Как семья минчан переехала из квартиры в центре столицы на дачу

30 марта 2018 в 8:00
Источник: Илона Острейко. Фото: Анна Иванова

Как семья минчан переехала из квартиры в центре столицы на дачу

Источник: Илона Острейко. Фото: Анна Иванова

Еще недавно у Стаси и Макса была элитная «двушка» прямо возле парка Победы с паркингом и панорамными окнами. Все в ней было хорошо, кроме вида на соседний «столбик» и лакокрасочный магазин советского образца. А еще у них была дача. Ребята все чаще оставались там ночевать и однажды решили не возвращаться. О том, сколько стоило довести дачу до состояния полноценного жилья и почему дача — это все-таки не дом, Стася и Макс рассказали Onliner.by.

Два километра от кольцевой мимо коттеджей, линии электропередач, штучных многоэтажек — и мы въезжаем в дачный поселок, со всех сторон окруженный лесом. Коктейль из каркасно-щитовых построек, которыми довольствовались советские садоводы, здесь щедро разбавлен современными домами. В одном из них живут наши герои. Оба работают в IT и на дачу переехали не от безысходности, а по любви.


— Раньше у нас была комфортная квартира возле парка Победы. Планировали жить в ней зимой, а на дачу приезжать только по выходным. Тем более что между ними минут 10 езды, не больше. Квартира была отличная: двухкомнатная, в современном кирпичном доме, с панорамными окнами по четыре метра в каждой комнате. У некоторых жильцов они выходили на парк Победы, а у нас — на соседний «столбик» и лакокрасочный магазин, вдалеке виднелась разве что какая-то труба котельной. Честно говоря, от такого вида начинала съезжать крыша.

Однажды в декабре мы приехали на дачу провести выходные, увидели, что зимой здесь еще красивее, чем летом, и обратно уже не вернулись. В результате живем здесь круглогодично уже четвертый год и даже не думаем о том, чтобы променять это счастье на квартиру.

Сейчас здесь три спальни, две гостиные, кабинет, кухня, два санузла и гардеробная. Отдельными постройками добавились сауна и кладовая-сарай.

Гостиная у нас не простая, а с печкой. Мы решили не сносить ее в процессе переделки, а поставить в нее стеклянную дверцу, чтобы любоваться огнем. Но по факту топим мы буквально пару раз в году. В каминной зоне у нас заодно «музыкальный салон» с фортепиано и пластинками.

Предпочли не объединять кухню с гостиной и не жалеем об этом. Хочется, чтобы в гостиной было красиво и чинно, без кастрюль и сковородок. Одна из спален находится на первом этаже — она пока используется как гостевая, но в самое ближайшее время мы планируем переоборудовать ее в детскую.

На втором этаже расположены спальни для взрослых: наша с большой гардеробной и мамина. Поскольку летом мама живет у нас, для нее предусмотрена отдельная комната.

Еще на втором этаже у нас кабинет. Бывает, нужно поработать из дома, но в основном мы смотрим здесь сериалы и рисуем планы расстановки мебели.

Есть и третий этаж, мансардный. Он разделен на две зоны: одна — для настольных игр, вторая — для просмотра фильмов. Здесь же можно расположить гостей на ночь.

Со всех сторон поселок окружен лесом, это хорошо видно из окон. Природа здесь великолепная. Мы ставили видеокамеру с датчиком движения возле кормушки, чтобы отслеживать птиц, и в итоге обнаружили более десятка видов. Регулярно встречаем белок и зайцев, пару раз видели лисят, а дед в свое время повстречал даже лося. В пределах 4 километров — Минское море, так что в жаркую пору есть где искупаться.

Как из дачи сделали коттедж и сколько это стоило

— Этот дом возводился в 2002 году. Строили добротно, но по-дачному, без удобств. В 2013-м мы взялись адаптировать его под наши нужды. Для начала провели все коммуникации и стали жить со старым ремонтом. А летом 2016-го решили перезапустить все с нуля — оставили только внешние стены и балки перекрытий, а всю «внутрянку» выстроили заново.

Дешевле всего обошлась переделка мансарды — в каких-нибудь $500, не больше. Изначально это был неотапливаемый чердак для хранения строительного мусора, а потом мы подумали: зачем добру пропадать? Постелили простой линолеум, прибили самую дешевую вагонку «четвертого сорта» и покрасили ее белой морилкой. Болгаркой вырезали оконные проемы, купили бэушные стеклопакеты из новостройки. Даже отопление вести не пришлось, потому что горячий воздух снизу поднимается именно на мансардный этаж.

Я (Максим. — Прим. Onliner.by) был заказчиком, прорабом, грузчиком, демонтажником и закупщиком. Более квалифицированные работы выполняли наемные строители. Особенно нам понравились ребята из Северной Кореи. Затрудняюсь сказать, сколько их было задействовано на этой стройке. Вроде наняли мы одного, потом их стало двое, а как-то раз я обнаружил в своем сарае целый «лагерь беженцев».

Но то были работники мечты. Брали они вчетверо дешевле белорусов, а делали втрое качественней. Единственный минус — знали по-русски только три слова: «хозяин», «работа» и «сто долларов». А так очень ценные кадры. Жаль, что вскоре уехали в Москву.

Поскольку дом строился как дачный, чтобы жить в нем круглый год, нужно было утеплять фасад. Мне совершенно не нравилась термошуба с декоративной штукатуркой. К счастью, внешние стены возводились по стандартной для тех времен технологии: изнутри — газосиликатные блоки, снаружи — красный кирпич «для красоты». Получился «сэндвич» с воздушной прослойкой в 10 сантиметров между внешними и внутренними стенами. Приехали рабочие, привезли баллоны с чем-то вроде монтажной пены, шланги, засверлились в кирпич и по этому шлангу под давлением пустили жидкий утеплитель, чтобы заполнить межстенное пространство. За все это мы отдали около $1000.

