«Квартира стала псарней: пять детей и пять больших собак!» Семья превратила минскую «двушку» в питомник

12 сентября 2016 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

«Квартира стала псарней: пять детей и пять больших собак!» Семья превратила минскую «двушку» в питомник

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

О здравом смысле, любви к животным и безопасности двоих маленьких сыновей пришлось немало поразмышлять Марии, прежде чем она решилась обнародовать свою (а точнее, соседскую) ситуацию. По словам девушки, в обычной двухкомнатной квартире в не менее обычном панельном доме в Брилевичах многодетная семья устроила «псарню»: вместе с двумя взрослыми и пятью детьми на ограниченных «квадратах» проживает как минимум пять собак, причем далеко не миниатюрных пород. Соседство с немецкой овчаркой, хаски, биглем, лабрадором и таксой по многим причинам напрягает молодую маму. Породный состав животных может время от времени меняться, а дополняется эта и без того пестрая картина еще и наличием кошек.

В Минске Мария обосновалась не так давно, всю жизнь до этого девушка прожила в Санкт-Петербурге.

— Переехала сюда за мужем. У нас была очень интересная и романтичная история любви, — рассказывает молодая мама. — Первое время жили в Питере, даже старший сын там родился. А потом решили все оставить и связать судьбу с Беларусью. Я продала недвижимость, бизнес, собрала вещи и поехала в незнакомую, по сути, страну.

Квартиру супруг Марии построил еще во время их знакомства: вступить в ЖСПК предложили на работе. Панелька в Брилевичах автоматически означает, что в доме будут жить сплошь очередники и многодетные семьи. Так оно и вышло: больших семей в десятиэтажке множество. По вечерам двор и детская площадка заполнены ребятней. Не исключение и соседи Марии по тамбуру: в «двушке» живет сразу семь человек.

То, что в квартирах многолюдно, становится понятно еще при входе: обувь всех цветов и размеров на полу, стены увешаны куртками. Правда, замечаешь это не сразу. Первым делом в нос ударяет ужасный, сшибающий с ног запах — смесь курева и специфического собачьего духа. Мария сразу же зовет нас в свою квартиру, отсекая устойчивую вонь, уже пропитавшую все поверхности, тяжелой железной дверью.

— Заселились мы одними из последних, — вспоминает Мария. — Пока уладили все вопросы с переездом, большинство соседей уже обжились и сделали ремонт. Но мы вместо дорогой отделки и мебели решили полностью рассчитаться за квартиру — долгов за нами вообще нет. Все мое время было занято домом и детьми, так что с соседями особо не знакомилась: некогда было. Сверху тихо, снизу никого не заливаем — вот и нет поводов для общения.

Но с семьей, с которой мы делим тамбур, понятное дело, отношения поддерживали. У них пятеро детей, девочки часто бывали у меня дома — и так просто время проводили, и иногда за детьми помогали смотреть за шоколадку. На то время у соседской семьи была только одна собака — немецкая овчарка. Меня это мало волновало: собаку было не видно и не слышно. Правда, муж предупреждал, что та невоспитанная: видел, как она схватила за штанину ребенка на улице.

Потом их старшая дочка, которая как раз больше всех и увлечена собаками, попросила меня пофотографировать их овчарку для выставки и просто для архива. Во время фотосессии собака попыталась укусить меня: просто подошла, пока я снимала, и открыла пасть, чтобы хапнуть, — еле успела увернуться. Но на наши отношения это не повиляло. Мы общались, как и раньше, достаточно плотно: соседка заходила на чай-кофе, делилась жизненными планами, девочки забегали. Мы старались им помогать. Как-никак большая семья — попробуй наготовь на всех. А у нас на даче много овощей растет — делились, понятное дело. Время от времени семья брала еще разных собак на передержку. Но это было, как правило, ненадолго: поживут пару недель, и для них находились новые хозяева. В общем, нас это по большому счету не касалось, — рассказывает девушка.

Мария объясняет: по рассказам соседки, им как многодетной семье выделили две двухкомнатные квартиры в одном доме, правда, в разных подъездах. Вот и живут пока друг на друге. Было бы полбеды, если бы не страсть главы семейства к курению. Складывается такое ощущение, что, пока он дома, сигарета не потухает, а дым настолько распространяется по всем помещениям, что попадает даже в соседнюю квартиру.

