Топ-10 городов мира, в которых вам не захочется жить

 
09 декабря 2015 в 8:00
Источник: Валерий Волатович. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org
Источник: Валерий Волатович. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org

Летом этого года в очередном исследовании авторитетного международного консалтингового агентства Mercer, проанализировавшего качество жизни в крупнейших городах мира, Минск занял не слишком почетное 189-е место, как раз между столицами Руанды и Пакистана — Кигали и Исламабадом. Оставив методы формирования рейтинга на совести американских специалистов, констатируем, что большинству минчан обитать в белорусской столице не так уж и плохо. Возмущенный такой вопиющей несправедливостью, Onliner.by отобрал десятку по-настоящему опасных городов, оказаться и тем более жить в которых не пожелаешь даже заклятому врагу.

1. Каракас, Венесуэла

В списке Mercer венесуэльская столица заняла 179-е место, то есть аналитики крупнейшего в мире консалтингового HR-агентства всерьез полагают, что в Каракасе жить пусть и ненамного, но комфортнее, чем в Минске. Не нужно быть специалистом в бурной истории этой латиноамериканской страны, боливарианской революции и строительстве общества справедливости и всеобщего благоденствия, чтобы понять, что сравнивать столицы Венесуэлы и Беларуси, даже несмотря на их тесные отношения, не приходится.

В венесуэльской столице, как в зеркале, отразились проблемы всей страны: обнищание населения, перебои в поставках продовольствия, дефицит и многочасовые очереди, нормы отпуска на промтовары, расцвет «черного» рынка — все то, о чем белорусы, к счастью, давным-давно позабыли. Вишней на этом не слишком сладком торте является высочайший уровень преступности. По количеству убийств на душу населения Каракас занимает малопочетное второе место в мире. Находиться на его улицах просто опасно, а относительно спокойная жизнь возможна лишь в условиях «осажденной крепости», которой становится ваша квартира, автомобиль или место работы.

2. Детройт, США

В американском Детройте убийства происходят в два с половиной раза реже, чем в Каракасе. Тем не менее гордиться этим сомнительным достижением вряд ли можно, если учесть, что речь идет о США — в принципе, безопасной ныне стране, по крайней мере в отношении уличной преступности. Это самая яркая жертва глобального кризиса, постигшего американский «ржавый пояс» — штаты с когда-то развитой тяжелой, автомобильной, металлургической промышленностью. Детройт — банкрот, растерявший свою славу, репутацию и население, — по-прежнему является одним из лидеров в списке failed cities (городов-неудачников).

Преступность, наркомания, безработица, экономическая депрессия… Конечно, в Детройте и сейчас не приходится стоять в очереди за туалетной бумагой, но назвать жизнь в бывшей автомобильной столице страны привлекательной все равно сложно. Однако если вы волею судеб все же оказались здесь на продолжительное время, в вашем распоряжении будут хотя бы приведенный в относительный порядок даунтаун и некоторые сохранившиеся зажиточные пригороды.

3. Хазарибагх, Бангладеш

Хазарибагх — традиционный центр кожевенной промышленности в Бангладеш. Там сконцентрировано около 90% всех соответствующих заводов. Главная проблема заключается в том, что производственный процесс на большинстве из них не менялся ни разу за последнее столетие.

Выделка кож в соответствии с местными традиционными народными рецептами связана с использованием чрезвычайно токсичных хромсодержащих соединений, а оставшиеся после их применения отходы, опять же по заветам предков, никак не утилизируются и зачастую просто сливаются в городскую речку. Хром в воде, на земле и в воздухе вызывает рост среди жителей хронических респираторных и онкологических заболеваний, что вкупе с невероятной скученностью населения превращает Хазарибагх в настоящий рукотворный и к тому же очень вонючий ад.

4. Линьфэнь, Китай

Похожая ситуация сложилась и в центральнокитайском городе Линьфэнь (провинция Шаньси), только там место кожевенной заняла угольная промышленность. До 1978 года это был «город-сад» (по крайней мере в его китайском понимании), затем местные власти решили, что 63 млрд тонн угля, лежащие под городом, сами себя не извлекут, и в этом деле преуспели.

Огромное количество устаревших шахт, обогатительных фабрик и прочих промышленных предприятий довели экологическую ситуацию в городе до катастрофической. Земля стала бесплодной, пить любую воду, кроме бутилированной, просто нельзя, а воздухом невозможно дышать без респиратора. Линьфэнь погрузился в вечный смог, который скрывает ту цену, которую стране приходится платить за свое экономическое чудо. Жизнь здесь ничуть не напоминает глянцевую картинку из витринных китайских мегаполисов, сконцентрированных преимущественно на побережье, и похожа скорее на каторгу.

5. Джабалпур, Индия

Джабалпур — это относительно небольшой для Индии («всего» миллион жителей) городок в центральном штате Мадхья-Прадеш. Здесь есть пара исторических храмов, старый форт XII века, но все это никак не заслуживало бы хоть чьего-нибудь пристального внимания, если бы не еще одна городская особенность.