От бабушки мне досталось 6 соток земли. Кроме дома, на них цвели сады и огороды, стоял сарай. Когда мы «разнесли» половину огорода при прокладке коммуникаций, оборудовали парковку на две машины, на участке почти не осталось свободного места. Однажды пожилая соседка, у которой была простенькая советская щитовая дача, поделилась своей проблемой: хочет купить готовый дом, чтобы комфортно встретить старость, с этой целью продала квартиру, но денег на завершение сделки не хватает. И мы предложили купить ее участок.

Сторговались на $17,5 тыс., а это была весна 2015 года — пик цен на загородное жилье и землю. Аналогичные участки в нашем садоводстве продавались по $20—25 тыс. Ей срочно нужны были деньги, поэтому она пошла на скидку. Теперь площадь нашего участка составляет 12 соток, он ровный, правильной формы — как в коттеджном поселке. До окон соседних домов не меньше 30—40 метров — роскошь по меркам садового товарищества.

Весь проект обошелся нам в $85 тыс., из которых $20 тыс. — второй участок со сносом, забором и ландшафтным дизайном, еще $5 тыс. — баня. Да, стройка получилась недешевая: перестраивать старое всегда дороже, чем строить с нуля. Но когда у тебя стоит коробка из кирпича в отличном состоянии, жалко хоронить ее под гусеницами бульдозера. Так наш дачный дом стал почти полноценным коттеджем. Но не совсем.

Садовое товарищество как форма жизни

— С тех пор как в наш поселок провели газ, в нем сразу закипела жизнь. Около 100 семей из 500 живут здесь круглый год. Но это только пятая часть. Остается 20% «заброшки» и 60% дачников старой закваски, которые блокируют все хорошие начинания.

За примерами далеко ходить не надо, достаточно проехать по главной улице. Она расположена на въезде в садоводство, ей пользуются абсолютно все жители, но почти никто не готов скинуться на новое дорожное полотно. У многих дачников просто в голове не укладывается, что исполком, сельсовет, президент или кто-то еще не выделяют на это деньги.

Пенсионерка не хочет скидываться на дорогу, потому что летом дойти от автобуса ей и так нормально. Другие, более обеспеченные жильцы не хотят платить, «если она не заплатит». А в садоводстве ты никого не принудишь сдать деньги. Здесь платит тот, кому больше нужно.

Наша улица, например, заасфальтирована, хотя далеко не все жители сдали на это деньги. Взнос был $100. Кто-то сказал, что ему это не нужно, кто-то сдал $20. Лично я сдал $200, хотя живу в начале улицы и до своего участка уже насыпал асфальтовую крошку. Меня не замучает принципиальность от того, что я за бабушку заплачу. Мне просто хочется ходить и ездить по хорошей дороге.

Еще одно полезное начинание, которое всякий раз заканчивается на самом старте, — это детская площадка. На нее готовы скинуться даже не все семьи с детьми. В трендах — заборы из профлиста, чем выше, тем лучше, никто не думает о том, что детям нужно общаться.

Но, наверное, самый большой нюанс — коммунальные платежи. Дело в том, что на даче нельзя прописаться. Это значит, что «коммуналку» придется платить «по экономически обоснованным тарифам». Зимой на обогрев дома мы тратим до 200—300 рублей в месяц. Плюс членские взносы, налоги, электричество в 1,5 раза дороже городского — суммарно может выйти рублей 500.

Инфраструктуры у нас хватает: три продуктовых магазина в 3, 5 и 10 минутах ходу, есть даже бистро с разливными напитками, бургерами и хот-догами. До ближайшего гипермаркета — 3 километра. Транспортное сообщение тоже отличное. До работы — 20 минут езды по роскошной трассе на машине, 30—40 минут на автобусе или на велике. В общем, быстрее, чем из любого минского «спальника». Такси и Uber тоже ходят без проблем.

Из других нюансов — нельзя вызвать врача на дом, если обслуживаешься в государственной поликлинике, почта тоже сюда не приходит. Вопрос с детским садом молодые семьи как-то решают. Доставка продуктов, пиццы, любой техники из интернет-магазинов нам тоже доступна, с этим проблем нет. Скорая и «пожарка» приезжают быстро.

При этом участки в садовых товариществах в разы дешевле, чем в населенных пунктах. Сроки и нюансы строительства не ограничены ни временем, ни бюрократией. Если вы живете в товариществе, рядом с вами не вырастет офис, производство или любое другое шумное помещение. Это очень актуальная проблема для населенных пунктов в непосредственной близости от столицы, где жилые дома чередуются с коттеджами-офисами.

Централизованно дороги здесь не чистят, но люди накатывают, ездят на работу каждый день. За четыре зимы здесь не было такого случая, чтобы кто-то не смог проехать или застрял. Машина у нас одна на семью. На работу ездим вместе, а обратно — по обстоятельствам. Летом часто пользуемся велосипедами в качестве транспорта до офиса.

Наш опыт переделки дачного дома в коттедж совершенно не отбил желание строиться: все это было очень интересно, и результатом мы остались довольны. Поэтому легко решились на похожий проект, когда поняли, что потянем его финансово: продали хорошую, но пустующую квартиру и купили участок в Минске, в современном частном секторе. Между нынешним и будущим домом всего 10 минут езды, но там город, коттеджный поселок, инфраструктура. В то же время за эти достоинства придется отдать немалые деньги. Свой дом в черте городе — это уже совсем другой порядок затрат. Строительство будет небыстрым, поэтому в садовом товариществе мы проведем еще несколько лет, и это нас ничуть не огорчает.

Лучшие теплицы и парники для вашей дачи в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by