24 сентября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

Место силы. Проверяем легенды о бездонном озере с целебной водой под Дзержинском

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

Овальное озеро посреди леса в Дзержинском районе отгородилось трясиной и не подпускает — не хочет раскрывать секретов. А секретов у него пока много. Местные называют озеро бездонным, считают, что вода в нем целебная, а где-то есть подземный проход, который ведет к реке. Объяснять происходящее деревенские не берутся, но верят. А как не верить, если Миша из лодки глубину проверял, да так до дна и не добрался, а у Владимировича громадная царапина от слетевшего топора за два дня зажила? Вместе с дайверами мы решили проверить легенды еще одного мистического озера и окунулись в его беспросветные воды, а ученые изучили их состав и постарались разобраться в целебных свойствах.

Под густыми переплетенными ветками холодно. Наверное, поэтому пауки так щедро укутали берег паутиной. Само озеро укрылось туманом и молчит, чтобы не сболтнуть лишнего. Хитрое. На лесной дороге, которая ведет к воде, вкопано несколько огромных бочек. Похоже, тут было какое-то производство, незаконное, но в деревне важное.

Ближайшая отсюда деревня находится в десяти-пятнадцати минутах ходьбы. Местные купались здесь поколениями, лечили раны, придумывали легенды. Говорят, здесь ни разу никто не утонул, по крайней мере за последние лет двести.

Бронислава Иосифовна живет в деревне Мостище больше восьмидесяти лет. На «Бездонке», как и все деревенские, она провела всю молодость. Старушка знает все предания об этом озере, но немного смущается, когда их рассказывает: женщина не очень-то в них верит, хотя хочется: так жить веселей.

— Мне еще мой дед и прадед рассказывали о нашем озере. Говорят, тут когда-то церковь утопилась, но я не знаю, правда это или нет, но студенты когда-то ныряли и не нашли ничего. Но точно знаю, что тут еще никто не утонул. И вода тут целебная: любые раны заживляет! А если ей голову помоешь, то волосы потом как шелк.

Хотя, может, так только раньше было, когда вода не испортилась. В молодости моей тут водичка чистая-чистая была, как небо! А потом что-то с ней случилось. Еще когда мой хозяин живой был, я его попросила мне воды принести, чтобы голову ей мыть. Приносит, а она рыжая! Я аж не поверила, подумала, в луже какой-нибудь набрал.

Мне еще моя мама рассказывала, что тут жила царевна и однажды дала указание принести ей живую щуку. Надела на нее кольцо царевна и отпустила рыбу обратно в воду, а тому, кто ей это кольцо принесет, она награду даст. Проверить хотела, какие ходы тут подземные есть. Так рыбу аж в Узденском районе поймали! — уходит все глубже в воспоминания женщина, вспоминает, как плавали с подругой на дырявой лодке, в ней же играли на баяне, выгребали воду руками… Старушке уже не до преданий.

От дома к дому слышим одни и те же рассказы, конечно, не без изменений. Алла Викентьевна, например, легенды про царицу не знает, зато помнит, как кто-то окольцовывал щуку и тоже обнаружил ее в другом месте, на этот  раз — в Немане. А туристы из Минска и вовсе уверены, что экспедиторы устанавливали жучок на рыбу с целью проверки.Все сходятся в одном: озеро целебное, живое и даже способно приходить к людям во снах. Местные уверяют, что здешний лесник когда-то утопил в «Бездонке» новорожденных котят, после чего озеро каждый день снилось мужчине и настаивало похоронить их — очистить святыню. Похоже, у нас с озером много общего: мы тоже любим котиков.


Искать дно мы начали еще до приезда дайверов, что очень огорчило фотографа, застрявшего по колено в трясине. Профессионалы из дайвинг-клуба «Капитан Морган» посчитали это вызовом со стороны озера и решили не медлить.

— Сомневаюсь, что здесь больше трех метров глубины. У нас же где колхозник до дна не донырнул, там и «бездонка». А там и церкви, и попы молятся, и собаки лают, и танки стреляют, — смеются дайверы, разгружая забитый снаряжением джип. — 90% таких легенд — пустышки, но иногда мы находим действительно интересные вещи. Когда-то нашли полностью рабочую пушку времен войны. Недавно — часть танка. Хотя все думали, что это байки.

Вообще, озер глубиной больше сорока метров у нас валом, но это торфяник, а он обычно мелкий, хотя чем черт не шутит. А вот про подземный проход у меня сомнений еще больше: было бы течение, да и вообще, так думают о многих озерах, где нет четкого пологого берега.

Пока команда надевает костюмы и проверяет приборы, Вячеслав садится в лодку, включает локатор и направляется вдоль берега. Два метра, два с половиной, три, пять… Пока Вячеслав исследует водоем с поверхности, дайверы уже готовы войти в непроглядную темноту.

Несмотря на осеннюю погоду, вода на удивление теплая: целых девятнадцать градусов. Дойдя примерно до середины, дайверы появляются из-под воды и раскрывают наконец тайну: вместо твердого дна они обнаруживают толстенный слой сапропеля — многовековых донных отложений, которые сформировались из отмершей водной растительности и остатков живых организмов. По сути, это и есть дно, только очень мягкое, в которое человек погружается довольно быстро. На сколько метров сапропель уходит вниз, сказать сложно, однако его слой может достигать даже десяти метров! Скорее всего, свое неофициальное название озеро получило именно поэтому.

На этом дайверы не останавливаются и продолжают исследование. Не зря: на другом берегу команда находит твердый неопознанный предмет. Предположение о том, что это самолет или его часть (на таких озерах во время войны иногда приземлялись самолеты), сразу же разбивается: слишком большой объект. Через какое-то время специалисты все же делают хоть и недоказанный, но довольно убедительный вывод: озеро прячет нескромные залежи руды.

Вячеслав возвращается к берегу с готовым отчетом: максимальная глубина — 5,5 метра, температура воды — целых 19 градусов, никаких подземных проходов в озере не обнаружено, а значит, окольцованные щуки, серебряные кольца и жучки по-прежнему должны лежать на дне, которого нет. На купола тоже никто не наткнулся, на икону не наступил.


Пока дайверы собирают свои бесчисленные пожитки, мы набираем трехлитровую банку жидкости для лаборатории и еще пару литров для себя. Некоторые путешественники и исследователи-любители считают, что вода в озере действительно лечебная за счет большого содержания в ней железа. В Минском областном центре гигиены и эпидемиологии обещают проверить спорное предположение.

Пока ученые проводят тесты, мы тоже не скучаем и проводим свое исследование — бытовое, антинаучное: заливаем две белые тряпочки жиром и красным вином, а после одну погружаем в воду из-под крана, а другую — из озера. Оставляем на ночь.

На утро тряпочки снова становятся одинаковыми, как российские сериалы про милицию. Вывод получается неоднозначным: то ли в озере вода обычная, то ли из-под крана после всех подорожаний пошла волшебная.

Через несколько дней приходит результат настоящего исследования, который, признаться, удивил. Содержание железа в воде втрое превышает норму: 0,83 миллиграмма на дециметр при максимально допустимом значении в 0,3 миллиграмма. Если бы на озере был официальный пляж, санстанция бы запретила купание. А вот щелочи, вопреки рассуждениям местных жителей, которые все как один твердили, что вода щелочная, оказалось мало. Вода здесь, наоборот, кислая: уровень кислотности у нее равен уровню кислотности пива.

Фильтры и системы для очистки воды в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by