Купить участок за $25 000 и не иметь возможности к нему подъехать: ужасы колодищанских дорог

 
01 декабря 2015 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

Пристоличный агрогородок Колодищи, помимо того что несет гордое звание поселка новой формации, отличается немалым количеством проблем. Причем связаны они по большей части с извечной славянской бедой — дорогами. Нормального сообщения ждут жильцы многоэтажек в районе улицы Тюленина. Их чаяния разделяют и обитатели другой части Колодищ — коттеджного массива под народным названием Полигон. Люди вынуждены передвигаться по «лунным кратерам» и замораживать или растягивать строительство, поскольку к и без того немалым расходам на стройматериалы и рабочих прибавляются траты на особую доставку.

От благоустроенного и сверкающего огнями Минска до разбитого вдребезги Полигона рукой подать: одна из его частей практически упирается в промзону Партизанского района. Казалось бы, цивилизация близко, привычка жить комфортно может оказаться заразной. Но нет. За те 20 лет, что люди осваивают Полигон, видимые изменения выразились только в появлении новых домов, а вот инфраструктура здесь на уровне забытого богом хутора.

Обширную территорию, некогда принадлежавшую военным и использовавшуюся для пристрелки танковых прицелов, в начале девяностых начали обживать гражданские. Потенциал изрытой снарядами земли быстро оценили, разделив Колодищи-2 на великое множество наделов — порядка 3200. Участки поначалу выделяли нуждающимся, позже начали продавать, причем за очень солидные деньги. «Приветы» из военного прошлого строители находят здесь регулярно, стоит только углубиться в землю. Но вовсе не это беспокоит настоящих и будущих жильцов Полигона. Всех возмущает полное бездорожье, которое со временем обретает только более резкие черты.

— В таких условиях делать что-то нереально, — объясняют владельцы недостроенных домов, которые и рады бы покончить со строительством, да дорога не дает. — Здесь вертолет нужен, чтобы быстро и уж наверняка добраться до своего участка. Посмотрите на рельеф: идеальный для танкового биатлона, но не для езды на легковых и грузовых машинах и уж тем более не для передвижения пешком.

Попасть в дальнюю часть Полигона — задача не из простых: всяк сюда въезжающего сходу встречают ямы, рытвины, лужи и даже целые заливы. Справедливости ради стоит отметить, что небольшой заасфальтированный участок существует, но он вполне может поспорить с остальными километрами бездорожья по количеству впадин и выпуклостей.

— А каким еще быть этому асфальту, если укладывали его во время заморозков чуть ли не в снег? — припоминают события двухгодичной давности «полигонщики». — Мы тогда и в Госконтроль обращались. А толку? На самом деле председателя отчасти понять можно: ему выделили деньги на четвертый квартал, он их и освоил — иначе бы вообще забрали. Так и появился у нас этот «лапичек» — недоразумение в 300 метров.

Кусочек асфальта, кое-как пригодного для езды, быстро заканчивается — впереди 7 километров «космической» дороги, изрытой ямами разной величины. Вообще, если смотреть на пока еще несостоявшуюся дорогу глазами проектировщиков, то все в ней прекрасно: широкая, как столичный проспект, с несколькими полосами движения в каждую сторону. Добавить фонари, аккуратные тротуары, насаждения и дорожные знаки — глаз не отвести. Спроектировали на перспективу и на совесть. Вот только действительность разительно отличается от задуманного. Улица с говорящим названием — Энтузиастов — для передвижения по ней требует недюжинного энтузиазма: проехать там получается скорее вопреки всему, а не благодаря.

— Интересно, они сами-то хоть поняли, что здесь заложили? Это ж сколько денег надо, чтобы заасфальтировать 7 километров такой ширины? — обсуждают нюансы организации общего пространства жители агрогородка. — На Полигон есть несколько въездов, и все они неживые, а те, что в более-менее нормальном состоянии, тупиковые. Поэтому большинству приходится ездить (если это можно так назвать) по Энтузиастов. Знаете, чтобы преодолеть это ничтожное расстояние, надо потратить минут 40, и это при условии, что едешь на внедорожнике. На легковушке вообще приходится ползком добираться. У нас ведь какие машины: или всепроходимые, или «корчи», которые не жалко убить. И даже они не выдерживают — иногда днище по два раза в месяц приходится менять.

