27 февраля 2018 в 14:01
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий

«Это жилой дом или промышленный объект?» Житель деревни под Минском обеспокоен строительством странного здания

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий

«Посмотрите и скажите, что изображено на этих снимках?» — приехав в редакцию, Виктор Лагун первым делом протянул стопку фотографий. Минуту мы гадали, что это: офисное здание, производственный корпус или, быть может, спортзал, пока гость не уточнил: «Мой сосед уверяет, что это одноквартирный жилой дом с хозяйственным блоком. Вы можете в это поверить? Я — нет». Заинтересовавшись неоднозначным объектом, выросшим среди коттеджной застройки под Минском, вместе с Виктором мы отправились в Большой Тростенец.

Недостроенное здание, о котором идет речь, хорошо просматривается с могилевской трассы. На фоне соседних коттеджей двух-трехэтажный объем из стекла и бетона смотрится несколько чужеродно. Дополняет сооружение не менее странный забор в виде стены с окнами-бойницами и высокая лифтовая шахта из голубого стекла на заднем дворе.

Здание общей площадью более 2000 квадратных метров расположено по адресу ул. Парковая, 9. Далее вдоль улицы стоит дом №8 — коттедж с магазином спортивных товаров на цокольном этаже. Оба здания принадлежат семье предпринимателей. А по соседству с ним — дом №7, в котором живет Виктор Лагун. Мужчина предполагает, что под видом жилого дома его сосед возводит промышленное здание. Возможно ли такое в районе жилой индивидуальной застройки? Конечно же, нет. И тем не менее внешний вид сооружения вызывает вопросы.

— Мы переехали сюда летом 2007 года. Примерно в это же время сосед начинал строить свой коттедж. А спустя несколько лет он приобрел соседний участок и затеял очередную стройку, — рассказывает Виктор. — Даже по размеру и глубине котлована было понятно, что будет что-то масштабное. У меня возник вопрос: зачем семье из трех человек второй особняк. Спрашивал много раз: «Сосед, что ты строишь?» Ответ всегда один: «Я строю дом».

— Мой сосед предприниматель, продает спортивные товары из Китая, у него магазин на цокольном этаже. Здесь я ничего не имею против. Хочет человек зарабатывать таким образом — ради бога, — продолжает Виктор. — Но однажды он обмолвился, что летал в Пакистан и видел производство мячей. Мол, можно было бы и в Беларуси организовать швейное производство. Мне кажется, что в здании по адресу Парковая, 9 будет швейный цех.

Странный дом — не единственная претензия Виктора. Мужчина обращает наше внимание на хозпостройку, возведенную на соседском участке рядом со смежным забором.

— Есть нормы ТКП, согласно которым хозяйственные постройки — это одноэтажные строения и сооружения. А здесь два этажа и высота более 6 метров, — Виктор показывает документы. — Хозяйственные постройки требуется размещать на расстоянии не менее 1 метра от забора, а здесь полметра от забора до конструкции. Ладно если бы с северной стороны — я бы и слова не сказал. Но это южная сторона. Тень ложится на наши грядки, на теплицу.

Два года назад Виктор Лагун начал подключать контролирующие инстанции. Обращения разлетелись от Минского райисполкома до Минстройархитектуры и Администрации президента. В Большой Тростенец зачастили проверки. Ответы из госорганов приходят противоречивые. К примеру, в апреле 2017-го Миноблисполком сообщает о проведении осмотра зданий и выявлении нарушений законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также земельного законодательства при осуществлении строительных работ. Какие конкретно нарушения — не разъясняется. В ответе Госстандарта от 17 февраля 2017 года и вовсе сообщается, что дома №8 и 9 следует рассматривать как «самовольное строительство». Протокол об административном правонарушении был направлен в суд Минского района, однако разбирательство было прекращено в связи с недоказанностью вины. Минский областной суд оставил постановление районного суда без изменений.

В сентябре 2017 года с обращением разбиралась Генпрокуратура. Проверяющие не усмотрели нарушений строительства дома №8 и использования участка. По вопросу дома №9 Генпрокуратура пришла к выводу, что принятые судебными инстанциями постановления являются законными и обоснованными.

— На суд меня не приглашали, так что мне неизвестно, каким образом доказывалась вина, какие документы изучались, — говорит Виктор. — Лично я буду рад, если здание будет использоваться как жилой дом, и свои претензии сниму. Но посмотрите еще раз: какой же это жилой дом? Я борюсь лишь за то, чтобы это место не превратилось в промзону со всеми вытекающими последствиями: шумом, мусором, движением грузовой техники и т. д.

В тот же день нам удалось пообщаться с соседом Виктора, предпринимателем Юрием Зезелюком. От разговора мужчина не отказался, но попросил отключить диктофон.

— Президент призывал не душить предпринимателей. А у меня уже было 16 проверок. Если бы вы знали, как мне надоела эта история, — говорит мужчина.

Из разговора нам стало известно, что раньше соседи были в дружеских отношениях, даже в бане вместе парились. Потом случилась ссора. С тех пор Виктор и Юрий не раз встречались в судах. Претензии взаимные: по поводу колодца, спиленного дерева, одно из заявлений было подано за оскорбление (Виктор заплатил 5 базовых и судебные расходы).

Юрий убеждает нас, что строит индивидуальный жилой дом. Мельком показывает согласованный проект со штампом отдела архитектуры. На эскизе здание с отделкой действительно больше напоминает жилой дом. Фотографировать проект Юрий не разрешает, от конкретных ответов на вопросы уходит.

— Вы представляете, что такое производство? Да я если бы даже и хотел здесь цех открыть, никто же не позволит. У меня проверка за проверкой, — говорит напоследок предприниматель и просит подождать месяца три, когда «можно будет обо всем рассказать».

За комментарием мы обратились в Генеральную прокуратуру (отдел по надзору за исполнением природоохранного и земельного законодательства работал по обращению Виктора Лагуна). Представитель ведомства пояснил, что официальную позицию по ситуации в Большом Тростенце озвучивать преждевременно. Проверка продолжается, в том числе с участием других контролирующих органов.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!