09 июня 2018 в 8:00
Источник: Александр

«Жильё моё»: влезли в 8-летнюю кабалу, чтобы купить трехкомнатную квартиру

Источник: Александр

Мы продолжаем второй этап конкурса «Жильё моё», который стартовал две недели назад. Встречайте нашего третьего участника — Александра, который вызвался побороться за сертификат на 600 рублей от центра продаж мебельной фурнитуры и материалов «Папа Карло». В его истории нет никаких чудес — только жесткая экономия, кредиты и постоянные долги. Зато спустя восемь лет его семья наконец заполучила трехкомнатную квартиру. О восьмилетней кабале в подробностях читайте ниже.


В январе 2007 года мы с моей избранницей сыграли свадьбу. Первое время жили в квартире родителей невесты, но хотелось иметь свое гнездышко и потихоньку его обустраивать. С этими мыслями мы дожили до сентября. В один прекрасный сентябрьский день продали одну из двух наших машин, выручив $4500 — на тот момент менее 10% стоимости самой дешевой квартиры-малометражки. Пока мы думали, как собрать остальные 90%, цены все росли и росли.

Однокомнатная квартира

Решили купить «однушку» и в первое время просто сдавать ее, гасить кредит, хотя вырученная сумма даже не покрывала проценты по нему. Начались поиски. Первый наш маршрут лежал на улицу Чигладзе, где продавалась малогабаритная квартира площадью 21 «квадрат» и ценой $49 000. Еще $2000 нужно было отдать за услуги агентства. Но на Чигладзе нас ждало разочарование: квартиру купили те, кто смотрел ее перед нами.

Несколько дней поисков, и мы летим на улицу Одинцова: квартира площадью 29,5 кв. м без балкона, но с квартирантами. Предлагают брать за $55 500, еще $2000 за оформление. Если кого-то пугают эти цифры, то для справки скажу: двухкомнатная хрущевка на Ольшевского тогда стоила от $70 000 до $80 000, а про «трешки» я вообще промолчу, дабы не травмировать психику читателей.

Квартира на Одинцова

Мы обратились в банк за кредитом, брали валютный под 12% годовых. После предоставления всех справок о доходах банк принял решение о выделении нам кредита на сумму $37 000. До мечты нам не хватало еще $16 000. Продали второй автомобиль, директор одолжил мне $3000, жене на работе подкинули $1000, и еще $6000 дали взаймы друзья. Платежи по кредиту составили $575 в месяц, но мы старались платить с опережением.

Так прошло два года. За это время грянул мировой кризис, произошла девальвация, квартиры подешевели на 30—40%. У нас родился сын, за которого нам по указу №575 выделили около 20 бюджетов прожиточного минимума, правда, в равных долях ежемесячно на весь срок кредита, а это 19 лет. Зато, когда сумма кредита стала равна этим 19 бюджетам прожиточного минимума, нам их выделили единовременно, то есть погасили около $1200 нашего кредита.

Двухкомнатная, которая ускользнула из рук

Летом 2010 года на семейном совете мы решили, что пришло время расширяться. С этого момента мы платили банку только проценты по кредиту, остальные деньги старались откладывать. Параллельно я размещал объявления о продаже нашей квартиры, но решительных покупателей не было. Многих отпугивало то, что мы искали вариант взамен и не могли продать квартиру в его отсутствие.

В августе мы заключили договор с одним очень известным агентством недвижимости, о чем потом серьезно пожалели: мало того, что нам не повезло с агентом, так еще на стадии заключения договора он начал сбивать цену. Агентство пыталось продать нашу квартиру, а мы в это время искали себе другую. В сентябре в продаже появилась «брежневка» на Матусевича за $50 000: общая площадь — 50 кв. м, две большие комнаты по 17 кв. м, но маленькая кухня.

Продавалась она через то же агентство, что и наша. И несмотря на большое количество желающих купить эту квартиру, приоритет был отдан нам, потому что агентам нужно было закрыть нашу цепочку. В это время появился покупатель и на нашу квартиру. День спустя мы должны были заключить сразу две сделки, но наш покупатель передумал.

В итоге мы решили сначала купить квартиру, а потом продавать свою, но уже без агентства. Все банки отказали нам в кредите, так как сумма была очень большая, а у меня на иждивении были ребенок и жена-декретница. Мечта о большей квартире опять повисла в воздухе.

