На очередь — любой ценой: истории минчан и неминчан, которые пытаются исхитриться и стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

 
16 января 2017 в 11:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

Темпы строительства жилья для очередников уже совсем не те, что были шесть-семь лет назад. Панельные кварталы не растут как грибы после дождя, а кредиты перестали быть такими сладкими. И все же люди продолжают лелеять мечту попасть в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая и без того кажется бесконечно длинной. Быть 1600-м в очереди в одном из районов Минска — привычное явление: а что, родители стояли по 20 лет, почему сейчас должно что-то измениться? И все же, несмотря на пугающие цифры, находятся люди, которые во что бы то ни стало хотят очутиться среди потенциальных новоселов и ищут любые лазейки, чтобы обойти довольно продуманное законодательство. Приводим несколько примеров очень горячего стремления к «оквартированию».


«До брака у жены в собственности была квартира (по факту это квартира ее матери), которую она до заключения брака со мной по договору дарения подарила маме обратно за несколько месяцев до свадьбы. На момент вступления в брак ни у кого из нас ничего в собственности не было. Я военный, и на работе мне предложили стать на очередь как молодая семья (первый брак у обоих, нет 31, нет ничего в собственности). Сейчас пришло время строиться и мне говорят, что у нас нет оснований стоять в очереди — типа у жены до брака была в собственности квартира, произошло ее отчуждение и не прошло 5 лет. И, мол, вообще, нас незаконно поставили на очередь».

«Мы с 2015 года многодетная семья, но на учет стать не можем (в исполкоме сказали, что хватает метров). Фактически снимаем квартиры уже 8 лет. Я прописана с тремя детьми у матери — 60,1 „квадрата“, 2 комнаты. Муж прописан в квартире своей матери (там двое родителей и взрослые брат и сестра, 80 метров примерно, 4 комнаты). Жить конкретно в одной из родительских квартир не можем: и отношения не очень, и пять человек в одной квартире плюс родительские животные — просто ужас. В исполкоме отказ, льготный кредит, субсидии и прочая помощь от государства нам не светит, как понимаю. Если прописать, например, мужа в квартиру моей матери, даже если по метрам будет не хватать, — это будет ухудшение жилищных условий и для постановки на учет нужно ждать пять лет? Какая у нас есть возможность построить (купить) собственное жилье? Только брать кредит на общих основаниях на 20 лет или есть еще какие-то возможности?»

«Семья из двух человек, в собственности квартира 62 кв. м в Барановичах. Если мы прописываем мать супруга и его несовершеннолетнюю сестру, а потом и ребенка (после рождения), — можем претендовать на очередь на расширение? У мамы и сестры в собственности нет жилья. Но мама состоит в браке, есть дом в деревне».

«Имею в собственности квартиру 37 кв. м, прописан один, хочу зарегистрировать в свою квартиру сестру, которая сейчас зарегистрирована с матерью в 47 кв. м, затем хочу зарегистрировать жену. Будет ли считаться, что я умышленно ухудшил свои жилищные условия, ведь после регистрации сестры площади еще хватало? Смогу ли стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?»

«Гражданский муж продал однокомнатную квартиру, собирается прописываться к родителям — у них тоже однокомнатная квартира. Прописаны там его родители и сестра, квартира площадью 30 кв. м. Мы из Бреста — норматив 15 кв. м/чел. Я с ребенком прописана у своей матери в квартире общей площадь 67 кв. м (метров хватает). Мы хотим зарегистрировать брак и прописаться (я с ребенком) к родителям мужа. Поставят ли нашу семью на очередь (я, ребенок, муж)? Семья не молодая. О-о-очень нужно».

«Я собственница небольшой трехкомнатной квартиры (68 кв. м) — прописаны я и моя мама. Муж собственник двухкомнатной квартиры (48 кв. м), там прописаны наши трое детей — сын и две дочки — и сестра мужа. В теории метров хватает и стать на очередь мы не можем. Может только мужа сестра, что она и сделала год назад, но реально места не хватает: так все-таки это 3 семьи. Могу ли я ухудшить жилищные условия (переписав 3-комнатную квартиру на маму), чтобы встать в дальнейшем на очередь и имеет ли это смысл?»


О том, как работает механизм включения в число нуждающихся и постановки в очередь, рассказывает начальник отдела жилищной политики администрации Советского района г. Минска Елена Савинская. Специалист предупреждает, что жилищное законодательство сейчас строгое, искать лазейки бессмысленно — каждая история тщательно проверяется.

— На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане принимаются в соответствии с «Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», утвержденного указом президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года №563, — поясняет Елена Савинская. — В этом документе прописан исчерпывающий перечень оснований, при которых граждане признаются нуждающимися.

При подаче гражданином заявления, его ситуация изучается очень внимательно — все в соответствии с законодательством. Единолично решение никто не выносит: сначала заявление проходит стадию подготовки в структурных подразделениях, потом визирование в юридическом отделе, а после этого рассматривается коллегиально местными исполнительными и распорядительными органами — и принимаются решения о включении в список нуждающихся или нет. Также иногда требуется выход на место и обследование жилищных условий.

В целом, если сравнивать даже с недавним прошлым, требования законодательства ужесточились и стали более совершенными. На наш взгляд, сейчас продуманы и учтены все моменты. То есть тот, кто не имеет веских оснований или специально ухудшил свои жилищные условия, в очередь не попадет. Стоит учитывать, что скрыть факт отчуждения жилья не получится — специалисты собирают справки, которые отражают движения собственности по всей стране и актуальные права на нее. Специально для тех, кто ради очереди продал недвижимость, в Положении есть пункт 4, который и объясняет все.

Сейчас лазеек не осталось — все прозрачно и проверяется. Благодаря этому на учет мы сейчас принимаем меньше людей, чем раньше. Круг лиц, которые могут претендовать на место в очереди, сузился. В то же время действующим законодательством предусмотрена поддержка молодых семей, впервые вступивших в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Диваны в каталоге Onliner.by