Джабалпур занимает первое место в стране по количеству изнасилований на душу населения. Именно этот вид сексуального преступления против женщин традиционно является настоящим бичом Индии. Некоторые из самых одиозных случаев такого рода даже попадают в мировые СМИ, но, что является самым страшным, большинство изнасилований вообще не удостаивается какого-либо внимания со стороны полиции. Происходит это в том числе и из-за того, что местное населения не считает нужным вообще заявлять о таких преступлениях. Как бы то ни было, женщинам (особенно иностранным) в Джабалпуре не место.

6. Луанда, Ангола

Столица Анголы — потрясающий по своеобразию город. С одной стороны, ему присущи многие из проблем, свойственных тропическим африканским городам: от бедности населения до плохого состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры; с другой — Ангола богата природными ископаемыми, на которые с удовольствием, как пчелы на мед, слетаются мировые транснациональные корпорации. На эти инвестиции в столице устроен строительный бум, а все вместе имеет любопытный кумулятивный эффект.

В пока еще бедную страну, подверженную большинству африканских пороков, рекой текут деньги, преимущественно китайские. В Луанде строятся небоскребы, новые жилые районы, но пока непонятно, кто будет в них жить. Город приводится в относительный порядок, однако вместе с тем в нем феноменально растет и стоимость жизни. В 2015 году Луанда стала самым дорогим городом мира, опередив Гонконг, Цюрих, Сингапур и Лондон. Дорогим, конечно, для экспатов, иностранцев, приезжающих сюда работать. Двухкомнатная квартира за $7 тыс. в месяц — легко, молоко по $3 за литр — почему бы и нет. И коренным жителям, и гостям города нелегко.

7. Карабаш, Россия

Урал — всесоюзная кладовая, в недрах которой зарыта бо́льшая часть таблицы Менделеева, в том числе и медь, месторождения которой в Карабаше были открыты еще в XIX веке и с тех пор активно разрабатываются. Производство меди чрезвычайно вредное: побочные продукты (газы на основе серы, свинца, мышьяка, собственно меди) выбрасывались в атмосферу и оседали на город и его окрестности.

В 1990-е годы к экологической катастрофе добавился промышленный кризис. Старая индустрия, практически не модернизировавшаяся с момента основания, не могла выдержать конкуренцию с современными предприятиями. Производство начало останавливаться, из города стали уезжать люди. В последние годы ситуация в Карабаше несколько исправляется. Градообразующее медеплавильное предприятие обязали провести реконструкцию. Жить здесь стало проще, но по-прежнему иначе как подвигом это не назовешь.

8. Порт-о-Пренс, Гаити

Гаити — одна из беднейших стран мира, погрязшая в преступности, детской смертности, коррупции и полном распаде социальных институтов государства. За века революций, гражданских войн, кровавых диктатур она так и не смогла превратиться в тропический рай, к чему обязывает ее географическое расположение (ярким примером является Доминиканская Республика, делящая с Гаити один остров).

В 2010 году в стране произошло разрушительное землетрясение, мощность которого, правда, составила лишь 7 баллов по шкале Рихтера. Погибло в общей сложности более 200 тыс. человек, столица Порт-о-Пренс была фактически стерта с лица земли. Чтобы понять всю глубину падения государства, достаточно сравнить последствия от гаитянской трагедии с природным катаклизмом в Чили, случившимся через месяц. Чилийское землетрясение было не в пример мощнее (до 8,8 балла), при этом погибло в результате него около 800 человек.

9. Багдад, Ирак

Один из древнейших городов мира стал заложником мировой геополитики. Разбираться в ее хитросплетениях — дело неблагодарное, тем не менее очевидно: в обозримом будущем в столице того, что осталось от Ирака, лучше не появляться.

Конечно, можно сравнить Багдад с практически разрушенным сирийским Хомсом или Раккой, превратившейся (надеемся, лишь пока) в главный город крупнейшей в истории человечества террористической организации. В этом смысле понимаешь, что беспредельно опасной сейчас иракской столице еще относительно повезло. Тем не менее, в отличие от ситуации с Минском, в последнее, 230-е место города в проведенном агентством Mercer исследовании качества жизни верится с легкостью.

10. Могадишу, Сомали

Даже самый безнадежный город может получить свой второй шанс. В 1990-е годы в разгар гражданской войны в Сомали казалось, что это государство навсегда прекратило свое существование. На заре 2000-х здесь появилось некое подобие правительства, но в начале следующего десятилетия стране был вновь нанесен удар сомалийскими пиратами. Усилия мирового сообщества в данном случае принесли свои плоды. В 2015-м пираты исчезли из сводок мировых информационных агентств, а вместе с ними практически пропало оттуда и Сомали — хороший признак того, что относительно мирная жизнь там начала налаживаться.

В 2013 году Сомали впервые покинуло первое место в списке самых недееспособных государств мира, уступив его Южному Судану. В столице страны появились строительные краны, робко потекли иностранные инвестиции. В Могадишо по-прежнему не слишком комфортно, но сюда вновь начали ездить туристы — по-прежнему под серьезной охраной, но уже без риска потерять голову, просто сойдя с корабля на берег или спустившись по трапу самолета.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by