С четкой периодичностью отбивают старинные часы. Комоды, витрины и стулья расставлены в хаотичном порядке и пахнут не ДСП и едким клеем, как это бывает в мебельных магазинах, а пылью с примесью каких-то благовоний. Вероятно, именно так выглядят и пахнут европейские барахолки, из которых сюда привозятся экспонаты. Новый магазин винтажных предметов интерьера «Б/Уржуазные ценности» заработал недавно в Минске по адресу Короля, 22. Что и за какие деньги можно себе здесь позволить — в репортаже Onliner.by.
Площадь магазина-музея, как его называют сами владельцы, — 330 кв. м. Не считая мелких предметов вроде чайного сервиза или старинной кофеварки, здесь представлено около 200 предметов мебели. Обновлять экспозицию планируется примерно раз в месяц, в зависимости от спроса.
— Люблю европейские барахолки, старые потертые вещи, потому что они дарят ощущение, будто были с тобой всегда, — рассказывает партнер магазина и давний любитель винтажа Артур Вакаров. — Не могу представить, как можно любить новые и непотертые вещи — для меня они бездушны, как магазинные манекены.
Ближе к 40 все задумываются о своих «сядзiбах» — загородной недвижимости. А ее же надо чем-то обставлять, ведь по размеру загородный дом намного больше квартиры. Я совместно со своими творческими друзьями стал раздумывать, как бы перевезти старую мебель из Европы. Съездили на разведку.
Еще лет пять назад литовские знакомые, знающие о моем увлечении, начали подбивать: давай, открывай свой магазин. Они, к слову, сами владеют в Литве таким магазином и знают, откуда стоит везти мебель.
Главный поставщик винтажной мебели — голландская компания. Она собирает мебель по всему миру и имеет возможность снабжать такого рода «лавки» поступлениями примерно раз в месяц. Кроме того, Артур самостоятельно привозил предметы мебели, в течение года путешествуя по Европе. Находки ждали Артура в различных магазинах, барахолках, а доставлять большегрузный товар помогали логисты.
C определениями старинных предметов все достаточно сложно. Винтажной считается вещь предыдущего поколения, которая в свое время находилась на пике моды, антикварной — редкая вещь, которой не менее ста лет. Артур сразу разграничивает понятия: несмотря на то, что в магазине представлены предметы возрастом свыше ста лет, бóльшая часть экспозиции является именно винтажной и дошла до нас из разных десятилетий мятежного XX века.
— Когда люди говорят о старинной мебели, они подразумевают антиквариат. Старая же мебель — это мебель с приставкой «б/у». Отмечу, что в нашем магазине продается не антиквариат, а мебель ХХ века. Но здесь нет старых обычных вещей, есть старые дизайнерские вещи. Есть вещи и из XIX века, потому что они принадлежат к интересным для меня дизайнерским направлениям. В целом же мебель здесь относится к стилю модерн: ар-нуво, ар-деко, югендстайл, каподимонте, чиппендейл.
Антиквариат — это что-то слишком старое и претенциозное, как правило, ему больше 100 лет, тяжеловатое, требовательное к композиции в интерьере, потому что не допускает эклектики. Невозможно поставить Людовика XIV рядом с маджентовой железной лавкой современного белорусского дизайна. А нашу винтажную мебель можно сочетать с чем угодно, она эклектична.
— Со старой советской мебелью она тоже будет сочетаться? И вообще, можно ли найти такие ценные предметы в бабушкиных домах?
— В Беларуси нет дизайнерской предыстории у мебели. Нашим людям было не до этого. Советская мебель — массовая, копируя основные европейские дизайнерские тренды, сильно их упрощала. Есть несколько советских предметов интерьера, которые очень близки по стилю, например, к скандинавскому дизайну 70-х, но в них нету изыска, который и делает датский или шведский дизайн таким уникальным. Я бы вынес советскую ДСП на мусорку или в сарай.
— Может, через лет 100 она станет антиквариатом?
— А вот и нет. Антиквариат должен обладать отличительной особенностью. Во дворе у голландской компании-поставщика, которая продает мебель на площади 4 тысячи квадратных метров, лежит огромная куча того, что, обладая возрастом, не несет дизайнерских особенностей. Такая мебель выбрасывается или забирается бедными людьми. Она стареет, но не становится от возраста ценней.
