14 мая 2018 в 8:00
Автор: Максим Тарналицкий. Фото: Максим Тарналицкий

«Лагерь дождевого червя»: секретная подземная крепость нацистов

Автор: Максим Тарналицкий. Фото: Максим Тарналицкий

Луч фонаря облизывает холодные бетонные стены длинного тоннеля и растворяется в темноте. Под ногами бежит вода, а над головой снуют летучие мыши. Каждый шаг гулким эхом разносится по мрачным тоннелям. Впереди нас ждут десятки километров ходов, казармы, склады, подземные вокзалы и неприступные ДОТы на поверхности. Все это — одна из уникальнейших фортификационных систем, когда-либо возведенных в Европе, — подземная крепость нацистов, которую прозвали «Лагерь дождевого червя». Onliner.by отправляется в западную Польшу и в своей фотоистории рассказывает о военно-инженерном феномене времен Третьего рейха.

Окончание Первой мировой войны принесло Германии полное поражение и подписание крайне невыгодного Версальского мирного договора. Она лишалась колоний и части своих территорий, должна была выплачивать огромные репарации, численность армии и вооружения была строго ограничена. Все это привело к серьезным кризисным политическим и экономическим явлениям, которые с ходом времени позволили прийти к власти нацистской партии. В 1930-х годах Европу поразил фортификационный бум. Предчувствие нового глобального военного конфликта витало в воздухе, поэтому многие страны начали строить на своих границах оборонительные линии. Не стала исключением и Германия, которая, вопреки запрету на строительство долговременных укреплений по условиям Версальского договора, начала возводить на своих границах так называемые Западный и Восточный валы, поскольку и Польша, и Франция представляли собой реальную угрозу для крепнувшей нацистской Германии.

Строительство Восточного вала

Оборонительная линия, получившая название «Излучина Одера — Варты», являлась центральной частью Восточного вала, новой фортификационной линии, возведенной на границе Германии с Польшей в середине 1930-х годов. Длина укрепрайона здесь составляла порядка 80 километров. Эта линия должна была защитить путь на Берлин, до которого отсюда всего 120 километров. До войны эти земли входили в состав Германии и были переданы Польше только в 1945-м. Первые изыскательские работы по проектированию Восточного вала были проведены еще в конце 1920-х годов в режиме строжайшей секретности. Помимо полевых укреплений, в полосе обороны были активно задействованы водные преграды. Были построены дамбы, шлюзы и мосты, которые позволяли контролировать уровень воды в реках и озерах и в случае нападения затапливать большие пространства полей, превращая их в болота, не давая продвигаться танкам и живой силе противника.

Схема центрального участка укрепрайона «Излучина Одера — Варты»

Главную огневую силу нового укрепрайона должны были составить железобетонные ДОТы, или, как их принято называть по-немецки, панцерверки. Основу обороны укрепрайона составили типовые ДОТы класса B. У немцев была своя классификация огневых точек по типу сопротивляемости попаданию снарядов и толщине стен. Самой серьезной огневой точкой были панцерверки класса A с толщиной стен в 3,5 метра. У сооружений типа B толщина стен составляла 1,5 метра. Весь укрепрайон делился на 13 опорных пунктов, которые называли веркгруппами (в каждую входит от 2 до 5 отдельных ДОТов). Это позволяло улучшить взаимодействие огневых точек при решении боевых задач, поскольку каждая веркгруппа имела единую систему обороны и командования.

Панцерверк 719

Больше всего ДОТов находилось в центральном секторе «Излучины Одера — Варты» в районе современного польского городка Мендзыжеч (бывший немецкий Мезеритц). Дело в том, что южный и северный секторы изобиловали водными преградами и не нуждались в высокой плотности сооружений долговременной фортификации, в то время как самый важный участок практически не имел никаких гидротехнических заграждений и при его обороне рассчитывать приходилось только на бетонные ДОТы. Но немцам и этого показалось мало. Именно здесь немецкое командование приступило к строительству настоящего подземного города, который должен был связать между собой подземными ходами все ДОТы.

Сеть укреплений в районе Мендзыжеча получила неофициальное название «Лагерь дождевого червя», или Regenwurmlager, — вероятно, от названия небольшой речки Regenwurm, что течет неподалеку. Это уникальный инженерный объект, который не имеет аналогов в мире и поражает своим размахом. Немцы решили связать тоннельной системой протяженностью более 80 километров семь опорных пунктов (веркгрупп) в центральной части укрепрайона, чтобы превратить его в неприступную автономную крепость с железнодорожным сообщением, казармами, складами боеприпасов и продовольствия, госпиталем для солдат, электростанцией и другими удобствами.

