«Музей СССР». Пытаемся отдохнуть на одной из самых дешевых турбаз, где сутки стоят $12

 
15 июля 2016 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий
Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

Кроме Нарочи, Браславских озер и пары-тройки других «раскрученных» санаторно-курортных мест, в Беларуси есть десятки красивейших водоемов со своими базами отдыха. Избалованный и придирчивый столичный турист об их существовании даже не подозревает. А может, напрасно? В теплые летние месяцы базы не пустуют, заполняются отпускниками, в том числе из России. Как там обстоят дела с проживанием и питанием? Есть ли намеки на цивилизованный сервис и вменяемую инфраструктуру? Или над природным великолепием все еще царствует «совок»? Тестируя недорогой белорусский отдых, корреспонденты Onliner.by оказались на турбазе местного значения в Барановичском районе.

Турбаза с незамысловатым названием «Лесное озеро» находится на берегу водохранилища Гать в 160 километрах от Минска и принадлежит предприятию «Горизонт-Тур» Федерации профсоюзов Беларуси. Бронируем номер по телефону за пару минут. «Нет, никакой предоплаты не надо. Да, 12 рублей 50 копеек в сутки». Все, что от нас требуется, — назвать фамилию и номер телефона.

За пару дней до приезда нам перезвонили с турбазы и сообщили, что в нашем корпусе отсутствует горячая вода. «Там давно не было ремонта, — предостерегла администратор. — И вообще, вам вряд ли там понравится. Есть другие варианты». Что ж, определимся на месте.

* * *

По скоростной трассе М1 до «Лесного озера» можно долететь за полтора часа. Проезжаем деревню Тартаки, дальше — по указателям. Турбаза расположена в глубинах биологического заказника «Барановичский». Берега водоема обжиты: несколько детских лагерей, турстоянки, охотничье-рыболовная база.

Трое милиционеров на входе провожают нас взглядами, затем поднимаются с лавочки и бредут следом. Больше на улице ни души.

Место, где мы оказались, выглядит изношенным и потрепанным временем. Впрочем, какой-то уход за территорией заметен. Разрисованные камни, лебедь на клумбе, асфальтированная дорожка змейкой вьется меж сосен. Прямо среди соснового бора стоят щитовые домики. Рядом — трехэтажный спальный корпус. Напротив него реет почему-то приспущенный профсоюзный флаг.

— Нет, во второй корпус мы уже не заселяем, — предупреждает администратор. — Берите номер в главном корпусе, он обойдется дороже. Или один из тех деревянных домиков. Но там уже без удобств. Хотите взглянуть?

Берем ключ, идем смотреть. Ох… Действительно, без удобств.

Аскетичная комната-келья встречает нас запахом сырого неотапливаемого помещения, а кровати — продавленными матрасами. Стоит ли придираться к таким в данном случае пустякам, как пятна на обоях и перекошенные дверки шкафа? Нет, не все так плохо. Одно из важнейших благ цивилизации — электричество — присутствует. Розеток даже две, и обе, как ни странно, работают. С водой сложнее: летний умывальник и туалет находятся на улице.

Переночевать здесь предлагают за 7 рублей (70 000). Заселяться нас, конечно, никто не заставлял. Но мы же сами напросились на бюджетный отдых.

В сравнении со щитовым домиком номер в трехэтажном корпусе — это настоящий люкс. Трехместная комната укомплектована телевизором, холодильником, настольной лампой, двумя стаканами (графин отсутствует). За такие апартаменты просят 20 рублей (200 000) с человека.

Относительно недавно в санузлах был сделан сносный ремонт и заменена сантехника. Душ, горячая вода — все как надо. Порадовало наличие запакованных кусочков мыла и туалетной бумаги.

— И даже корты для большого тенниса есть? — спрашиваем, изучая прейскурант на стойке администрации.

— Нет никаких кортов. Заросли травой, никому не нужны. Все никак вычеркнуть из списка не могут.

— А что есть?

— На озере пункт проката. Лодка, катамаран, велосипед. Бильярд, если желаете. Хотите развлечься — сходите вечером на дискотеку.

— Можно рассчитаться за номер карточкой?

— Нет у нас терминала. Не тянет. Даже сотовая связь в корпусе не тянет, надо на балкон выходить.

— И интернета, что ли, нет?

— Отдохните, ребята, от интернета. Дома, что ли, не хватает?

Ближайший банкомат, похоже, находится аж в Барановичах. Хорошо, что при себе была наличность.

— А белорусскими не дадите? — шутя, администратор с легким недоверием и интересом принимает купюры нового образца.