Улица Энтузиастов примечательна еще и тем, что, согласно документам, первые ее 1,3 километра достигли готовности 98% еще в 2011 году. Местные горько шутят, что им осталось только бордюры и знаки увидеть — и душа будет спокойна, 100%.

— Наша чудо-дорога имеет две сезонные проблемы: осенью и зимой это ямы, которые наполняются водой, а летом в сухую погоду здесь поднимается пыль столбом. Если одна машина проехала, то вторая уже не может двигаться, пока пыль не осядет: просто-напросто ничего впереди не видно. Чтобы хоть как-то ориентироваться, днем включаем фары. А трафик здесь немаленький. Жильцы ближайших к дороге коттеджей окна не открывают, иначе до́ма дышать будет нечем. Относительно нормально ездить можно только зимой: снег забивает эти ямы, хорошо утрамбовывается. Правда, благодать длится ровно до тех пор, пока не подтаяло и не замерзло, — объясняют мужчины.

Трафик на Полигоне большой, то и дело, пробиваясь через ямы и рытвины, на «Большую землю» выезжают бетономешалки, грузовики, сражаются с превратностями дорожного движения легковушки. Но тем, чтобы осветить дорогу, никто не озабочен. И не беда, что уже несколько ДТП было только из-за того, что водители друг друга не увидели. Принято решение «в целях экономии отключать освещение» — значит, надо выполнять. Вечером и ночью здесь горят только те фонари, которые люди повесили сами.

— К нам же ни скорая, ни МЧС быстро приехать не смогут. Случись что, помрем здесь или сгорим друг за другом, так и не дождавшись помощи, — переживают люди. — Даже на сигнализацию дом поставить проблема, охрана со скрипом принимает: у них же тоже нормы есть, через сколько должны приехать на вызов. А тут ни улиц обозначенных, ни дороги. Чтобы МВД нормально работало, надо пост посреди поселка строить, чтобы в случае чего они могли выехать в любую сторону и через десять минут добраться до объекта, который всего через километр от них расположен. А воруют здесь страшно. Вскрывают уже готовые дома и выносят все: батареи, сантехнику, инструмент.

— Вот объясните мне: где дороги? — включается в беседу одна из жительниц Полигона. — Только на прошлой неделе заплатила налог — 3 млн (сразу за два года, так как машина новая), а результат-то когда ждать? Строиться как? Поселок работает сам на себя: участки продаются по цене $25—35 тыс., деньги немалые. Где ответная реакция? Почему-то средства перераспределяются и идут куда угодно, но не на наше благо. И мы ничего не можем спросить с чиновников и истребовать. Зато они контролируют нас на каждом шагу: все владельцы участков ограничены по времени строительства, первоначальные сроки можно продлить, но, если не уложишься, изымут. У людей уже забирали фундаменты, коробки, перепродавали их с аукциона. Но мы же не олигархи, не богачи, строимся годами потому, что бо́льшую часть работ выполняем своими руками — трудимся здесь без выходных, отпусков и больничных.

— При этом некоторые фирмы просто отказываются осуществлять доставку, как только узнаю́т, что надо будет привезти товар в Колодищи-2. «Куда? На Полигон? Не поедем», — вот и весь разговор. Многие еще готовы доезжать до середины поселка, но не дальше. Все знают, какие тут дороги. Другие соглашаются только при условии, что длинномер, который здесь может плотно сесть, будет сопровождать трактор, а его ты опять же должен нанимать за свои деньги. Только успевай считать дополнительные расходы, — расстроены люди.

По мнению «полигонщиков», немалые деньги, выделявшиеся на развитие Колодищ-2, были просто закопаны в землю: в разных частях поселка проложили водопроводные трубы. Работы проводились даже с учетом того, что общей скважины не существует, не видели люди даже ее воплощения на бумаге. Местные говорят, что все уже давно обзавелись собственными скважинами, поэтому вопрос воды никого не напрягает. За свои средства проводят в дома и газ.

— За свой счет мы, местные жители, делаем боковые проезды: покупаем крошку, щебень, подсыпаем, стараемся поддерживать в нормальном состоянии, насколько это возможно. Но и тут наши труды просто испаряются: одну улицу за лето убили МАЗы. На проспекте Независимости возле Национальной библиотеки «Газпром» строил развязку, а всю землю рабочие отвозили к нам в котлован. Большегрузы ехали днем и ночью конвейером, по 100 машин в сутки, и уничтожили все, что мы сделали. Не то что не помогли нам, а еще и навредили.

