Даже положительные отзывы в интернете и рекомендации знакомых не всегда гарантируют благополучный исход того или иного дела, предполагающего денежные затраты. Около 20 минчан заказали металлические двери у надежного, казалось бы, производителя, внесли 100% предоплаты и не дождались ничего. Фирма ликвидируется, ее офис закрыт, директор отключил телефоны. Уплаченные деньги как минимум «зависли» на неопределенный срок, как максимум — пропали. Своей историей с редакцией поделилась одна из пострадавших, минчанка Елена.
— Перед обращением в компанию «Железный дом» я изучила отзывы в интернете — 90% сообщений были положительными. Несколько лет назад наши знакомые заказывали двери там же и остались довольны. 27 февраля я заключила договор на поставку двух металлических дверей, — рассказывает Елена. — Внесла 100% предоплаты — в общей сложности 2814 рублей. Николай, директор фирмы, заверил, что через месяц все будет готово.
В начале апреля, когда истек месяц, я начала звонить Николаю. Поначалу он оправдывался, что его подвели поставщики, что не работал цех. Вскоре перестал отвечать на звонки, потом выключил телефон. К тому времени сайт компании уже «лежал», а офис не работал. Человек просто исчез. Что оставалось делать мне? Пошла в ближайшее РУВД.
В милиции приняли заявление Елены и посоветовали искать «коллег» по несчастью. С помощью интернета удалось выйти на связь с 11 пострадавшими. Кому-то Николай должен 1200 рублей, кому-то больше 2000. Общая сума ущерба по известным Елене случаям — 13 820 рублей. Сумма предварительная. Минчан, не дождавшихся оплаченных дверей, может быть больше.
В ответ на запрос администрация Фрунзенского района сообщила, что 12 апреля собственник имущества ОДО «Железный дом» принял решение о ликвидации организации.
— Выяснились и другие интересные подробности, — продолжает Елена. — С ноября прошлого года против «Железного дома» было открыто судебное производство за неуплату. То есть у фирмы долги перед поставщиками были как минимум с ноября прошлого года, но директор продолжал заключать договоры, брал с людей предоплату.
Внимательно вчитавшись в условия договора, заказчики обнаружили уловку: ни в одном документе не были прописаны сроки изготовления и поставки дверей. Обещания справиться за месяц звучали лишь на словах.
— Знаю, один человек ездил в офис, когда фирма еще не закрылась, заставил директора от руки дописать в договоре сроки, поставить подпись и печать. Но это не помогло. Сейчас он в той же ситуации, что и остальные пострадавшие, — говорит Елена. — Изредка кому-то удается дозвониться до Николая. Он вроде бы обещает, что будет постепенно возвращать деньги, но веры этим словам нет. Мы намерены обращаться в суд.
Ликвидатором «Железного дома» назначено ООО «ФБК Лигал Сервизис». Сейчас эта организация принимает претензии от кредиторов.
— Юрлица, как и люди, рождаются и умирают. Кто-то может устоять в такой период, кто-то нет. Полагаем, с «Железным домом» произошло нечто подобное. Проблемы, насколько нам известно, начались еще в прошлом году. Количество заказов уменьшалось, росли цены на материалы, комплектующие… Закон отводит нам двухмесячный срок на прием претензий кредиторов, — пояснили в ООО «ФБК Лигал Сервизис». — На сегодняшний день отозвалось около 20 человек, из них около 10 направили письменные обращения.
Как кредиторы могут вернуть свои деньги? Имущество юрлица (станки и другое оборудование) будет оценено и продано на торгах. Вырученные от продажи деньги пойдут в первую очередь на погашение долгов по зарплате, на выплату налогов. Оставшаяся часть средств будет направлена на выплаты иным кредиторам, т. е. заказчикам дверей. Также в ближайшее время мы определимся с наличием дебиторской задолженности и реальностью ее взыскания. Если в процессе ликвидации выяснится, что все заявленные требования кредиторов не могут быть полностью удовлетворены, будет запущена более длительная по времени процедура банкротства организации.
Ситуацию комментирует адвокат Сергей Зикрацкий:
— Если организация объявила о ликвидации, ликвидатор должен самостоятельно определить полный список кредиторов. Но, к сожалению, сделать это получается не всегда. Иногда в организации плохо поставлен учет, иногда могут утеряться документы. Ликвидатору также могут не передать все контакты, и у него попросту может не оказаться телефонов заказчиков.
Поэтому Елене рекомендую в любом случае обращаться с письменным требованием к ликвидатору. Он обязан будет включить ее в список кредиторов. После окончания 2-месячного срока на предъявление претензий ликвидатор составит как список кредиторов, так и активов организации (деньги, имущество, дебиторская задолженность).
Если сумма долгов больше, чем активов, организация обязана будет объявить о своем банкротстве. В этом случае судьбу задолженности решит суд. В настоящее время долги организации при банкротстве часто обязывают выплачивать учредителей и директора. Но необходимо понимать, что процесс этот очень долгий, во многих случаях затягивается на годы.
Если же активов у организации хватает, то ликвидатор должен предпринять меры по превращению этих активов в реальные денежные средства — продать имущество, взыскать задолженности с дебиторов.
При ликвидации организации долги погашаются в следующей очередности: во-первых, погашаются задолженности перед гражданами по ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, во-вторых — по заработной плате и подобным платежам, третья очередь — задолженности перед бюджетом, и, наконец, в четвертую очередь — остальные кредиторы.
Долг перед Еленой попадает в четвертую очередь и будет выплачиваться только после полного погашения задолженностей по первым трем очередям.
Юрист обращает внимание еще на один момент:
— Если директор понимал, что задолженность организации не позволит ему выполнить обязательства перед гражданами, но все равно заключал договоры и получал предоплату по ним, то это может быть расценено как мошенничество. Целесообразно написать заявление в РУВД о возбуждении уголовного дела. В такой ситуации чем больше потерпевших, тем больше шансов, что уголовное дело будет возбуждено.