29 637
29 августа 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Сказка, фейк или китч? Феномен Йошкар-Олы как места концентрации «шедевров» мировой архитектуры

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Любой, кто впервые оказывается в центре Йошкар-Олы, рискует получить культурный шок. Сразу не понимаешь, как на сравнительно небольшом городском пятачке можно было уместить и набережную во фламандском стиле, и копию Спасской башни, и «12 апостолов», каждые три часа выходящих на балкон, и Архангельскую слободу, в архитектуре которой смешались элементы готики, барокко и псевдорусского стиля. Ей-богу, поначалу голова идет кругом, пытаешься осмыслить все это, осознать, разглядеть и задаешься вопросом: «Это точно не понарошку?» Феномен архитектурной революции в столице Республики Марий Эл корреспонденты Onliner.by изучали во время большой командировки по России.

Из уездного города в город-сказку

Еще 15 лет назад архитекторы сетовали, что у Йошкар-Олы нет настоящего благоустроенного центра, который можно показать гостям во время вечерней прогулки. Кроме нескольких десятков дореволюционных зданий и пары церквей, смотреть тут было особо нечего. Сейчас же горожане, глядя на набережную реки Малая Кокшага, с трудом вспоминают: «Кажется, тут был пустырь, какие-то невзрачные постройки, летом на берегу реки загорали…»

Мягко говоря, эта часть столицы Марий Эл была откровенно скучной, серой и рисковала погрузиться в обыденность среднего российского города — быть застроенной характерными торговыми и офисными центрами, окруженными необъятными парковками.

Однако все пошло нетрадиционным для России путем: стали появляться здания из красного кирпича, возводиться храмы, решили построить свой кремль. Архитектурную революцию в 260-тысячном городе многие связывают с именем бывшего главы республики Леонида Маркелова (неоднозначный политик сейчас находится под арестом по подозрению в получении крупной взятки).

Его считают ценителем европейского (и не только) архитектурного искусства, автором идей по застройке центра города, который предложил разработать новый генеральный план, привлечь специалистов из Санкт-Петербурга.

Бумага не легла под сукно, как это часто бывает. Один за другим стали возводиться новые объекты — нынешний центр города на несколько лет стал сплошной стройплощадкой. Началась новая история Йошкар-Олы, в которую вдруг потянулись туристы…

Спасская башня напротив набережной Брюгге

Основные достопримечательности, которые были построены, расположились вдоль реки Малая Кокшага, разделяющей город на две части.

Параллельно главный городской бульвар, названный в честь марийского поэта и драматурга Сергея Чавайна, превращался в тусовочное место: его благоустроили, появилась ночная подсветка, открывались разного рода заведения. Неудивительно, что здесь до глубокой ночи прогуливается молодежь: по российским меркам, город считается очень спокойным.

Да, многие построенные достопримечательности не могут не напоминать мировые памятники архитектуры. Вот Спасская башня, тут баварский дворец, а это храм то ли Василия Блаженного, то ли Спаса на Крови. Поодаль расположился фламандский квартал…

Нужно все же ущипнуть себя за руку: неужели все это в одном месте? Почему? Как? Зачем? Поверьте, такие вопросы возникают у многих гостей города.

На туристических порталах предпочитают пространные формулировки наподобие «объект создан по мотивам …», «здание носит черты известного дворца …», «стиль напоминает квартал …», хотя некоторые гости откровенно негодуют и не стесняются в выражениях: «фейк», «компиляция», «плагиат».

Отношение и в самом деле весьма неоднозначное. Однако многие местные жители, отмечая неблагоустроенность спальных микрорайонов и требуя направить деньги также на окраины, приходят к выводу, что город неожиданно обрел свое лицо, стал эдакой сказкой с пряничными домиками («уж лучше так, чем безликие офисные коробки»).

Пусть и в виде новодела, но Йошкар-Ола стала интересной, нетривиальной и после глобальной реновации вызвала обсуждения по всей России.

Смешение йошкар-олинского с венецианским

Феномен Йошкар-Олы начался с площади имени Оболенского-Ноготкова. С одной стороны — серая коробка и «сталинка», в которых расположены мэрия и Дом правительства. Тут же памятник Ленину — куда без него.

С другой — батюшки, да это же Венеция с характерными арками и колоннами всех форм и размеров! Такое ощущение, словно из советского городского пейзажа вынули часть пазла и вставили кусочек Италии. Если сравнить с оригиналом, например Дворцом дожей, можно увидеть немало общего.

Основная часть йошкар-олинского дворца отдана под Национальную художественную галерею, что, в общем-то, логично. Остальное пространство занято министерствами и ведомствами.

Изюминка площади — уникальные часы, которые считаются самыми точными в Марий Эл. Каждый час можно наблюдать мини-представление, воспевающее спасение иконы Божией Матери, которую во время турецкого вторжения в Сербию вывезли на осле. Можно видеть, как из верхних ворот появляется образ Божией Матери, а из нижних — осел.

Если памятники первому воеводе города Ноготкову-Оболенскому и епископу Марийскому священномученику Леониду, скорее, выглядят уместными (все-таки история города, имеют право), то некоторые скульптуры…

Взгляд неминуемо цепляется, например, за уменьшенную копию московской Царь-пушки: а она тут как оказалась?

Или вот добродушный «Йошкин кот» как яркий представитель современной городской архитектуры. Бронзовая фигура, расположившаяся на скамейке, вызывает улыбку, но на фоне помпезного венецианского дворца выглядит излишней. Возникает чувство, будто хотели вместить побольше всего, а получилось смешение стилей.