— Когда я была беременна и особенно чувствительна к запахам, то даже уснуть не могла у себя в спальне из-за этого дыма. Как там дети в этом «тумане» живут, просто не представляю, у них же младший только в первый-второй класс ходит, — ужасается минчанка. — Помню, ко мне скорая помощь приехала, и врачи сразу же давай строго отчитывать: «Кто это у вас в квартире курит?» А ведь это не у нас — у соседей. Но разговоры с Александром и просьбы ни к чему не привели.

— Эпопея с собаками началась после решения мамы Алеси переехать жить в деревню, — восстанавливает ход событий Мария. — Пришла она к нам как-то и говорит: уеду из Минска. А у нас как раз вариант был: в деревне, где у мужа дача, требовалась доярка, к работе еще и жилье предлагали — благоустроенную однокомнатную квартиру. Мы предложили Алесе этот вариант, она согласилась. Стали за нее просить и хлопотать, в деревне пошли нам навстречу.

А в квартире в это время начали прибавляться «постоянные» собаки. Раньше я удивлялась, как они всемером живут в «двушке» с овчаркой. А тут сначала бигль, затем хаски, потом еще и лабрадор. Не успевала считать их. Но Алеся уверяла, что всех заберет в деревню, им там будет привольно. Мы ждали, время шло. А потом в один день к мужу подошел председатель колхоза и говорит: верните ключи от квартиры, ваша доярка так и не появилась…

В общем, никуда она не переехала, а собаки так и остались. Почти все — уже взрослые животные, которых, как я поняла, отдавали по объявлениям в добрые руки при условии, что они будут жить за городом. Все эти собаки периодически размножаются — то от одной щенки, то от другой. Представляете, какое там количество животных, когда хотя бы одна собака родит? Вот сейчас у овчарки пять щенков появилось. А ведь есть еще мейнкун и недавно сфинкса видела.

— Наверное, торговля щенками — их основная статья заработка. Пожалуйста, мне не жалко, но не надо это делать в квартире. Поезжай в деревню и разводи собак там. Тут же дышать невозможно! Вонь просто-напросто не выветривается. Даже если вымыть со средством тамбур, запах все равно остается, разве что чуть менее чувствуется какое-то время, — переживает Мария.

Единственная отрада девушки — относительно тихое поведение собак. Даже если те начинают заходиться лаем, хозяевам довольно быстро удается успокоить их. Насколько Мария могла заметить, выгуливают животных дважды в день (утром и вечером) — в основном дети. Правда, прогулки непродолжительные: как только все собаки сделали свои дела, свора возвращается домой.

Питомник в «двушке» продвигает себя в том числе в соцсетях. Группа закрытая, но в шапке хозяева перечислили все породы, разведением которых занимаются

— Это же издевательство в том числе над собаками — содержать их в таком количестве и на такой малой площади. А прогулки — всем этим породам нужны движение и активность, а не 15-минутный «променад» утром и вечером. Да и детям не легче: если в тамбуре такая вонь, то что творится у них в квартире!

Я много раз пыталась поговорить с Алесей, но она только кивала головой: «Да-да», — и ничего не делала. И даже не обещала сделать! Ну как так — дали квартиру детям, а заняли ее собаки? Причем, повторюсь, овчарка может проявить агрессию. Дважды я не могла попасть к себе домой, так как она сидела в тамбуре в ожидании хозяев и рычала, как только я пыталась переступить порог. У меня двое сыновей. Не дай бог она испугает или укусит их — я не представляю, что муж тогда сделает со всей этой семьей.

Я бы никогда и никуда не обращалась, если бы люди услышали меня и попытались что-то сделать. Да, старшая девочка «болеет» собаками, хочет стать кинологом. Пусть родители помогут ей осуществить ее мечту, но сделают это правильно, а не ценой нормальной жизни своих соседей. Насколько я знаю, две собаки у них официально зарегистрированы в этой квартире. А остальные… Такое отношение просто вынуждает идти на резкие поступки, — объясняет свою позицию Мария.

В своем недовольстве девушка не одинока. Претензии к семье собачников есть и у соседей снизу.

— Конечно, Маше достается больше: как-никак они делят один тамбур — от этой вони ей никуда не деться. Но и нам соседство с питомником доставляет неудобства. Так как живем мы достаточно высоко, на балконе сделаны пожарные лестницы, и через щели в люке к нам постоянно летела собачья шерсть — целые клочья, — говорит Екатерина. — Пришлось законопатить все отверстия, что помогло избавиться и от запаха.

