Войну подъездным курильщикам объявить-то объявили, вот только на «поле брани» за несколько лет почти никого не полегло. Наказать реально, а не гипотетически нарушителей заведенного порядка оказалось не так просто: коммунальщики, которые и грозят штрафами, упорно не хотят этим заниматься. Да и инициативных жильцов, готовых бороться с равнодушием системы, не так много. И все же находятся среди белорусов те, кто не готов мириться с доминирующим положением курильщиков. В частности, минчанин Стас задался целью: «Уж очень хочется отучить от курения в подъезде. Ситуация, думаю, актуальна для многих домов. А недовольных запахом табачного дыма довольно много». Адвокат Сергей Зикрацкий объясняет, как можно действовать в «клинических» случаях.
— В соответствии со ст. 17.9 КоАП можно привлечь к ответственности за курение только в тех местах, в которых оно запрещено декретом президента Республики Беларусь «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», а именно:
Помимо этого статья 26 Жилищного кодекса запрещает гражданам курение во вспомогательных помещениях. Протоколы за нарушение правил пользования жилыми помещениями, в том числе за курение в подъездах, вправе составлять:
— органы государственного санитарного надзора;
— сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах;
— организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие коммунальные услуги.
На практике, скорее всего, составлением протоколов за курение в подъездах будут заниматься организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие коммунальные услуги, т. е. ЖЭСы и товарищества собственников.
В случае выявления в подъезде курящих граждан рекомендую обращаться в ЖЭСы и в товарищества собственников для составления протоколов. Однако рассмотрение этих дел вызывает определенные сложности.
Во-первых, привлечь к ответственности можно только конкретного гражданина. К сожалению, жильцы далеко не всегда знают, как зовут соседей, что значительно усложняет процесс идентификации нарушителя. В такой ситуации при подаче заявления в ЖЭС или товарищество собственников необходимо как минимум сообщать квартиру, где проживает нарушитель.
Во-вторых, сложности могут быть на стадии доказывания. В частности, заявитель будет утверждать, что видел, как сосед курит, а сосед будет рассказывать, что ничего подобного не было. Поэтому целесообразно подтверждать факт нарушения показаниями также и иных свидетелей.
Использование средств фото- и видеофиксации также возможно для доказывания совершения правонарушения, однако постановление о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено только на основании фотографий и видео.
Отмечу, что вызов милиции вряд ли будет эффективным в случае курения в подъезде. Учитывая скоротечность процесса курения, вряд ли будет возможность зафиксировать что-то, когда приедет милиция. Целесообразнее все-таки фиксировать процесс нарушения с привлечением других соседей.
Наконец, в-третьих, законодательством установлены достаточно короткие сроки привлечения к административной ответственности — 2 месяца с момента совершения правонарушения. Даже при надлежащей фиксации нарушения у ЖЭСов и товариществ собственников может не хватить времени для передачи документов в суд, если нарушитель будет уклоняться от составления протокола.
В то же время сами правоохранители выступают за то, чтобы обиженные некорректным поведением жильцы все же звонили в милицию:
— Согласно п. 3 ст. 26 Жилищного кодекса Республики Беларусь гражданам запрещается курение во вспомогательных помещениях многоквартирных жилых домов. В соответствии с п. 4 Кодекса вспомогательное помещение — помещение, расположенное внутри блокированного либо многоквартирного жилого дома вне квартир, предназначенное для обеспечения эксплуатации жилого дома (вестибюль, коридор, галерея, лестничные марши и площадки, лифтовые холлы и другие помещения). Таким образом, курение в подъездах запрещено законодательным актом (в данном случае — кодексом), а значит, действует ст. 17.9 КоАП.
Далее, согласно ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.9 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел. В соответствии со ст. 3.6 ПИКоАП органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов внутренних дел. То есть милицию вызывать можно и нужно.