И вдруг случилось почти что чудо. Жена позвонила в банк, в котором мы брали свой первый кредит, и там согласились дать нам новый, несмотря на долг в $10 000 по старому кредиту. Самое интересное, что кредит дали жене, хотя она находилась в декретном отпуске, а ее доход составлял $55 в месяц (половина детского пособия).

Немного не дотянули до трехкомнатной

Начались поиски. Возле станции метро «Спортивная» продавалась трехкомнатная квартира площадью 57 кв. м с раздельными комнатами и «прекрасным видом на церковь», как было сказано в объявлении. Торговались мы около трех часов — сначала с хозяевами, потом с агентом. Сошлись на $62 800 с оформлением. На следующий день заключили договор, агент убедил хозяйку взять в залог $500 вместо $1000 и не прогадал: через несколько дней хозяйка передумала продавать квартиру и вернула залог в двойном объеме. Пришлось начинать все сначала.

Понравилась «двушка» возле станции метро «Пушкинская»: чешский проект, общая площадь — 50 кв. м, цена — $58 000. Приехали, сторговались до $56 000, оформили без агентства и сэкономили около $2000. $12 000 отдали наличными, остальные 137 млн рублей оплатили кредитом под 13,5% годовых, привязанных к ставке рефинансирования. Ежемесячный платеж составлял около $600.

После этого занялись продажей своей однокомнатной квартиры. Покупатель нашелся быстро. Квартира была продана на $2000 дороже, чем нам предлагали до этого. За счет этих денег мы погасили валютный кредит и часть рублевого. Остальные деньги отложили на ремонт.

Но тут грянуло смутное время, проценты по кредиту стали расти каждый месяц: сначала на 3%, потом на 6%. Отложенные деньги полностью уходили на его обслуживание. В августе 2011 года нам зафиксировали проценты на отметке 34% сроком на один год, и стало чуть легче. Да и жена вышла из декретного отпуска.

Осенью мы решили «купить» второго ребенка. Вопрос о ремонте уже не стоял, так как с прибавлением в семействе места в нашей квартире будет мало. Только окна поменяли на пластиковые, сделали косметический ремонт, утеплили балкон и поставили балконную раму.

Кредит потихоньку уменьшался, и к июню осталось всего 34 млн рублей, а за второго ребенка нам полагалось 40 бюджетов прожиточного минимума. И мы опять начали гасить только проценты, а остальные деньги переводили в валюту. В июле у нас родился второй ребенок, а в сентябре государство погасило нам остаток кредита.

Реальная «трешка»

Шел 2012 год. Страна пережила потрясения 2011 года, доллар стабилизировался, доходы у меня стали расти, а желание расширяться не давало покоя ни мне, ни жене. Все долги погашены, заначка растет — с этими мыслями мы прожили еще год и осенью 2013 начали действовать. Свою квартиру продавали за $86 000. В перерывах между показами смотрели «трешки» и заключили договор на покупку квартиры около станции метро «Институт культуры». Кирпичный дом, утепленный фасад, площадь квартиры — 64 кв. м плюс большая лоджия, все комнаты раздельные. Цена вопроса — $102 000 и 60 базовых.

Буквально через неделю появились покупатели и на нашу «двушку». По цене сошлись на $84 000, плюс они сами обратились в государственное агентство недвижимости, где стоимость услуги была эквивалентна 500 у. е., а не 3% от суммы сделки с продавца и 60—105 базовых величин с покупателя, как в частных конторах. Это я специально выделил для любителей доверять все агентам.

В апреле мы переехали в новую квартиру. Заменили окна, отремонтировали ванную, туалет и кухню, поклеили обои. Но прожили мы там всего год: сказалось полное отсутствие инфраструктуры, «гиперов», торговых центров. В сад детей возили на «Пушкинскую».

В 2015 году из-за резкого падения цен на нефть недвижимость тоже начала проседать. И тут в продаже появилась «трешка» рядом с домом, в котором мы жили раньше. Чешский проект, площадь — 63 кв. м, все комнаты раздельные и три лоджии. Цена — $92 500, еще через неделю она упала до $86 000, а мы сбили ценник до $84 000. Свою квартиру выставили за $100 000 — и на удивление быстро нашли покупателя за $97 600. В итоге к маю 2015 года мы переехали в привычный район, где обитаем и по сей день.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by