Или подсыплешь дорогу, разровняешь, а через неделю приедут рабочие и начнут копать. Спрашиваешь: «Что вы делаете, только ж все облагородили». А они: «По документам здесь ничего нет». Вот и проявляй инициативу.

Езда по улице Энтузиастов — развлечение не для слабонервных и уж тем более не для слабых здоровьем. При всем желании проехать по ровным участкам сделать это не получится — просто потому, что их нет. Трясет водителя и пассажира примерно так же, как героя фильма «Марсианин», вырывавшегося к цивилизации на усовершенствованном при помощи куска брезента космическом корабле. Время в пути тянется бесконечно: 5 километров (не всю «скоростную» трассу) мы преодолели за 30 минут, окунувшись колесами в лужи разной глубины, в том числе и в Покровский пруд — сезонный топоним, обозначающий гигантскую лужу на перекрестке с улицей Покровской. И это нам повезло прокатиться по дороге, которую за день до нашего визита разровняли грейдером.

— Мы готовы создать кооператив, собрать взносы, сделать что-то для появления дороги. Но нормативной базы для этого нет. Любые наши действия будут незаконными. Да и все 7 километров не потянем, один проект сколько будет стоить. Нужна помощь и работа государства, чтобы чиновники, от которых зависит решение, нас услышали. Разве это нормально, чтобы привычной обувью для людей были резиновые сапоги?

Нам все время пеняют, мол, прописанных мало. Всего 300 с чем-то человек — ради кого делать дорогу? Так а какой смысл сюда прописываться, если общественный транспорт не ходит, освещения нет, летом пылища, а осенью непролазная грязь? Вот такой замкнутый круг. Но неужели чиновники искренне полагают, что для поселка, где нарезано 3200 участков, не нужна дорога? — недоумевают люди.

— Который год находимся в подвешенном состоянии: то нас отдают городу, то оставляют под местным крылом. Документы противоречат друг другу, потому никто и не хочет вкладываться: вдруг потом всего этого лишишься. Но мы-то уже есть — здесь и сейчас, а не через пару лет, когда «верхи» наконец определятся, кому лучше нас отписать. Пауза затянулась на 20 лет, пора бы ее уже завершить.

По правде говоря, нынешний председатель сельсовета далеко не самый худший: старается, что-то делает, решает, с людьми встречается. Но и у него руки связаны. К тому же все шишки за предыдущих управленцев сыплются на него. Так почему те, кто над ним, не услышат, не помогут, не посодействуют?

Сам председатель, о котором достаточно лестно отзывались люди, описывает ситуацию следующим образом:

— Про эту дорогу не знает только ленивый. Относительно ее будущего могу сказать: до окончания декабря никаких решений приниматься не будет. Ждем принципиального решения по вопросу передачи городу, отдадут эту часть и все Колодищи или нет. Решение принимает президент. Если не отдадут, то губернатор Минской области обещал вложить сюда средства.

Варианта два: если отдают городу, это уже будет забота Мингорисполкома, если не отдают — своя история. Когда люди переедут, можно будет о чем-то говорить. На сегодня только 10% переехало, остальные приезжают из города и уезжают. Это все подробно объяснил председатель облисполкома.

Этой дороге 20 лет. Четыре года назад мы туда не могли даже въехать. Сейчас более-менее пробили — две полосы вырисовалось, и машины в любое время года заезжают. Благоустройство и запуск транспорта — каждый год по чуть-чуть что-то делается, но это крохи. Важно, какая перспектива. Там же общая протяженность 63 километра. Хотелось бы, чтобы Мингорисполком поучаствовал в финансировании и тем самым поддержал своих жителей, коих в этой части Колодищ 70%.

На все дороги надо около 400 млрд (в гравийном исполнении), на завершение центральной — около 11 млрд — с асфальтом, с автобусными остановками. И плюс водоснабжение 160 млрд. А пока не положили трубы для воды, какие могут быть дороги? Электрификация, газоснабжение, телефонизация уже завершены. И еще момент: если это будет город, то надо еще и обустраивать канализацию: выгребные ямы в городе не предусмотрены. Такое положение держится уже года четыре-пять. Пока все находятся в подвешенном состоянии. Ждем решения президента, тогда все будет ясно. Но губернатор пообещал финансовую поддержку, поэтому все не так плачевно, как говорят люди, — обстоятельно пояснил Сергей Жолуд.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий
Без комментариев