Жители деревни: рядом с домами — свалка, в воздухе гнилостный запах, а владелец площадки утверждает, что разрабатывает ноу-хау

 
19 727
03 апреля 2017 в 15:55
Автор: Лора Нагапетян
Автор: Лора Нагапетян

Летом жители деревни Домовицк Червенского района Минской области заметили, что на территорию бывшей школы местный бизнесмен начал свозить отходы в пакетах. Куча росла и ширилась, распространяя неприятный запах. Известно было лишь одно: мусор — часть научного секретного исследования. Когда особо инициативные сельчане начали опасаться за свое здоровье, начали стучать во все инстанции. 

Территорию с постройками в центре деревни арендует компания «СлавСтройЦвет». Одним из главных направлений организации является комплектация и монтаж систем отопления для сельскохозяйственных предприятий. Несколько лет назад братья, стоящие во главе компании, решили расширить поле деятельности и занялись изготовлением кормового белка из пищевых продуктов и отходов. Местом для складирования и обработки сырья стала территория бывшей школы. По словам жителей, сырье туда начали завозить летом прошлого года, со временем оно вполне ожидаемо начало издавать неприятный запах.

— Здание бывшей школы находится в центре, — подтверждает Onliner.by Екатерина, навещающая в деревне бабушку. — В 50 метрах от свалки — скважина водозабора воды, которая обеспечивает жителей деревни питьевой водой. Если в июле-августе приезжали 1—2 машины, то позже было выгружено около 100 м³ продовольственных отходов (молочная продукция с истекшим сроком годности — творожки и йогурты).

В воздухе чувствуется едкий, гнилостный запах, который привлекает грызунов и насекомых. Бездомные животные разносят по территории деревни отходы данной свалки. В домах нельзя открыть окна из-за неприятного запаха, а на улице слезятся глаза.

Мы обращались в различные инстанции. Минский областной центр гигиены, эпидемиологии дал нам ответ: подтвердилось, что на территории земельного участка складированы пищевые и твердые отходы. ООО «СлавСтройЦвет» не обращался в госнадзор за выдачей разрешения на осуществление работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения. Землеустроительная служба дала ответ, что участок используется не по целевому назначению, а также не осуществляются мероприятия по охране земель.

Сам предприниматель утверждает, что он занимается научно-исследовательской работой, создает ноу-хау. Это не открытие — это зарабатывание денег под прикрытием научно-исследовательской работы. Решил провести научный эксперимент в 21-м веке: сколько проживут люди после отравления различными отходами. Я приезжаю к бабушке очень часто. Вижу, что происходит, общаюсь с людьми. Дышать и правда невозможно.

Один из учредителей компании Вадим Черноголов крайне возмущен настроенностью жителей. По его словам, складирование сырья происходит в рамках разработки уникальной технологии. Да и вред от площадки не такой, как описывают возмущенные обитатели деревни.

— Я являюсь держателем технических условий по производству кормового белка из очень большого количества источников — это могут быть и пищевые продукты, и отходы. Это новая технология, в мире нет ничего подобного. Мы первые используем такой широкий спектр сырья для производства дешевого кормового белка.

Так как технология новая, аналогов которой нет в мире, то теоретический технический регламент оказался не соответствующим фактическому обстоятельству дел. Я бы никогда не подумал, что отходы (а в данном случае это даже не отходы, а полноценные пищевые продукты) могут распространять неприятный запах. Продукты лежали на специальной эстраде и поддонах. Упаковка мытая, мешки закрыты. Даже в мыслях не было, что это может мешать жителям.

Над технологией мы работали три года, переработкой начали заниматься в сентябре. Уже в сентябре пришла целая коллегия, куча тогда была небольшая. Сразу после этого три месяца я собирал людей, чтобы все убрать и переработать.

Обращаю внимание: жители говорят, что рядом находится водонапорная башня. Исследования проводятся в здании бывшей котельной, там есть канализация, все непригодное мы сливали в канализацию. Вместе с тем буквально в 20 метрах от водонапорной башни даже сейчас лежит куча навоза. Если мое производство находится от 70 метров, то куча — в 30 метрах. Она воняет, но это никого не беспокоит!

Вадим Черноголов утверждает, что проблема практически полностью исчерпана:

— 16 марта вопрос заслушивался на собрании жителей. На него меня никто не пригласил, я пришел сам. Как только я зашел, на меня с вопросами: что за вонь и мусор? Я сказал, что все уберу, дату согласовали — до 1 апреля. Меня спросили: а что лежит с обратной стороны? Там упаковка, она мытая, и уберу я ее в течение двух недель. Мы ее реализуем, заплатим налоги. Все будет красиво. 

Ноу-хау закрыто, технология отработана. Мы создали уникальную технологию по производству кормового белка высокого качества для сельскохозяйственных животных. Сегодня Беларусь имеет мало производств камышового белка, и он очень дорогой.

Ко мне лично не обратился ни один житель. Они молчали, я думал, все в порядке, и никак не мог понять, откуда в компании такое большое количество проверок. Мне жаль, что ко мне даже никто не подошел, я просто варился в собственном соку. Как только я узнал, что есть проблемы, я их решил.

Я уже сообщил в исполком, что мы убрали источник неприятных запахов. Более того, собираюсь сделать так, как обещал всей деревне, что в течение двух недель я реализую весь товар, который мы наработали за все это время.

На фотографиях, сделанных сегодня, видно, что территория стала гораздо чище.

Но жителей деревни теперь интересует другой вопрос: «Как такое могло произойти, что в центре деревни свалка? Кто дал разрешение на утилизацию? В ответе землеустроительной службы содержится информация: земельный участок используется не по назначению, не осуществляются меры по охране ОС, что это является основанием для изъятия прав на земельный участок в соответствии с законодательством».

Как следует из письма Землеустроительной службы Минского областного исполнительного комитета, ситуация держится на контроле.