«Может явиться причиной когнитивного диссонанса»

Религиозная тема в новой Йошкар-Оле буквально на каждом шагу. Так, Благовещенская башня (уменьшенная копия Спасской) находится на площади Республики и Пресвятой Девы Марии. Богородица считается покровительницей региона, и в названии хотели подчеркнуть эту взаимосвязь.

На городском туристическом портале по поводу размещения столь узнаваемого памятника архитектуры сказано: «Может явиться причиной когнитивного диссонанса у гостей столицы, отличающихся тонкой душевной организацией». Впрочем, делающих селфи рядом с башней мало смущают многоэтажки, которые возвышаются на фоне.

Говорят, под курантами, которые бьют каждый час (звук воспроизводится через восемь динамиков и слышен на расстоянии в три километра), находится отделение полиции. Правда, никаких табличек мы не увидели. Зато нашли фортепиано. Любой желающий может сыграть, к примеру, «Собачий вальс».

А где же кремль, спросите вы? Он тоже рядышком. Носит такое же имя, как и прежнее название города, — Царевококшайский. Строительство завершено восемь лет назад. На его территории можно найти макеты пушек и часовню, а еще лавки с медом. Признаться, с трудом отделались от одной из назойливых торговок — пришлось даже ретироваться через другой выход.

Периодически здесь проходят театрализованные представления, музыкальные фестивали и подобные мероприятия. В остальное время делать тут практически нечего…

На площади Республики и Пресвятой Девы Марии расположен также собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы долго спорили с фотографом, что это — копия московского храма Василия Блаженного или храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге? Оказалось, права были оба: присутствуют элементы и того, и другого. К слову, собор этот — действующий храм.

Перед храмом — фонтан с шестиметровой фигурой архангела Гавриила. Вечером он подсвечивается. Лик архангела обращен к Архангельской слободе.

Слобода — это одиннадцать двухэтажных зданий, в архитектуре которых присутствуют элементы готики, барокко и псевдорусского стиля. Часть из них арендованы банками и другими организациями, часть заняты кафе, ресторанами и барами. Если присмотреться, то на некоторых фасадах и крышах можно заметить бронзовые фигурки кота, орла, белки.

Рядом с фонтаном находится Итальянский парк. Впрочем, парк — это громко сказано. Скорее, сквер со скульптурой одного из представителей славного рода Медичи. Вокруг постамента несовершеннолетние йошкаролинцы наворачивают круги на самокатах.

Некоторые не могут устоять и опускаются на колени

Перемещаемся еще на одну площадь, получившую название Патриаршей. Особое внимание — зданию, построенному по мотивам замка помещика Шереметева (оригинал расположен в 200 километрах от Йошкар-Олы). Тут находятся супермаркет, ресторанчик и местная телерадиокомпания, но основная достопримечательность — снаружи.

С утра до вечера каждые три часа здесь разворачивается настоящее представление с музыкальным сопровождением. На балконе появляются фигуры Иисуса Христа и его учеников (последним «бредет» Иуда со своими тридцатью сребрениками). Скульптуры (полтора метра в высоту каждая) выполнены на хорошем уровне и имитируют движения рук и ног.

Зрелище, которое длится чуть больше семи минут, действительно завораживает. Собравшиеся на площади привычным движением достают смартфоны и камеры. Одна женщина при появлении фигурок даже опустилась на колени…

Вот смотришь на еще один средневековый дворец (на самом деле построенный пару лет назад по мотивам баварского замка Нойшванштайн), разместившийся поблизости, и понимаешь, что тут должно происходить нечто чарующее, волшебное, сказочное. С предназначением здания попали в точку: после открытия сюда заселился республиканский театр кукол.

Довершают образ площади фонтан и часовня, посвященные святым Петру и Февронии. Вечером, когда включают подсветку и фонари, здесь становится очень красиво. Можно на мгновение забыться и подумать, будто и в самом деле перенесся на одну из европейских площадей.

«Гондолы» на Малой Кокшаге

Одним из самых успешных архитектурных решений в новой Йошкар-Оле горожане считают набережную Брюгге. Разноцветные домики в фламандском стиле образуют «первую береговую линию»: трубы, башенки, ступенчатые крыши… Но пусть веселые фасады не смущают легкомысленных туристов. За стенами ведется тяжелая бюрократическая работа: площади отведены под кабинеты министерств, агентств, комитетов.

Рядом припаркованы «гондолы», на которых можно прокатиться теплым летним вечером. Эта услуга не пользуется большой популярностью, хотя после заката мы увидели несколько пар, которые решили устроить себе романтическую прогулку по воде.

Идем дальше и упираемся в здание ЗАГСа… Да-да, а вы о чем подумали? Характерные стрельчатые своды, орнамент, устремление к высшим силам и, вероятно, высоким чувствам.

Как напоминание молодым парам о том, что такое счастливая семейная жизнь, — памятник Грейс Келли и принцу Монако Ренье III. Мол, стремитесь быть такими…


Пока ходили и удивлялись размаху строительства новой Йошкар-Олы, рассуждали о ценности всего этого новодела. Общее ощущение сложилось такое: все же мало построить ряд зданий из красного кирпича по мотивам мировых шедевров архитектуры. Ведь знаковое место — это не только нагромождение строительных материалов, но еще и история, атмосфера, звуки, люди… На отшлифованной сандалиями площади Сан-Марко или возле храма Спаса на Крови невольно погружаешься в особое настроение. В столице Марий Эл это вызывает лишь легкую иронию.

Благодарим автоцентр «Хендэ АвтоГрад» за предоставленный автомобиль, а также магазин imarket.by за помощь в организации поездки.

Услуги по комплексному ремонту в сервисе «Onliner. Услуги»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by