Строительство тоннелей проходило в атмосфере строжайшей секретности, поскольку немцы делали вид, что соблюдают условия Версальского мира. Возведением подземной части тоннельной системы занималась военно-строительная организация Тодта, где работали профессионалы высшего класса: инженеры, строители, электрики и так далее. Изначально работа по возведению тоннелей велась вручную силами более 10 тыс. рабочих. Затем были применены проходческие щиты, что позволило ускорить темпы работы до 65 метров тоннеля в сутки. В ходе строительства были применены все доступные на тот момент технологии. Активная работа велась до мая 1938 года, после чего была приостановлена, а все силы по строительству укреплений были перенесены на Западный вал, поскольку угроза со стороны Польши, по мнению немецкого руководства, была минимальна.

Даже в незаконченном виде эта система укреплений поражает своими масштабами. В период с 1934 по 1938 год в районе Мендзыжеча было проложено суммарно около 35 километров подземных ходов, которые связали в единую сеть 22 ДОТа.

Длина подземной части «Лагеря дождевого червя» почти такая же, как у Минского метрополитена, который раскинулся на 37 километров.

Глубина заложения тоннелей варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от местности. Через всю систему проходит главный тоннель длиной более 8 километров. От него отходят ответвления поменьше, которые ведут к отдельным ДОТам и опорным пунктам. Помимо тоннелей, под землей были возведены 18 вокзалов со стрелочными разъездами для узкоколейной дороги.

Оценочная стоимость всех работ на комплексе составила более 600 млн рейхсмарок.

Это колоссальная сумма даже для окрепшей экономики Германии конца 1930-х. Гитлер дважды приезжал с проверкой на строительство укрепрайона и был недоволен тем, что на таком серьезном фортификационном объекте установлено незначительное количество тяжелого вооружения. На самом деле к концу 1930-х годов во всем укрепрайоне не было ни одного казематированного артиллерийского или противотанкового орудия. Одних лишь пулеметных огневых точек было явно недостаточно для ведения боевых действий с применением танков. Строительство двух артиллерийских крепостей класса A было на начальном этапе.

С начала войны эти укрепления «Лагеря дождевого червя» практически никак не использовались. Лишь с 1943 года в недрах крепости начинает действовать подземный завод по производству авиационных двигателей. По мере приближения фронта к границам Германии немцы решают подготовить укрепрайон к обороне. К началу 1945 года лишь малая часть ДОТов были заняты гарнизонами. Отсутствие противотанковой артиллерии не позволило организовать оборону от наступающей Красной армии, и в течение трех дней — с 29 по 31 января — большинство укреплений было захвачено и уничтожено. Отдельные укрепления, оставаясь в осаде, продолжали сопротивляться до апреля 1945 года.

Панцерверк 717

После войны подземные сооружения «Лагеря дождевого червя» использовались советскими и польскими военными. Сейчас многие ДОТы разрушены, а некоторые сохранившееся используются в качестве музеев. Начнем наше знакомство как раз с одного такого музея — панцерверка 717.

Этот ДОТ был построен в 1937—1938 годах и имел класс прочности B (толщина стен — 1,5 метра, как и у многих панцерверков центральной части укрепрайона). Сооружение имело два этажа. На верхней части укрепления находились два шестиамбразурных бронеколпака для пулеметов, одна наблюдательная башня, а также огнемет и гранатомет для обороны подступов к сооружению. Вход в ДОТ также защищал пулемет, установленный в напольной стене.

На первом ярусе находились казармы, боевые казематы, командный пункт и так далее. Нижний ярус занимали помещения обеспечения (вентиляция, электропитание, склады).

Жилой отсек для командирского состава
Пулеметный каземат для защиты входа
Купол автоматического миномета изнутри
Позиция огнемета. На нижнем уровне находились топливные цистерны

На подступах к укрепрайону были сооружены полосы противотанковых заграждений: сухие рвы и так называемые «зубы дракона», которые представляли собой бетонные надолбы конусообразной формы.

ДОТ имел выход в подземную часть. По замыслу конструкторов, одну часть должен был занимать лифт, а другую — лестница, но лифты практически нигде не успели смонтировать.