Самый дорогой комплект мебели в магазине стоит 12 000 рублей. Кровать, две тумбочки, трюмо и шкаф относятся к стилю известного мастера мебельного искусства Томаса Чиппендейла, одно упоминание имени которого способно вызвать у современных дизайнеров дрожь и трепет.
— Предметы сделаны из гнутого массива дерева и шпона корейской березы. Даже полочки из дуба, не использована никакая фанера. Мебель очень редкая, даже для Европы. Прослужит долго, до следующей войны, которая по-любому будет последней. Сейчас мебель делают на несколько лет, а раньше — навсегда.
— Это «милк-кэбинет», классическая английская мебель. В таком нереставрированном состоянии она сегодня очень трендовая, за ней охотятся на аукционах. Ей не нужна реставрация — лишь консервация реального состояния, выщербленности, натуральности, потертости и изъянов. Ценность — в несовершенстве. Такие предметы в настоящее время находят место в дорогих особняках и апартаментах и стоят очень дорого. Однако вещь в интерьере должна быть утилитарной, поэтому в «милк-кэбинет» можно хранить посуду, кастрюли, статуэтки, а в идеале — дизайнерские молочные стаканы «Ризенхофф». Этот предмет я привез сюда, чтобы понять, доросли ли белорусы до понимания ценности простоты.
— Яркий представитель стиля ар-нуво — витрина, которой больше ста лет. Для этого стиля характерен природный орнамент. Фантастическая работа с деревом без всяких современных 3D-принтеров.
— Это мой любимый развлекательный центр в стиле английского поп-арта с «Оком Саурона» и элементами золота. Включает в себя телевизор, радиолу и проигрыватель. Развлекательный центр рабочий, но требует реставрации. Все работает, кроме телевизора, радио шипит, но почему-то не ловит, наверное, нужно сделать антенну. В числе всех городов, волны которых радио ловило, есть и Минск, значит, англичане в 1950-х знали, что мы существуем.
— Эта витрина — ну такой уже милый поп-арт. Начата ее реставрация, заказали стекло.
— Уникальный столовый комплект в стиле бригель. Состоит из раздвижного стола, шести стульев, витрины и комода. На всех предметах комплекта богатая резьба, изображающая сценки сельской жизни. Как комикс: он пошел в кнайпу, она его ждала, пошла за ним со сковородкой, но передумала и пошла в пляс. Комплект стоит 6000 рублей. Я бы свои последние деньги на него потратил, потому что лучшего вложения не придумаешь. Такие вещи передаются из поколения в поколение.
Оправдывая статус барахолки, магазин не только продает вещи, но и скупает. Если у кого-то дома завалялась старая вещь с претензией на ценность и дизайн, то здесь ее рассмотрят и, вероятно, возьмут на комиссию.
— Обычно у творческих и гастролирующих людей много различных старых вещей, и они уже не влезают в квартиру. Поэтому некоторые товары взяты у наших друзей. Например, эти китайские шахматы или эфиопские кресты.
— Когда составлялась экспозиция, я очень волновался, понравится ли эта мебель белорусам. Но пришел к выводу, что не могу думать за кого-то, руководствовался своей интуицией. Решил продемонстрировать срез дизайна XX века и, как показывает опыт первых недель работы, угадал.
Пока основные посетители магазина — мои знакомые, но уже приходят и другие люди. Что покупают? Стильные вещи. Кому-то нравится ар-нуво — гнутое дерево, а кому-то — скандинавский дизайн. Но главное, чтобы вещь несла в себе какое-то дизайнерское направление. Мои творческие знакомые, люди небогатые, покупают такие вещи, выкладывая последние деньги. Потому что удержаться и не купить что-либо на барахолке просто невозможно.
Летом на площадке возле «Б/Уржуазных ценностей» планируется проводить флимаркеты (иначе говоря, блошиные рынки), на которых можно будет покопаться и, возможно, найти что-либо интересное для дома. Пока же магазин-музей работает со среды по субботу с 12:00 до 16:00.
Бескаркасная мебель в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by