31 января 2017 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский

Принимаем новостройку со специалистом: проход к соседу через балкон и «спрут» на кухне — изучаем нюансы «немапидовской» панельки под Минском

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский

Панельные дома приходятся по вкусу не всем. И все же надо отдать этим постройкам должное: многоэтажки возводятся быстро, как правило, без серьезного брака, да и технология уже проверена и отработана десятилетиями — знаешь, чего можно ожидать. Однотипные домики, разделенные швами на «соты», растут в Минске, за пределами столицы и по всей стране. О большом и довольно густо застроенном квартале под оптимистичным названием «Вясёлка» Onliner.by подробно уже рассказывал. Настало время «принять новостройку со специалистом». В агрогородке Прилуки, уже приютившем сотни семей, стройка еще продолжается, а дома возводятся по типовым проектам не только МАПИДа, но и Гродненского завода крупнопанельного домостроения. «Двушку», созданную из панелей, отлитых в Гродно, и проверили специалисты компании «Эво Лэнд».

Совсем недалеко от столицы, в 7 километрах от МКАД, тихо и методично велась стройка. В результате на лоне природы среди высоких деревьев, частного сектора и незначительного вкрапления многоэтажек вырос большой панельный квартал. Дома, сверкающие наружными дымоходами, расположены довольно близко друг к другу. В каждом здании — десятки квартир, которые уже нашли или еще только ищут будущих жильцов.

— На покупку квартиры в Прилуках решился, исходя из нескольких факторов, — рассказывает «айтишник» Дмитрий, который сначала один, а потом вместе с женой около десяти лет скитался по съемным квартирам. — Привлекли вменяемая цена квадратного метра и свежий воздух. Последнее — немаловажный фактор: мы планируем увеличить свою семью, а маленькому ребенку за городом явно будет лучше.

Параллельно с этим жилым комплексом интересовался «Ліпенем» и новостройками в районе станции метро «Грушевка». Но как-то не сложилось. В отличие от большинства жильцов этого дома, в стройку не ввязывался, купил уже готовую квартиру. Сначала подъехал в отдел продаж просто побеседовать. Встретили меня весьма радушно, менеджеры все объяснили, описали инфраструктуру, рассказали о планах на дальнейшее строительство и посоветовали, в каком банке лучше кредитоваться. Потом показали эту «двушку». Квартира понравилась, правда, у жены были сомнения: ее смущало сильно «замкадное» расположение жилого комплекса. Однако взвесив все за и против, решили, что все-таки будем жить здесь.

Метр в просторной «двушке» общей площадью 64 «квадрата» обошелся Дмитрию и его супруге в $770 в эквиваленте. При этом тем, кто спонсировал стройку с самого начала, а не покупал готовую квартиру, повезло меньше: им пришлось выложить за тот же самый «квадрат» около $1000—1100.

— Еще до заключения договора на покупку квартиры мы знали, что дом не «мапидовский», а гродненский. Такое положение дел даже обрадовало: на наш взгляд, планировки интереснее. Что именно понравилось? Во-первых, окна выходят на две стороны дома, сама квартира просторная, да и потолки достаточно высокие — около 2,6 метра. Во-вторых, в каждой квартире установлен индивидуальный газовый котел — то есть мы, по сути, автономны: можем включать отопление осенью, когда захочется, а не когда город даст добро, и не останемся без горячей воды на две недели летом. Теоретически благодаря этой системе можно сделать водяной теплый пол на кухне. Так что, на мой взгляд, котел — это только плюс.

На стандартных размеров кухне у каждого жильца «Вясёлкі» живет гигантский «спрут», состоящий из хорошего импортного котла и множества труб, шлангов и трубочек. Глядя на это многообразие, голова идет кругом: достаточно представить, что данное чудо инженерной мысли придется прятать (а что-то по нормам прятать и нельзя), чтобы установить встроенную кухонную мебель. Вишенка на торте — огромный счетчик газа.

— На самом деле не все так страшно. Я уже общался с жильцами других домов: привести в порядок кухню можно, правда, переделывать придется почти все, — уточняет Дмитрий. — Да, предстоит плотно пообщаться с газовщиками и потратить до $200 на дополнительные работы, но это того стоит. Кстати, насколько я знаю, в «мапидовских» домах устанавливают не такие большие счетчики.

К минусам можно отнести и то, что балкон, который застройщик не стеклит, расположен в маленькой комнате, а не на кухне. И к самому балкону есть вопросы. Обычно на верхних этажах размещают пожарную лестницу, у нас же пошли другим путем — установили символическую дверь, которая разделяет один большой балкон на мой и соседский и закрывается на щеколду. Неужели кто-то думает, что в таком виде люди это и оставят?

Если с «внутрянкой» квартиры каждый может разобраться самостоятельно (и даже победить «спрута»), то как быть с инфраструктурой агрогородка, которая от пожеланий жильцов, увы, никак не зависит и явно недотягивает до столичной?

