Голая правда бетона: в Швейцарии построили брутальный жилой комплекс «не для всех»

 
17 857
21 октября 2015 в 10:15
Источник: archplatforma.ru. Фото: Herzog & de Meuron Basel
Источник: archplatforma.ru. Фото: Herzog & de Meuron Basel

В швейцарском городе Устер завершилось строительство многоквартирного жилого дома по проекту известного бюро Herzog & de Meuron. Объект, сданный в эксплуатацию, предстает в несовершенной красоте бетонной основы, но при этом отделка фасадов авторским замыслом и не предполагалась.

Швейцарские архитекторы любят бетон. За телесность, скульптурность, лаконизм. Они нередко оставляют на виду его грубую, честную фактуру в небольших частных домах и общественных сооружениях. Жак Херцог и Пьер де Мерон пошли в этой любви, пожалуй,  дальше всех своих соотечественников. Их новый многоквартирный восьмиэтажный дом, построенный в квартале смешанной застройки «Зеллвегер Парк», выглядит недостроенным — серые, необработанные стены, не слишком ровные швы. На самом же деле, однако, это уже полностью готовое здание.

Применение эффекта «нон-финито» в данном случае оправдывается целым рядом обстоятельств. Во-первых, «Зеллвегер Парк» создается на месте бывшей промышленной зоны, и голый бетон — знак уважения индустриальному genius loci. То есть стилистически эта жилая новостройка классифицируется как «неолофт». Образ экс-фабрики поддерживает и рисунок расстекловки масштабных окон. Во-вторых, перед архитекторами стояла задача построить здание с апартаментами среднеценового сегмента, что подразумевало определенную экономию архитектурных средств. В-третьих, наряду с жильем и офисами, в этом квартале развиваются центры современного искусства, и странный дом, ломающий стереотипы, вполне воспринимается как арт-объект. Тем более что над некоторыми его деталями поработал специально приглашенный актуальный швейцарский художник.

Несмотря на брутальный внешний вид, дом обладает широким набором опций, в том числе нетривиальных, для комфортного проживания. Он стоит на берегу пруда в окружении парка, имеет квадратный план и по сторонам света ориентирован так, чтобы все апартаменты были по максимуму обеспечены дневным светом и красивыми видами — на парк и пруд, озеро Грайфензее и Альпы.

Нестандартно устроена система входов. В центре здания есть два лифта, которые поднимаются прямиком в квартиры, останавливаясь только на заданном специальным ключом или кодом этаже. С внешних сторон к основному кубическому объему примыкают круглые башни. Их асимметричное расположение опять же обусловлено доступом дневного света в интерьеры. В башнях — лестницы, соединенные с глубокими лоджиями. Они служат не только тамбурами перед квартирами. Оснащенные занавесями из плотной, непромокаемой ткани и ограждениями в виде белых штакетников, эти лоджии могут использоваться как дополнительные комнаты. А штакетники — как раз и есть деталь, придуманная актуальным художником — Эриком Штейнбрехером. Так в каждой квартире многоэтажной бетонной коробки обыгрывается ситуация частного загородного дома с отдельным входом, террасой и даже заборчиком.

Все апартаменты, четырехкомнатные и пятикомнатные, имеют свободную планировку, помещения группируются вокруг кухни и перетекают одно в другое. Все внутренние стены — бетонные и сложенные из камня — несущие. По контрасту с «сырым» видом фасадов и лестниц в интерьерах выполнена частичная отделка — ванные облицованы кафелем, полы выстелены деревянными досками, какие-то стены оштукатурены, а на кухнях установлена мебель и оборудование надежной швейцарской марки Forster.