Кроме проживания, отдельно оплачиваем питание. Оно здесь трехразовое и стоит 16,5 рубля (165 000) на человека в сутки. Таким образом, койка в летнем домике с питанием и курортным сбором обходится в 23,85 рубля (238 500) на человека, что эквивалентно $12. Даже не знаем, можно ли в Беларуси найти что-то дешевле. Если остановиться в кирпичном корпусе, плата с питанием составит около 37 рублей (370 000) в сутки, что эквивалентно $18,5.

* * *

Турбаза была открыта в 1970-х — во времена, когда советские граждане были неприхотливы к туристическому быту. Тогда умывальник с холодной водой на улице наверняка казался чем-то в порядке вещей. Теперь этот рудимент воспринимается как действующий экспонат музея СССР. С другой стороны, а чего еще хотеть за такие смешные деньги?

Санузел. Тут комментарии излишни.

Интересная деталь: фонари уличного освещения снабжены антивандальной металлической решеткой. Нигде раньше таких не замечали.

У турбазы есть свой пляж, волейбольная площадка и пункт проката. Лодка и катамаран — 4 рубля в час, велосипед — 2,5 рубля. У озера почти безлюдно. Прохладно, желающих купаться и кататься нет.

На турбазе отдыхает человек 30 или 40. Люди разные: молодые мамы с детьми, бабушки с внуками, пары среднего возраста. Есть среди них и россияне. Одна семья приехала из Петербурга. Что они нашли в здешних местах?

— А много ли надо? — рассуждает один из отдыхающих. — Свежий воздух и тишина, спокойствие. Здесь все это есть. И не нужны нам никакие ваши развлечения.

* * *

Мы не заметили, как проголодались. В описании «Лесного озера» на сайте «Горизонт-Тура» упоминается разнообразие блюд национальной и европейской кухни. И нам уже не терпится проведать местную столовую.

В день нашего заезда на завтрак подавали блины с творогом и… пельмени. А на обед — гуляш. Повар не жалел подливы.

Две раздавленные картофелины, салат из капусты с вкраплениями помидора и колбаска по-домашнему — таким был ужин.

На завтрак — макароны с курицей.

Голодная смерть на турбазе не грозит никому. Но спустя час-другой после посещения столовой тянет на перекус. То ли на свежем воздухе у нас разгулялся аппетит, то ли порции оказались маловаты.

В местном баре подкрепиться особо нечем. Шоколад, чипсы, семечки. 37 наименований алкоголя.

— Почем у вас маринованное мясо? — мы были полны решимости сварганить вечером шашлык.

— Мяса нет. Со своим надо приезжать. Тут недалеко деревня Ежона, там есть магазин, — советует продавщица.

Возле бара крутятся трое ребят. Должно быть, из соседнего лагеря. Неуверенно мнут в руках купюрку.

— Эм-м, можно вас на минуточку? Купите вина…

* * *

До той самой Ежоны 3 километра. Едем по пыльной дороге, уже предвкушая сочный шашлык. Вот и магазин. И вдруг…

Ближайший к зоне массового отдыха магазин сегодня, как и всегда, работал только до 16:00. А в воскресенье и вторник у продавщицы и вовсе выходные дни. Местный сервис, ты и правда жесток к этим избалованным столичным гостям!

Квест под названием «Раздобыть шашлык на отдыхе» продолжился. Наверное, мы исколесили бы еще пару окрестных деревень, если бы не телефонный звонок. Один знакомый из Барановичей, узнав, что мы приехали на турбазу, желает повидаться, а заодно привезти пакет продуктов для пикника. Вечер спасен!

* * *

День клонится к вечеру, и на турбазу начинают подтягиваться новые люди. Вот группа парней потащила увесистые сумки.

Перед ужином какая-то компания занимает беседку с мангалом и растормаживает алкоголем базовые инстинкты. Невольными слушателями их громкой болтовни, перемешанной с отборным матом, становятся все отдыхающие, проходящие мимо в столовую.

«Ау-ау-ау, я тебя все равно найду-у», — зычно подпевают парни начавшейся дискотеке и, похоже, совсем слетают с катушек. Зачем туалет, если рядом столько сосен? Кстати, а куда подевалась милиция?

— В будние дни здесь тихо, а по выходным заезжают вот такие. Бьются головами, — один из отдыхающих кивает в сторону шумной компании. — Неправильно это.

К счастью, ребята довольно быстро стихают и уже никого не беспокоят. А в это время у озера продолжается дискотека.

Мы же отправляемся в специальную беседку с мангалами в уединенном месте недалеко от берега, куда подведен свет. Потрескивают угли, у ног трется откуда-то взявшийся дружелюбный пес хаски.

