«Мингаз» прокомментировал ситуацию с отравлением угарным газом на 2-й улице Щорса и дал советы людям, пользующимся газовыми колонками и котлами

 
13 703
13 января 2017 в 17:40
Автор: Оксана Красовская. Фото: Анна Иванова
Автор: Оксана Красовская. Фото: Анна Иванова

Новость о том, что на 2-й улице Щорса мама и маленькая дочка среди бела дня отравились угарным газом, взволновала многих белорусов: что и говорить, домов, оборудованных газовыми колонками, в стране еще хватает. И далеко не все из них были «откапиталены» — вот и переживают люди, что, зайдя после работы в квартиру, могут упасть замертво, сделав буквально пару шагов. После борисовской трагедии такие мысли вовсе не выглядят паранойей. Сегодня Onliner.by встретился с главным инженером — исполняющим обязанности генерального директора УП «Мингаз» Дмитрием Шавловским, чтобы разобраться в том, что стало причиной отравления на 2-й улице Щорса, какие работы проводятся сейчас и на что обращать внимание людям, живущим в таких же квартирах с точно такими же колонками, древними дымоходами и системами вентиляции.

— 9 января нам позвонил отец отравившегося угарным газом ребенка, — восстанавливает картину событий Дмитрий Шавловский. — Специалисты сразу же выехали на место и обнаружили, что угарный газ поступал в квартиру через неплотности дымохода (речь идет не о стыковых соединениях, а о самом дымоходе, который является частью стены). К газовой колонке вопросов не возникло — оборудование относительно новое (2012 года выпуска), исправно работает, хорошего производителя.

Когда в квартиры в этом жилом доме попали специалисты Белорусского добровольного пожарного общества, выяснилось, что угарный газ поступил к минчанам с нижнего этажа. То есть работала колонка на втором этаже, выделялся угарный газ, но он не удалялся, как положено, а через неплотности дымохода попадал в квартиру выше. Затем специалисты начали обследовать стояки во всем доме и обнаружили ненормальную ситуацию: задымлений и угарного газа больше нигде не было, но появились вопросы к оборудованию, которым пользуются жильцы, и состоянию дымоходов.

Дом №3 ведомственный, находится на балансе Белорусской железной дороги, которая и несет полную ответственность за безопасную эксплуатацию газового оборудования, в том числе дымоходов и вентканалов. Могу отметить, что это ведомство не наладило качественный процесс обслуживания дымоходов и вентиляционных каналов (акты проверки оказались просроченными). Из-за этого и возникли проблемы. К счастью, обошлось без трагических последствий. Уже после ЧП организацией были наняты подрядчики, которые спешно начали проводить необходимые противопожарные работы, то есть чистить каналы, которые были запущены до крайности.

Еще вчера жильцы жаловались на то, что не имеют возможности приготовить еду дома. Сегодня уже подключено к газу 40 плит из 48 и 8 газовых колонок. Людей, у которых установлены электробойлеры, проблемы отсутствия горячей воды не коснулись. До сих пор продолжаются ремонтные работы с негерметичными дымоходами. Также было обнаружено, что в некоторых квартирах газовые плиты находились в таком состоянии, что их уже нельзя было эксплуатировать (только за сегодня заменили четыре плиты).

Обращаю внимание всех жителей страны: любое оборудование рано или поздно выходит из строя. И очень важно в рамках технического паспорта производить его замену. Всему есть износ — и плита, которая 20 лет исправно работала, в любой момент может отказать.

По поводу тех, кто не хочет пускать специалистов в свои квартиры: наши сотрудники должны обследовать все квартиры — это не прихоть: безопасность многоэтажного дома зависит от каждого жильца. Все должны соблюдать правила и технику безопасности. Если специалисты газоснабжающих организаций не попадут хотя бы в одну квартиру, это уже будет создавать угрозу жизни, и не обязательного того, кто не открыл дверь. Бывают случаи, что из-за неисправностей в одной квартире страдают жильцы другой.

Всем, кто живет в квартирах с газовыми колонками, котлами, печками или похожим оборудованием, мы советуем рассмотреть возможность установки датчиков угарного газа. Они помогут предотвратить возникновение внештатных ситуаций. Угарный газ не имеет запаха и цвета, определить его человек не может. Поэтому и нужен специальный прибор. Стоят такие датчики от 29 до 100 рублей, выпускают их не менее пяти белорусских производителей. Так же как и автономные пожарные извещатели, они подают сигнал при помощи резкого звука. Продаются в хозяйственных магазинах и отделах, в добровольных пожарных обществах, зачастую в ЖЭУ, на участках УП «Мингаз». Зарядного устройства хватает лет на шесть, устанавливать их надо на уровне дыхательных путей человека. Лучше — по одному прибору в каждую комнату.

Я бы хотел обратиться ко всем домовладельцам или уполномоченным: следите за состоянием дымоходов и вентиляционных каналов (если одна из систем нарушена, можно ждать беды), а также обеспечивайте приток свежего воздуха в помещения, иначе оборудование не будет работать в заданных параметрах. Жители частного сектора и вовсе могут пройти специальное обучение и самостоятельно обследовать дымоход с фиксацией результатов в отдельной тетради. Не препятствуйте специалистам профильных служб осматривать оборудование, обеспечьте им доступ в квартиры — есть определенная периодичность визитов, она придумана не просто так (раз в три месяца проверяют кирпичные дымоходы, раз в год — железобетонные и прочие). Важно понимать, что это обязательно надо делать, а порой стоит «шевелить» то ведомство, которое отвечает за безопасность, но почему-то забыло об очередной проверке.

Людям стоит запомнить, что работать с бытовым газовым оборудованием нужно только при открытой форточке. А перед началом работы обязательно надо проверить тягу, поднеся зажженную свечу под кожух колонки (котла). В случае малейших подозрений стоит незамедлительно звонить — в территориальную газоснабжающую организацию, МЧС, да и любую оперативную службу: они все взаимосвязаны и информация передается.

Кухонные плиты в каталоге Onliner.by