— Что касается транспортного сообщения, то над этим работают, — рассказывает молодой человек. — Сейчас до Минска ходит несколько маршруток и автобусов, с февраля запустят еще один тестовый маршрут. Но даже несмотря на это, думаю, без машины (а лучше двух) не обойтись. Недавно специально засекал время: в час пик от дома до работы добрался на машине за 20 минут. Доехать до проспекта Дзержинского со съемной квартиры в Каменной Горке занимает столько же.

— Один детский сад в поселке уже есть, еще один возвел застройщик (обещают открыть в начале февраля), затем будут строить школу и торговый центр. По генплану должно появиться много всего, думаю, через пару лет проблем с инфраструктурой не будет. Единственное, поликлиники только в Атолино, что в 3 километрах отсюда. Но обещают, что и здесь появится какое-то медучреждение, — надеется Дмитрий.

На ремонт своей первой квартиры молодой человек мысленно отводит полгода. Что-то планирует делать сам, что-то — поручить строителям. Но как отзовутся о качестве строительства специалисты?

— Дома, возведенные из гродненских панелей, в Минске встречаются не так часто. Сравним их с привычными «мапидовскими», — говорит Александр Скок и принимается изучать пол в квартире.

Очень быстро серая поверхность покрывается черными крестиками. «Как поле боя», — шутит хозяин «квадратов».

— Как правило, в панельном доме стяжку никто не заливает, остается бетонная плита — и все, — объясняет Александр. — В данном случае застройщик отчего-то решил сделать это, но получилось не очень хорошо. Предполагаю, что стяжка совсем тонкая. Сделать ее по бетону качественно весьма непросто, в 99% случаев начнутся проблемы. Что мы и видим: в очень многих местах она не прилегает к основанию, образовались пустоты, трещины. Если не исправить ситуацию сейчас и оставить все как есть, в будущем новосела может ждать несколько сюрпризов: как минимум разный звук на разных участках при ходьбе по квартире (особенно на каблуках), как максимум расхождение этой пустоты дальше. Стяжка начнет крошиться, пол будет скрипеть, со временем неидеальное состояние основания скажется и на напольном покрытии. К тому же только в ванной комнате есть промежуточный слой, который не позволяет стяжке напрямую соприкасаться со стенами.

Кое-где хромает и геометрия стяжки: в одних местах видны бугры, в других — ямы. Хотя в целом плоскость неплохая. Преобладают проблемы по периметру комнат — там, где заделывались штробы для труб.

— Панели действительно отличаются от минских, — проводит дальнейший осмотр Александр. — «Мапидовские» имеют гладкую лицевую и внутреннюю стороны. Здесь же видны следы инструментов, структура неоднородная. То есть применяется другая технология — получается другой результат: поверхность шероховатая. На качестве и «стойкости» дома это не скажется, но повлияет на расход стройматериалов при отделке. Сами понимаете: на то, чтобы зашпаклевать шероховатую стену с различными следами, уйдет больше состава. Да и отделочникам будет сложнее выравнивать эти бугры и маскировать камешки. Предъявить претензии застройщику не получится: панели выполнены по технологии, все допуски соблюдены, изделия прошли ОТК.

С окнами ситуация некритичная, но под замену надо бы отправить 50% стеклопакетов: на них были обнаружены царапины, пузырьки, окалина. Понадобится регулировка створок. Также застройщику придется напрячь строителей: защитная пленка с рам и подоконников не удалена. И если липкие полосы с оконного профиля снимаются легко, то пленка, оберегавшая подоконник, никак не хочет поддаваться на наши «уговоры» — полотно не отходит сплошным пластом и обрывается через каждый «протянутый» сантиметр.

Непонятна ситуация со стенами и потолками: одни поверхности зашпаклеваны, другие — нет. Но даже те, что зашпаклеваны, не зачищены.

Ванная комната в квартире оказалась очень маленькой — чуть более 3 квадратных метров. В ней мы обнаруживаем не прикрытое декоративной решеткой вентиляционное окно в туалет, в котором расположена вентшахта. Но главная находка — радиатор отопления.

— Впервые вижу, чтобы в панельных домах в ванной был радиатор, — удивляется Александр Скок. — Зато здесь нет полотенцесушителя. Но ведь батарея — это в вашей ситуации не выход: горячей она будет только в отопительный сезон, в остальное время подача тепла перекрывается. Полотенцесушитель можно смонтировать своими силами, сделав подвод горячей воды через него. Но даже так вы не получите стопроцентной отдачи — теплым он будет только тогда, когда кто-то пользуется колонкой, подогревая воду. Как только колонка перестанет работать и новая порция горячей воды не поступит, полотенцесушитель начнет остывать. Уточняйте у застройщика, как эта система должна работать.

— У этого дома есть как плюсы, так и минусы, — подводит итоги специалист компании «Эво Лэнд». — По сравнению с привычными «мапидовскими» гродненские панели очень ровные: они имеют неплохую геометрию, «подворотов» к потолку и углам нет, края не загнуты. То есть штукатурить, чтобы выровнять места примыкания, не придется. Если бы стяжка была выполнена хорошо, это тоже был бы плюс. Электрика исправна, все работает, надо только поставить на место один «автомат».

— Общий балл, учитывая недостатки и достоинства, — 6—7. Все вполне прилично, — считает Александр Скок.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by