* * *

Засидевшись в беседке, мы возвращались назад уже за полночь. В этот момент случился комичный конфуз. Первым зайдя в домик, корреспондент начал было расстилать постель, как вдруг с любопытством обнаружил, что запертая дверь не может быть открыта изнутри. Трудно найти этому логическое объяснение, но на замке отсутствовала ручка-защелка.

Понятное дело, что и снаружи дверь не могла быть открыта, поскольку ключ находился внутри помещения. Попытки открыть окно оказались тщетными. Рамы обильно впитали краску и склеились намертво.

Оставшийся на улице фотограф поспешил в корпус к администратору. Женщина все еще была на своем посту. Правда, запасного ключа у нее не нашлось. «Такое уже случалось, — спокойно сказала она, извлекая откуда-то шашлычный шампур. — Попробуйте подковырнуть язычок».

Но шампур не помог. Не помогли и щипчики для ногтей, кем-то оставленные (возможно, специально, в качестве открывалки) на подоконнике в номере. В какой-то момент стало просто очень смешно.

Квест под названием «Выберись из домика» был пройден минут через пять. Фотограф подковырнул гвозди и снял штапики, удерживающие стекло в раме. Судя по состоянию тех самых штапиков, отжимали их уже не первый раз…

Ночью пришлось спать с незапертой дверью.

* * *

Какие еще варианты размещения и досуга предложит живописное водохранилище Гать? Рядом с «Лесным озером» находится гостиница «Сосновый рай» — уже что-то похожее на отдых в европейском понимании.

Предприниматель купил у турбазы участок и выстроил коттедж, баню, гостиницу для собак. Внутри шесть номеров с добротной мебелью. В каждом номере отдельный санузел. На первом этаже кухня. Сутки проживания без питания стоят 35 рублей (350 000).

— Много россиян едет на Гать, — говорит предприниматель по имени Валерий. — Для них здесь все дешево. Ну и природа хороша, воздух чистейший. Пойдут, погуляют по соседней турбазе. Говорят, словно в СССР побывали. А из «Лесного озера» на меня уже косо смотрят: туристов отбираю.

У Валерия много идей, как сделать отдых на Гати европейским. С достойным питанием, прокатным сервисом, спортивными услугами. Будет развивать бизнес. Главное, говорит, чтобы никто не мешал.

Еще одна база отдыха — «Сосновый берег» — раскинулась по другую сторону водоема. Аренда двухместного летнего домика в будние дни стоит 20 рублей (200 000) в сутки, в выходные — 26 рублей (260 000). Четырехместный домик стоит 42 рубля (420 000) и 58 рублей (580 000) соответственно. Выглядят постройки хлипко. Зато внутри никакой сырости. По крайней мере в тех, что нам открыли, было сухо.

На территории есть душевая с горячей водой и туалет. Питание — за отдельную плату — в соседнем кафе.

Рядом с «Сосновым берегом» стоит большой гостиничный дом местного лесничества. За 25 рублей (250 000) в сутки здесь может расположиться кто угодно. Питаться также предлагают в кафе либо готовить на кухне.

Почти вся мебель в доме (и даже эти кровати с милыми сердечками) сделана руками заключенных ивацевичской исправительной колонии №5. Качество сборки, конечно, не на высоте. Зато никаких опилок.

Есть в окрестностях Гати и различные агроусадьбы. По дороге в деревню Ежону мы случайно обнаружили весьма своеобразное место — пансионат усадебного типа «Медвежья завала». Для нашего обзора бюджетных вариантов отдыха это место, конечно, не подходит. Но интерес взял свое.

Во дворе гостей встречают причудливые деревянные скульптуры, внутри дома — чучела птиц и животных. Владелец комплекса — известный барановичский бизнесмен — вложил в него около $1 млн.

Усадебный дом сложен из толстенных сибирских сосен (начнешь считать кольца на срезе — собьешься на седьмом десятке), а на стенах можно увидеть настоящие головы зубров.

— Одна такая голова стоит $600. Заказывали в охотничьем хозяйстве. Сделать искусственную, наверное, вышло бы еще дороже, — говорит администратор.

Однокомнатные номера в гостином доме стоят $120 и $160 за двое суток. Не наш вариант.

* * *

Покидая водохранилище Гать, мы заехали в магазин в Ежоне, куда не смогли попасть накануне вечером. Вот это сюрприз: здесь все-таки есть маринованное мясо — 8,37 рубля за ведерко. И мешки с углем за 4,5 рубля.

Продавщица выпроваживает едва ли не со скандалом: «Зачем сфотографировали венок? Кто вы такие?» Пришлось уносить ноги из этого живописного, но почему-то негостеприимного края.

Спальные мешки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by