Опять же поведение собак — раз на раз не приходится: один день сидят тихо, а в другой будут с ума сходить. Не поделят что-то — и давай лаять. Угомонить их хозяева стараются быстро — на это уходит минут 5—7, но может быть и дольше. А у меня дочка маленькая. Если она спит и кто-то резко залаял над головой — все, укладывать надо по новой.

После того как дети вывели собак на улицу, в лифт не зайти: вонь стоит ужасная. Нет, они не гадят там — просто специфический, удушающий запах. Конечно, мне было бы легче, если бы питомника над головой не было. Там столько собак, и все разные. По поводу животных я ни с Алесей, ни с Александром не говорила, но у нас были другие поводы для общения, и на все мои вопросы они отвечали: «У нас все хорошо, мы делаем все правильно». Знаете, мне детей больше жалко: как они живут и что едят — пятеро детей и пять собак? — заключает Екатерина.

Хозяйка питомника все претензии соседей отвергает.

— Ко мне никто ни разу по поводу собак не подходил, — заметно напряглась женщина. — Более того, все собаки ходят в намордниках и на поводках в специальное место для выгула. Запаха у меня никак быть не может, так как приходили органы (учителя из школы), смотрели — все было нормально. Что кому не нравится, я не знаю. У меня никто никогда ни на кого не бросался: все собаки спокойные, прошли курс дрессировки. По поводу количества животных — у нас в одной квартире прописано две собаки и в другой две. Всего у меня четыре собаки, а с пятой приезжала сестра.


Адвокат Сергей Зикрацкий так комментирует сложившуюся ситуацию:

— Первое, на что надо обратить внимание в данной ситуации, — это предпринимательский характер деятельности по разведению собак, а второе — несоответствие такой деятельности требованиям Жилищного кодекса и законодательства по содержанию животных.

В Налоговом кодексе реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки) относится к видам деятельности, при осуществлении которых граждане не обязаны регистрироваться в качестве предпринимателя. Однако налоговая инспекция в своих разъяснениях указывала на то, что это правило применяется только в тех случаях, когда деятельность фактически не носит предпринимательского характера. В ситуации, когда гражданин сам заявляет, что содержит питомник из пяти собак с целью разведения и продажи щенков, предпринимательская деятельность налицо — регистрация в качестве индивидуального предпринимателя необходима.

Нарушение жилищного законодательства заключается в следующем. Статья 14 Жилищного кодекса указывает, что жилые помещения предназначаются для проживания граждан. Этой статьей отдельно подчеркивается, что содержание животных в квартирах многоквартирных жилых домов в качестве животных-компаньонов должно осуществляется в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения в области обращения с животными.

Таким документом являются Правила содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных, утвержденные постановлением Совета министров Республики Беларусь №834 от 04.06.2001.

Правилами четко определено, что в одной квартире можно содержать не более двух животных. Тот факт, что две собаки зарегистрированы по одному адресу, а еще две — по другому, будет нарушением законодательства, если все собаки фактически живут в одной квартире. В случае если там содержится более двух животных, а по факту хозяева организовали в этой квартире питомник, можно говорить как о нарушении правил содержания собак, так и об использовании жилого помещения не по назначению.

За нарушение правил содержания собак предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 15 базовых величин (от 21 до 315 рублей). Протоколы по таким делам составляют органы внутренних дел, сельсоветы, ЖЭСы и товарищества собственников, органы госветнадзора.

Статья 85 Жилищного кодекса предусматривает возможность выселения из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в случае использования его не по назначению. Однако механизм выселения достаточно сложный и, что самое главное, выселить собственника помещения на таком основании нельзя.

В рассматриваемой ситуации рекомендую обращаться в ЖЭС и товарищество собственников для составления протоколов о нарушении правил содержания животных и передаче этих протоколов в администрацию района для привлечения хозяев собак к административной ответственности.

Если такие меры не помогают, а наличие большого количества животных в соседней квартире создает реальные неудобства (шум, мусор, неприятные запахи), можно обращаться в суд с иском с требованием об изъятии у соседей лишних собак. Такое право дает статья 285 Гражданского кодекса, в соответствии с которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by