«Остановить проект, закрасить психоделических монстров!» — появилась петиция против почти всех граффити в Минске

 
09 декабря 2015 в 16:05
Автор: Лора Нагапетян
Автор: Лора Нагапетян

Минск переживает массовое нашествие легальных граффити. Сначала минчане были восхищены: внезапно столько нового начало появляться в городе! Затем высказались несколько недовольных жителей дома напротив здания с «ангелом смерти». Аппетиты растут. Недавно была опубликована петиция, в которой и вовсе звучит призыв закрасить все психоделические картины, которые, по мнению автора, способны подпортить не только настроение, но и психику.

Минчанка Анастасия надеется, что направленная в Минский исполнительный комитет петиция позволит остановить арт-проект Urban Myths, а главное — закрасить уже нарисованные граффити на многоэтажных домах.

***

— Нельзя заставить любить искусство. Социалистический реализм насаждал идеалы и потому канул в Лету. Время прошло, а ситуация повторяется…  начинает девушка свой эмоциональный и наполненный драматичными оборотами текст. — Именно этим и недовольны жители улицы Воронянского. Со стены панельного дома в их окна смотрит зловещий перечеркнутый человек. Остроугольный капюшон, вместо лица — темнота, а на плечах горит унылая свечка... Первая мысль — за упокой. Вот таким видит лицо белоруса художник-грек, нарисовавший этого странного человека. Да, есть в нем что-то не то от рэпера-хулигана, не то от ангела смерти.

Каково людям, страдающим от болезни, прийти домой из больницы, глянуть в окно и увидеть там «ангела смерти»? Ночью он выглядит еще более жутко. Каково маленьким детям расти и видеть эти «красоты»? Какой у них будет вкус, какие мысли и смысл в жизни? Не захотят ли они ощутить кайф от наркотиков, чтобы увидеть галлюцинации? На этом зиждется психоделика. Нужно ли детям с младых ногтей приучать себя к этой галлюциногенной романтике?

Давит на психику мрачная девочка с землистой кожей и черными, неживыми губами, в руках которой — мертвая птичка. Это граффити уже год красуется на Фабричной. Пестрый ковер, на котором стоит этот оживший мертвец, и монохромное существо (не то пришелец, не то игрушка, сшитая из лоскутного одеяла) напоминают наркотики, галлюцинации и все, что связано с психоделикой. Действует, мягко говоря, угнетающе.

Портится настроение, когда идешь по Октябрьской. Старая и разрушающаяся стена завода уже сама по себе навевает тоску, а этот странный и аляповатый карнавал только усиливает чувство неадекватности.

И как не вспомнить дома на Рабкоровской. Гостья Рабкоровской — обоеполое существо с большой, распухшей, непропорциональной рукой. Одето в грубую мужскую куртку, из-под которой видна вышиванка.

Дом на Брилевской «занял» гигантский мальчишка с белым, больным, неприятным лицом, который, словно мутант-исполин из сериала про Супермена, снес стену дома и... Бог его знает, что он там делает с человеком.

Не грех бы выяснить мнение психиатров: так ли безвредны эти картины, если они вызывают гнетущее чувство? Вряд ли кому-то придет на ум украсить стену многоэтажки картиной «Иван Грозный убивает своего сына». Хотя это классика, она написана гением! Но любой скажет, что сюжет мрачный, а город должен быть светлым. Недаром стены домов обычно красят в нейтральный цвет. Человек, если захочет, отыщет эту картину и сам подумает над ее смыслом. Никто не вправе насаждать людям тоску. А тут приезжие граффитисты, которым можно украшать стены и не считаться с мнением горожан. Ну как же так?

В Европе эти граффити — нормальная практика. Зачем оглядываться на Европу? Если у них что-то модно, это не значит, что это правильно и нормально! Наши картины, литература, кино — наше искусство всегда вызывало там восхищение! Если у нас сохранилось что-то достойное, зачем менять это на чужое и переламывать восприятие? Зачем навязывать людям то, что они подсознательно отторгают? И вообще, если стрит-арт — это сильное направление, то почему для него отвели только «слепые» места, которые мало кто видит? Из-за одного дома люди подняли протест, а что бы было из-за проспекта или красивого парка?

***

Анастасия считает, что масштабный городской проект стоило согласовывать не только с городскими властями, но и с жителями Минска:

— Как говорится, о вкусах не спорят. Но когда речь идет о десятках, сотнях и тысячах горожан, стоит поставить вопрос об эстетике и уместности этих рисунков. При организации проекта Urban Myths, в рамках которого создаются рисунки-гиганты, никто не спрашивал точку зрения жителей. Хотя учитывать стоило мнение всех горожан. Я не живу возле раскрашенных многоэтажек, но проезжать там и видеть эти художества мне эстетически неприятно.

Автор и координатор проекта Олег Ларичев рассказал Onliner.by, что две трети обращений, поступающих в администрацию, — это слова благодарности, а доля недовольств — лишь одна треть.

— Проводить опрос местных жителей — это все равно что проводить опрос в детском саду по поводу того, что кушать на обед. Общего мнения никогда не будет, и всегда останутся недовольные.

Ни на одном фестивале стрит-арта не проводятся опросы местных жителей. Во-первых, нереально опросить 100% потенциальных зрителей. Во-вторых, стрит-арт — это искусство, а не декорирование с учетом мнения заказчика. Мы хотя бы даем возможность пообщаться с художниками до начала работ. С художниками проводились открытые встречи. Там можно было с ними пообщаться и высказать свое мнение. 

Продолжение проекта в следующем году остается под вопросом...  Планы, конечно, были. Но в Минске какая-то нездоровая истерия начинается... Если же кто-то хочет выразить мнение касаемо нового сезона, это можно сделать в нашей группе в соцсетях. Стрит-арт (а не граффити) — это свобода. Эскизы принципиально не цензурятся. Если минчанам приятнее лубочный декор — нам не по пути.

И еще... Мы бы никогда не увидели большинство работ мирового искусства, если бы авторы советовались с будущими зрителями... Мировой стрит-арт — это работы, которые вызывают дискуссию. Часто жители городов, в которых они находятся, тоже вначале жаловались.

На взволновавшую общественность тему высказался блогер Антон Мотолько:

— Для госорганов и чиновников обсуждения на форумах ничего не значат. Зато они реагируют на официальные обращения, даже если они отправлены через формы обратной связи на сайтах исполкомов или по почте. Мое предложение очень простое: если вам понравился проект и вы хотели бы, чтобы Минск и дальше преображался, напишите в администрацию Октябрьского района.

Читайте также: