«Угроза техногенных катастроф» и «экономическая нецелесообразность». Экономисты против водного пути, который хотят построить в Беларуси

 
19 848
148
10 апреля 2018 в 18:44
Автор: Дмитрий Мелеховец

Несколько лет назад европейцы задумались о восстановлении магистрального водного пути, соединяющего Балтийское и Черное море. По задумке водный коридор позволит перевозить по Висле, Днепру и Припяти до 6 млн тонн груза в год. Однако такой амбициозный проект показался привлекательным далеко не всем, и против его создания выступили многие экономисты и экологи. Сегодня ведущие бизнес-союзы страны направили в правительство и Администрацию президента совместное письмо, в котором призвали отказаться от реализации проекта.

Белорусская часть пути должна занять примерно четверть всего маршрута — около 500 километров, проходящих вдоль украинской границы. По предварительным оценкам, для ее обустройства понадобится до 150 млн евро. Сторонники постройки Е40 обосновывают эту цифру тем, что создание маршрута могло бы поспособствовать развитию экономических отношений между странами, через которые он будет пролегать, а к тому же позволило бы доставлять товары по всему миру. Кроме того, инициаторы проекта отмечают возможность речного транспорта перевозить большие объемы грузов за сравнительно небольшие деньги.

Несмотря на внешнюю привлекательность проекта, несогласных оказалось много. Его противники говорят о его нецелесообразности и высоких инвестиционных рисках. В письме, адресованном правительству и Администрации президента, представители бизнес-союзов замечают, что реализация проекта потребует значительных капитальных затрат, а внутренний водный транспорт во многом уступает автомобильному и железнодорожному.

— Водный путь подходит для весьма ограниченной номенклатуры грузов, в основном для насыпных, наливных, проектных, и неинтересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей, — отмечается в письме.

Кроме того, авторы обращения выразили тревогу по поводу возможных экологических последствий. Все дело в том, что Е40 проходит по Припяти, которая является одной из последних крупных рек Европы, сохранившихся в естественном состоянии, а обустройство водного пути, по их мнению, потребует значительного вмешательства в гидрологию реки.

— Анализ проекта Е40 показывает, что одним из наиболее вероятных грузов для перевозки по водному пути являются нефтепродукты. О соответствующих планах заявили и сторонники проекта. Массовая доставка нефтепродуктов по белорусским рекам поставит огромные территории под угрозу возникновения крупных техногенных катастроф. Подобные планы — осознанное преступление, — отмечается в обращении. — Если на суше аварию с «участием» нефтепродуктов можно относительно легко локализовать, то на проточной воде это практически невозможно. Попав в реку, опасные вещества распространятся на десятки и сотни километров.

Авторы письма призывают правительство и институциональных инвесторов отказаться от обустройства Е40 и сосредоточиться на альтернативных проектах, в том числе на развитии автомобильного и железнодорожного сообщения, складской и таможенной логистики, придорожного сервиса и торговли, водного и экологического туризма.

— Деловое сообщество страны прекрасно осознает необходимость сформировать дополнительные факторы экономического роста и привлечь инвестиции в страну. В то же время мы призываем правительство не искать простых решений сложной задачи за счет реализации крупных и сомнительных проектов, — отмечает директор и сопредседатель БСПН им. Кунявского Жанна Тарасевич.

— Природа белорусского Полесья сама по себе имеет высокую инвестиционную ценность, выше стоимости любых новых предприятий. Соответственно, к ней  необходимо крайне осторожное отношение. Если сохраним первичную ценность природы, то сможем заработать и на вторичной, в том числе за счет развития туризма, — убежден глава Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.

Под обращением в правительство и Администрацию президента подписи поставили главы Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, Белорусской научно-промышленной ассоциации, Республиканского союза промышленников и предпринимателей, Республиканской конфедерации предпринимательства, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза предпринимателей.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Дмитрий Мелеховец