В подземной части ДОТа были устроены казармы для личного состава, склады, госпитали, технические помещения для обслуживания и зарядки батарей электровозов.

Из вспомогательных подземных помещений под ДОТом тоннель уходит в основную систему и к другим укреплениям веркгруппы. Мы пока туда не пойдем, нас ожидает самое интересное — заброшенная часть комплекса «Лагерь дождевого червя».

Заброшенная часть лагеря

Попасть в заброшенные тоннели не так-то просто. Многие ДОТы были уничтожены в результате боевых действий зимой 1945 года, некоторые целые сооружения не были оборудованы лестницами, а часть сохранившихся входов просто закрыты решетками. Это объясняется тем, что в подземных лабиринтах на зимовке находится самая большая колония летучих мышей в Европе, поэтому входы закрывают, чтобы непрошеные гости не тревожили рукокрылых.

Панцерверк 719, относящийся к веркгруппе «Гнейзенау», цел, но вход надежно заварен решеткой. Сверху сохранились наблюдательный бронеколпак и вентиляционный оголовок. Никаких шансов проникнуть внутрь здесь нет.

Едем дальше. Панцерверк 722 веркгруппы «Йорк», полностью уничтожен.

Следующий панцерверк 724 цел. Входная решетка выпилена добрыми людьми, на поляне перед укреплением припарковано несколько автомобилей. Хороший знак для желающих спуститься вниз.

Здесь можно спуститься на нижние ярусы. Сооружение выглядит точно так же, как музейный 717-й ДОТ. Спускаемся в подземные галереи. Под каждым ДОТом было устроено множество помещений. Здесь были электричество, водопровод, телефон, вентиляция и канализация.

Главная галерея, проходившая через весь укрепрайон, была эллипсовидной, имела ширину 3—4 метра и высоту до 5 метров. По ней были проложены рельсы, по которым двигались электропоезда, работавшие на аккумуляторах. Поезда могли перевозить грузы и людей.

Главный тоннель
Сохранившаяся тоннельная плитка
Ниша в стене, где находилась стойка с электрооборудованием

На линии были построены станции (подземные вокзалы), где поезда могли разгрузить или загрузить, подзарядить севший аккумулятор или перевести на другой путь при помощи железнодорожной стрелки. Настоящее метро!

Вокзал «Дора»
Амбразура для защиты тоннеля. В случае если противник прорывался внутрь системы, подобная огневая точка могла надежно защитить весь остальной тоннель
Вокзал «Эмма»
Вокзал «Фридрих»
Механизм перевода стрелки
Остатки системы вентиляции

Большинство тоннелей подтоплены, хотя встречаются сухие участки. Уровень воды совсем невысокий, за исключением северной части тоннельной системы, которая залегает значительно глубже южной.

В районе вокзалов тоннели раздваиваются. Другая ветка ведет к очередной группе ДОТов.

Любопытно, что в тоннелях до сих пор работает естественная вентиляция. Воздух чистый и приятный, а круглогодичная температура замерла на отметке в 10 градусов.

В западной части системы тоннель выходит наружу. Это технологический грузовой выезд, который служил для погрузки и разгрузки электропоездов.

В послевоенное время советская армия вывозила через этот вход оборудование подземного завода.

Впоследствии тоннель попытались взорвать, однако железобетон оказался прочнее взрывчатки.

Во многих местах в тоннеле можно заметить заложенные кирпичом ответвления. Это не что иное, как перспективные проходки, которые были законсервированы на будущее. Никаких сокровищ Третьего рейха, кроме песчаной пробки, там нет.

Всему укрепрайону серьезно не хватало артиллерийского усиления, без которого он был фактически бесполезным. По приказу Гитлера здесь начали возводить тяжелые артиллерийские ДОТы класса A, однако к 1938 году успели построить только подземную инфраструктуру для них.

Под укреплениями класса A было возведено огромное количество подземных складов.

«Лагерь дождевого червя» постоянно сопровождает ореол таинственности и загадочности. Каких только мифов и легенд не было придумано про эти мрачные тоннели. Здесь и оккультная мистика нацистов, и секретные лаборатории пришельцев. По факту, построенная в конце 1930-х годов подземная система является инженерным шедевром, настолько же прекрасным, насколько и бездарным. Развитая подземная инфраструктура абсолютно не соответствовала слабым оборонительным сооружениям, делая весь комплекс абсолютно бесполезным. Огромная сумма в 600 млн рейхсмарок была закопана в этих лесах совершенно напрасно.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by