За покрашенными и остекленными фасадами многих минских зданий прячутся «скелеты» из прошлого. Onliner.by рассказывает об известных долгостроях, которые смогли переродиться из архитектурного хлама во что-то полезное для общества. На прошлой неделе мы публиковали историю «Колизея» (несостоявшегося паркинга машин скорой помощи). Сегодня же вспомним, каким был и во что превратился «Триполтавр» — архитектурный реликт эпохи советского модернизма, в судьбе которого что-то пошло не так.
В далеком 1977-м в районе будущей станции «Парк Челюскинцев» строители приступили к прохождению первого тоннеля минского метро. В том же году в промзоне на западной окраине города началось возведение объекта «Специальное конструкторское бюро». Строили его для завода систем комплексной автоматизации. Предприятие в те времена работало на нужды оборонного комплекса СССР и выпускало технологическое оборудование для переоснащения различных производств.
Проект здания родился в недрах института «Белпромпроект» и предусматривал возведение трех цилиндрических объемов высотой в 13 этажей, объединенных центральным ядром. В этих объемах планировалось обустроить конструкторские подразделения, лаборатории, помещения для управляющего звена. В центральном блоке — лифты, лестничные марши и инженерные коммуникации. Не исключено, что источником вдохновения для коллектива архитекторов послужила высотка штаб-квартиры BMW в Мюнхене, открытая в 1973 году. Слишком уж похожи по своей структуре и ритму окон оба здания.
Строители успели вывести здание под крышу, в одной из башен даже начали вставлять окна. В каком году стройка замерла — сейчас уже трудно выяснить. После развала СССР финансирование многих проектов свернулось. Возможно, к тому времени и сам завод потерял часть заказов и перестал нуждаться в новом конструкторском бюро. Деньги на завершение объекта не нашлись ни в период перестройки, ни потом.
В Минске множились ледовые дворцы и торговые центры, появлялись новые районы-кварталы, переименовывались главные проспекты. Все эти годы брошенное без консервации здание на улице Лещинского продувалось всеми ветрами, постепенно становясь частью городского фольклора. «Клевер», «Кукуруза», «Трилистник», «Бинокль», «Бигуди» — как только его ни называли. На форумах в интернете чаще других встречается название «Триполтавр», закрепившееся за долгостроем где-то с 2004 года.
Читатель Onliner.by Виталий Заяц поделился с редакцией фотографиями несостоявшегося конструкторского бюро, сделанными в 2006—2007 годах. Любительские снимки хорошо передают атмосферу здания и его состояние незадолго до возобновления строительства.
Характерная особенность фасада — выпуклые блоки с оконными проемами.
Что интересно: внутреннее пространство башен не имело перегородок. Формат open space от советских архитекторов.
Лифтовые шахты в центральном ядре, совершенно не защищенные от падений.
В отличие от «Колизея» на стенах «Триполтавра» почти не попадаются граффити. Лишь примитивная мазня.
Обратите внимание на зеленеющий пустырь на дальнем плане. Ничего не кажется странным? Сейчас на месте пустыря — Каменная Горка.
А вот здесь тоже чего-то не хватает. Конечно же, панелек Домбровки (ул. Матусевича и Чичурина) и силуэтов Лебяжьего вдали.
Крышу «Триполтавра» венчала массивная металлоконструкция. Благодаря расположению здания на возвышенности отсюда открывался чудный вид на город. Приближение грозы было видно за многие километры, а заходящие на посадку и взлетающие из «Минск-1» самолеты пролетали прямо над головой. Атмосфера располагала к пивным посиделкам.
Мы связались с минчанином Максимом, создателем проекта Abandoned Legacy о заброшенных объектах. Вот что он рассказал о долгострое на улице Лещинского:
— Впервые я побывал там в начале 2002 года. Сам жил на «Пушкинской», но у меня был приятель из Кунцевщины. Нам тогда было по 12 лет. Он мне впаривал легенду, что это неудавшийся завод по конструированию роботов. Ну таких, типа терминаторов. В то время как раз ходили слухи, что через год-полтора выйдет фильм «Терминатор-3». Следующий раз попал туда в 2006-м, когда стал увлекаться исследованиями городских «заброшек». Тогда доступ еще был абсолютно свободным. Полноценная охрана (бабушка-сторож и собаки) появилась летом 2007 года, когда здание купил инвестор.
В 2006—2007 годах я бывал там регулярно. Может даже каждую неделю. Приезжал после пар (или вместо) попить пивка на крыше и пообщаться с друзьями-подругами. Часто встречали там рассветы, наведывались туда после ночных industrial-вечеринок, которые проходили в клубе Step (теперь это Re:Public).
Новые знакомства там тоже заводил. В интернете мы тогда знакомились в основном через форумы или чаты, посвященные метал-музыке. Потом общение переходило в «аську» (ICQ), а дальше нужно было решать, куда вывести девушку на пиво. Чаще всего ходили на «свиданки» именно туда.
Обычных местных ребят там почти не было. В основном «клубы по интересам»: металисты, диггеры, мотоциклисты, эмо, еще какие-то там течения. По вечерам можно было встретить компании и по 30, и по 50 человек.
О несчастных случаях не слышал, из наших никто точно не падал. Ходили, конечно, легенды, что «куча народу поразбивалась» (лифтовые шахты там не были закрыты), но никаких подтверждений я не припомню.
В те годы «заброшку» облюбовали и городские экстремалы, любители прыжков с веревкой. На сайте белорусского общества роупджамперов упоминается интересный факт: «Самый старший роупджампер Минска — охранница этого объекта. Прыгнула 1 раз с 7 этажа».
В 2007 году в жизни долгостроя начался новый этап — у здания сменился владелец. Ливанско-белорусская компания «БМЕ Бизнес-центр» начала реконструкцию несостоявшегося корпуса конструкторского бюро, чтобы сделать из него бизнес-центр. Вскоре у долгостроя появилась охрана и «Триполтавр» оказался навсегда потерян для экстремалов, романтиков и любителей побродить по крыше с бутылкой пива в руках.
Несмотря на годы, проведенные без отопления и консервации, здание довольно неплохо сохранилось. Перед возобновлением строительства специалисты БНТУ обследовали конструкции и дали рекомендации по укреплению колонн и плит. Дальше застройщик занимался разводкой коммуникаций, утеплением, отделкой. Два нижних этажа остеклили от пола до потолка. Получило здание и надстройку в виде двух стеклянных этажей.
Единственным напоминанием о прошлом осталась полуразобранная пристройка, изначально запроектированная в качестве то ли столовой, то ли конференц-зала.
С момента начала строительства до сдачи в эксплуатацию прошло 34 года (не рекорд ли для Минска?). Осенью 2011-го благодаря ливанскому капиталу легендарный «Триполтавр» шагнул в новую эпоху, став бизнес-центром Sky Towers. В офисах обосновались клерки, и индустриальная романтика навсегда выветрилась из этих стен.
Садовые и строительные тачки в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by