанитарного состояния, работники санстанции проведут обработку квартиры, а собственника обяжут убрать мусор. Расходы на уборку, гипотетически, могут взыскать с собственника, но чаще это делается за государственный счет. Гипотетически, жильцы и сами могут скинуться и заказать уборку в квартире такого соседа, если он даст на то разрешение. Но он же не даст.
Директор пытается объяснить, почему конфликт не решается столь долго, а затем удивляет: завтра в десять утра коммунальщики планируют отправиться к нечестивому собственнику вместе с санстанцией.
— Завтра будут производиться обработка помещения и вывоз мусора. Можете сами прийти и проверить, — говорит Николай Николаевич. Может, спустя десятки лет беспорядка проблема все же будет решена?
Конечно нет. В назначенную дату заместитель директора сняла трубку и расстроенным голосом сообщила, что мероприятие отменяется.
— Планировалось, что дверь нам откроет племянница этого мужчины, у которой был запасной комплект ключей, но сегодня утром она сказала, что он забрал у нее ключи и отказывается общаться даже с ней, никого не пускает. Теперь мы точно не сможем получить доступ. Остается только надежда на суд.
Покупая жилье на вторичке или просто заселяясь в многоэтажный дом, вы всегда рискуете оказаться в похожей ситуации. Как выяснилось, решить вопрос все же можно, и для этого собственнику необязательно проходить девять кругов ада. Человек должен просто запустить механизм, написав стандартное заявление в обслуживающую организацию, и дожидаться результата. В теории. На практике же механизм почему-то запускается далеко не всегда.
— Для начала собственник должен обратиться в жилищно-эксплуатационную службу для установления факта нарушения правил пользования жилыми помещениями. Для простоты в заявлении можно указывать пункты №№7.2, 7.5 и 16.1, — объясняет юрист ЖЭУ №2. — Обратиться можно напрямую или же через контакт-центр 115.бел.
После получения заявления мы будем действовать согласно нормативам, нами будут приняты меры по устранению нарушений.
Если же гражданин считает, что ЖЭУ не выполняет своих обязанностей, он вправе обратиться в вышестоящую организацию — ЖКХ района. Если и там проблему по какой-то причине не решают, следует обратиться в отдел городского хозяйства администрации вашего района.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by