20 754
30 марта 2017 в 12:11
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

Постапокалипсис, а не Зеленый Лужок: в деревне под Минском до сих пор не разобрали завалы после урагана 2016 года

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

Ураган, случившийся 13 июля 2016 года, изменил облик многих белорусских деревень и проселочных дорог: там, где в течение многих лет было зелено и цветуще, стало пустынно. На видимых оку больших чинов трассах все завалы из молодых и старых деревьев давно разобрали, землю привели в порядок — только случайно забытый невыкорчеванный пень может напомнить о том, что тут происходило прошлым летом. А вот чуть поодаль от главных дорог творятся совсем другие дела. Устав в течение восьми месяцев наблюдать из окон горы веток и переломанные стволы деревьев, в Onliner.by обратились жильцы деревни Зеленый Лужок Смолевичского района.

— Деревня у нас была очень красивая (даже само название про это говорит) — возле крайних домов и вдоль дороги рос высокий густой сосновый лес, — рассказывает Сергей, но в эти слова на фоне безжизненной «пустыни» верится с трудом. — Летом в лесу всегда гуляли люди — и местные жители, и дачники, которые приезжают на сезон вместе с детьми и внуками. Деревьев было так много, что ни озера, расположенного в нескольких сотнях метров, ни дальнего леса с дорогой и деревней не было видно. Все изменилось прошлым летом — на деревню налетел ураган, думали, не выживем: деревья скручивало и переламывало, крыши срывало, стволы падали на некоторые дома, не удержались и электрические столбы — два или три повалило.

— Я раньше из окна на лес смотрел, — горюет Михаил Семенович, — здесь был прекрасный лес и дорога к озеру. А теперь что? Как после Чернобыля в 1986 году — один к одному. Дом-то я восстановил, еще и государство помогло. А с этими  руинами кто и что будет делать? Когда возьмутся за расчистку? Скоро уже год будет, как это свершилось — а тут конь не валялся. Работников уже давно нет на нашем участке. Все, что здесь происходит, — только загрузка леса. А эти обрубки стоят на своих местах — как памятники какие-то. Экологи нас уже предупредили: здесь может появиться море змей. Вот скажите, кому нужны гадюки под боком?

— Пилить лес начали еще с августа прошлого года, — продолжает Сергей. — Местный лесхоз нанимал подрядчиков со всей республики, взялись бодро, но в итоге как получилось: забрали только деловой лес — то, на чем можно заработать деньги. Ломье никого не волнует. Поваленные деревья распилили на бревна, все хорошее вывезли, а ветки и мусор нам в наследство оставили. При этом, вместо того, чтобы ездить объездными путями, на тяжеленных, загруженных под завязку лесовозах пробирались по основной дороге, в результате чего разбили ее полностью. В какой-то момент из-за ям и погодных условий деревня оказалась отрезана — на легковушке невозможно было пробраться. А недавно услышал новость: профильные службы отрапортовали, что работы по расчистке последствий урагана полностью закончены и вот-вот лесничие начнут высаживать новые деревья. Как закончены? Посмотрите на нашу деревню, да и в соседних селах ситуация похожая.

— Мы можем просто-напросто сгореть, в один момент полыхнет вся деревня, — приводит еще один весомый довод местная жительница Светлана. — Представьте, весной эти ветки и палки высохнут, летом начнется жара. А еще люди поедут на озеро — кто-то бросит окурок, кто-то спичку, стекло обязательно разобьют. И все — начнется такой пожар, с которым совладать будет невозможно. А если еще и ветер подует с той стороны, то пламя моментом перекинется на дома. У нас ведь еще и газ проведен. Страшно подумать, что тут может случиться. Но никого это, по-моему, не волнует... Все, что я вижу, — только вывоз хорошего леса.

Жильцы деревни рассказывают, что и коллективно, и поодиночке обращались во все местные инстанции, отправляли фотографии. Но это не принесло особого результата. Разве что местные дорожники отреагировали и грейдером поровняли измученную лесовозами дорогу. Разобрать завалы теоретически помогли бы и «зеленолужцы» — кто откажется от дров, лежащих практически за забором. Но прикасаться к поваленным деревьям людям запрещено.

— Лесники нам не разрешают трогать это ломье, — поясняет Владимир. — Как-то хотел взять пару палочек, так крик начался — чего это вы трогаете! Это государственное. Нужны дрова — покупайте (150 рублей за прицепчик). То есть пусть лучше оно месяцами лежит, гниет, портится, но не достанется простым людям. Так что мы сюда даже не приближаемся — оштрафуют в два счета. Только непонятно: почему это не убирают? Хотя бы возле домов. Неужели и правда не задумываются о последствиях?

— У нас же в пяти километрах аэропорт, — говорит Светлана. — Вот летят люди с европейского направления и видят такое из иллюминаторов. Видно это очень хорошо: самолеты уже на посадку идут. Разве это нормально? Это таким видом мы встречаем гостей?

Чтобы узнать, как будут развиваться события в Зеленом Лужке, Onliner.by обратился в Драчковский сельсовет. Но там сказали, что разбирать завалы — забота исключительно лесхоза. В Смолевичском лесхозе, куда мы позвонили для выяснения ситуации, давать комментарии отказались.

Смолевичский район в прошлом году пострадал от урагана очень сильно. Специально для вас мы сделали несколько сравнительных кадров с одних и тех же ракурсов, но с разницей в восемь месяцев. Место действия — несколько километров от деревни Зеленый Лужок, «заметная» для местных чиновников дорога.

Бензопилы в каталоге Onliner.by