Дольщица мансардного дома: «С нас требуют $6700 за ниши, которые невозможно использовать». Застройщик: «Люди знали, что покупали»

 
15 сентября 2016 в 17:00
Автор: Николай Градюшко
Автор: Николай Градюшко

Минчанка по имени Александра уже давно могла бы обживаться в своей новой двухуровневой квартире на улице Янки Мавра, но застройщик отказывает в выдаче ключей. Причиной конфликта и последующей судебной тяжбы послужили спорные квадратные метры. По результатам обмера готовой квартиры застройщик требует доплатить $6700 за ниши за батареями на мансардном этаже. Дольщица же уверяет: в первоначальном проекте никаких ниш не было. Лишняя жилплощадь стоит дорого (по $1000 за метр), но по сути является практически бесполезной. «Эти ниши даже помыть невозможно: швабру туда не просунуть», — возмущена Александра.

Речь идет о модернизированной хрущевке на ул. Я. Мавра, 25. Несколько лет назад УП «Белоир» взялось за капитальный ремонт и надстройку на пятиэтажке мансардного этажа. Преображенная «панелька» выглядит симпатично, однако некоторые дольщики до сих пор не могут переехать в свои новые квартиры.

— В декабре 2013 года я заключила с УП «Белоир» договор на строительство на мансардном этаже двухуровневой квартиры, состоящей из двух жилых комнат, — начинает свой рассказ Александра. — При заключении договора мне показали проект квартиры и фотографии аналогичных квартир, которые меня устроили. Судя по планировке, на втором уровне квартиры за батареями были предусмотрены перегородки, закрывающие узкие ниши в районе стыка кровли и пола. Этот момент я специально уточняла, поскольку для меня он был важен. И застройщик, и проектная организация подтвердили: за батареями будут выполнены перегородки. Заключив договор, я оплатила 100% стоимости квартиры и стала ждать.

На планировке ниже жилая часть второго этажа мансарды выделена цветом, прозрачные области возле стен — те самые ниши.

После сдачи дома выяснилось, что перегородки не установлены, а по факту обмера готовой квартиры застройщик выставил счет за образовавшуюся площадь за батареями в размере $6700.

— В общей сложности там 6,7 кв. м. Причем счет был выставлен без каких-либо понижающих коэффициентов (по $1000 за метр), — поясняет Александра. — В том, что площадь готовой квартиры может увеличиться на несколько метров по сравнению с проектом, ничего удивительного нет. Но, как правило, люди получают дополнительную полезную площадь. Нам же достались узкие ниши. Шкафчик там обустроить проблематично: мешают проходящие над полом трубы отопления. Да и убирать шваброй и пылесосом эти закутки почти невозможно.

Александра отказалась от доплат и до сих пор не получила ключи.

— Начав разбираться в ситуации, я выяснила, что в ходе строительства была заменена проектная организация. Структурное подразделение застройщика разработало новый проект и представило его повторно на экспертизу. В этом проекте, получившем положительное заключение, перегородок за батареями уже не было. Эти изменения со мной, как с дольщицей, никто не согласовывал, — говорит Александра. — Обратилась в Министерство архитектуры и строительства. Там пояснили: высота стен от пола до низа наклонного потолка должна быть не менее 1,2 м при наклоне потолка к горизонту 30 градусов. Это указано и в Санитарно-гигиенических требованиях СНБ. В нашем случае высота стен заметно ниже. Каким же образом новый проект прошел экспертизу?

— Как мне кажется, застройщик сознательно не захотел устанавливать перегородки, чтобы потребовать от дольщиков оплаты за дополнительные квадратные метры, — делится своим предположением Александра. — Причем у меня еще не самая большая квартира. Другим дольщикам выставили счет на $9000. Если взять в среднем по $8000 и умножить на 18 квартир, то выходит $144 000 с дома. Внушительная сумма за площадь, использовать которую практически невозможно.

Со стороны дольщиков были обращения в Фрунзенское РУВД, Управделами президента, ОБЭП, Министерство архитектуры и строительства, но нигде мы не нашли понимания. Сейчас ведется судебное разбирательство. Один из дольщиков уже проиграл и вынужден оплачивать услуги адвоката застройщика. Видимо, и у меня шансов немного… Я сама работаю в государственном проектном институте в должности ведущего инженера, имею большой опыт в проектировании, но такого беспредела никак не могу понять. На работе тоже все просто смеются, как такое может быть. А вот и может!


Со слов застройщика, дольщица и ее родственники были осведомлены об особенностях проекта. Приводим комментарий директора УП «Белоир» Аркадия Калиновского:

— Ни в начале, ни в процессе строительства, ни по его окончании никаких перегородок за батареями в проекте не было. И дольщики это знали. В первом подъезде такие перегородки есть, а в их подъезде нет — там другие условия и другие требования. Людям это сто раз объясняли.

В договоре есть пункт, где четко прописано: если по факту обмера площадь окажется меньше проектной — деньги возвращает застройщик, если больше — доплачивает дольщик. В данном случае квадратных метров оказалось больше. БРТИ все посчитало и выдало техническую ведомость. На основании обмера выставлен счет. Люди должны оплатить эти метры. Но вместо этого уже полтора года пишут на нас жалобы во все инстанции. Нас проверял Госконтроль, Госстандарт, есть заключение Управделами президента на 4 листах — замечаний нет, все соответствует нормам.

То, что люди получили, в точности соответствует тому, что имелось в проекте на момент заключения договора. А будут жильцы использовать эти ниши или нет — их личное дело.

Факты, высказанные дольщицей и застройщиком, противоречат друг другу. На чьей стороне правда? Этот вопрос в ближайшее время будет решаться в суде.

Гипсокартон в каталоге Onliner.by