53 копейки с человека — не деньги? Почему частные клининговые компании не потянули уборку подъездов

 
26 147
30 января 2017 в 12:28
Источник: gkx.by
Источник: gkx.by
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Жалобы на то, что частные клининговые компании, взявшиеся убирать подъезды, выполняют свои обязанности хуже, чем проверенные годами ЖЭСы, поступали в Onliner.by не единожды. Минчане от всей души жаловались на горы мусора, отсутствие влажной уборки и «прохладное» отношение нанятых людей к своим обязанностям. Настал тот момент, когда и коммунальщики признали: эксперимент по передаче полномочий не имел такого успеха, на который изначально все стороны рассчитывали. Почему — объясняет портал коммунальной грамотности населения.


Когда в прошлом году на рынок жилищно-коммунальных услуг пришли частные клининговые компании и взялись за уборку подъездов, многие уже представляли наши жилые дома эталоном чистоты и порядка. Прошло несколько месяцев, и разочарованные собственники квартир начали забрасывать жалобами службу «115», а выигравшие тендеры ОДО «Клининг-плюс» и ООО «Чистый свет плюс» фактически капитулировали, отказавшись от ряда взятых на обслуживание объектов.

Предельно допустимый тариф на уборку мест общего пользования — 53 копейки на человека в месяц — многие считают вполне достаточным основанием для того, чтобы требовать идеальной чистоты. И все недостатки раньше объяснялись недобросовестностью коммунальных служб и ленью конкретных исполнителей. Смысл прихода частников заключался в том, чтобы оказывать ту же услугу за те же (а, возможно, и меньшие) деньги более качественно и при этом получать прибыль.

— В конце прошлого года от ОДО «Клининг-плюс» поступило официальное заявление о том, что в ходе исполнения договора возникли обстоятельства, препятствующие выполнению работ, и созданы предпосылки к дестабилизации экономического состояния предприятия, — рассказывает заместитель директора государственного предприятия «Жилищное коммунальное хозяйство Ленинского района г. Минска» Анастасия Воробьева. — Другими словами, компания признала, что не способна справиться с возложенным на нее объемом работ, и попросила снизить нагрузку. Мы провели повторные торги, в результате которых с 1 февраля текущего года три участка возвращаются на обслуживание ЖЭУ, выигравших тендер, а за ОДО «Клининг-плюс» осталась только территория ЖЭУ-4.

Такая вот простая сущность жестоких законов рынка. 53 копейки для частника оказались недостаточной ценой, хотя и до нее клининговые компании не всегда дотягивали. Дело в том, что сумма оплаты услуги населением в жировке устанавливается в зависимости от качества и соблюдения периодичности уборки. Она не может превышать предельно допустимый тариф, но в сторону уменьшения еще как может меняться. Служба заказчика подписывает акт выполненных работ, проводит мониторинг, да и старшие подъездов не остаются в стороне от оценки. И недобросовестность собственных сотрудников дорого обходится предприятию. ОДО «Клининг-плюс», например, из-за низкого качества и несоблюдения периодичности уборки потеряло 940 млн неденоминированных рублей. Можно сказать, что служба заказчика сэкономила эти деньги для потребителей. Но это тот самый случай, когда люди готовы платить за услугу, а непосредственный исполнитель не хочет (или не может) заработать.

А ведь кроме зарплаты уборщику, необходимо было оплачивать и услуги «Минскводоканала», а для этого установить приборы учета потребления воды. В числе проблем называется и дефицит кадров. Были случаи, когда уборщики, устав бегать с этажа на этаж, просились в квартиры, чтобы вылить в унитаз грязную, а затем набрать чистую воду.

Такая же ситуация в Советском и Московском районах столицы, где ООО «Чистый свет плюс» сокращает свою деятельность. Не посчитали? Не подумали? Но ведь предприятиям ЖКХ приходится работать в тех же условиях и выслушивать от потребителей те же претензии. Так, может быть, дело не в исполнителях и не в их форме собственности?

Наверное, главный просчет частных компаний состоит в том, что они не сумели наладить должный контакт с населением, заручиться его поддержкой. В Ленинском районе всплеск обращений в службу заказчика и на номер «115» пришелся на август, когда ОДО «Клининг-плюс» только начинало свою деятельность. Люди просто не знали, куда звонить, поскольку у компании даже не было диспетчерской службы. Затем на объявлениях в подъездах появился номер телефона, но одна линия не справилась с потоком обращений, пришлось добавлять еще две. Эти расходы ведь тоже изначально не просчитывались. Внушает оптимизм то, что клининговые компании неокончательно покинули рынок, а пытаются нащупать границы своих возможностей.

Пылесосы в каталоге Onliner.by