Белые слоны: топ-10 больших бессмысленных строек мира

 
30 сентября 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, jetphotos.net
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, jetphotos.net

Зачем строить одну из крупнейших в мире гостиниц в городе, где количество туристов строго нормируется? Или сооружать грандиозные аэропорты, в конечном итоге обслуживающие всего пару рейсов в день? Каким образом некоторые из суперпроектов, затеянных людьми и обошедшихся им в миллиарды долларов, оказываются в конечном итоге бессмысленной тратой денег? В английском языке для обозначения чего-то крайне дорогостоящего, но не приносящего практической пользы существует идиома «белый слон». Onliner.by отобрал десять самых интересных примеров выдающейся строительной глупости.

Согласно преданию, короли Сиама (нынешнего Таиланда) практиковали преподнесение необычных подарков. Провинившимся придворным или просто чем-то неугодным людям монарх дарил белого слона. Животное такого окраса (кстати, на самом деле бывшее скорее светло-серым) считалось священным, а потому неподходящим для любого вида физического труда. В итоге счастливый реципиент подарка получал на руки огромного зверя, которого надо было кормить и за которым предстояло ухаживать до конца его не слишком бренной жизни. Зачастую этот процесс затягивался на десятки лет, и в конце концов содержание такого слона разоряло его нового владельца.

С некоторых пор в английском языке выражение «белый слон» стало использоваться для характеристики крайне дорогостоящего предмета, владение которым обходится дороже его реальной стоимости. В контексте строительства белыми слонами называют высокобюджетные проекты, иногда долгострои, оказавшиеся фактически бесполезными для инвестора или не приносящие желаемой отдачи.

1. Гостиница «Рюген», Пхеньян, Северная Корея

В 1989 году в Северной Корее должен был пройти (и прошел) XIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Руководство КНДР и лично Великий вождь, Солнце нации и Железный всепобеждающий Полководец товарищ Ким Ир Сен решили, что подобное эпохальное событие, продолжавшееся, к слову, всего 8 дней, достойно соответствующего архитектурного символа. На роль такового была выбрана гостиница гаргантюанского размаха, куда планировалось поселить гостей фестиваля. К тому же циклопический отель, получивший название «Рюген» (кор. «Ивовая столица», старое название Пхеньяна), должен был стать и могучим сонгунским ударом по южнокорейским марионеткам, как раз в 1986-м построившим в Сингапуре гостиницу Westin Stamford, немедленно ставшую высочайшей в мире.

Высота в 330 метров, 105 этажей, до 7665 номеров, несколько вращающихся ресторанов — для сооружения «Рюгена» планировалось привлечь иностранные инвестиции, но не получилось. Строили отель, как это и водится в КНДР, по-чучхейски, с опорой на собственные силы, которые кончились в начале 1990-х с началом в стране острого экономического кризиса. В 2008 году возведение гостиницы возобновилось и спустя пятилетку вроде бы даже завершилось. Однако и сейчас «Ивовая столица» в эксплуатацию не сдана, и что с ней будет дальше, совершенно неясно. По некоторым оценкам, на здание уже было потрачено около $1 млрд.

2. Линия Мажино, Франция

Вынеся соответствующие уроки из Первой мировой войны, в 1930-е годы французы затеяли строительство глубоко эшелонированной системы укреплений, которая раз и навсегда должна была покончить с германской угрозой с востока. Система, объединившая 45 больших фортов (об одном из которых мы писали подробно), 97 малых и 352 каземата, получила название «линия Мажино» и была в общем и целом готова к 1939 году.

На создание неприступной стены на границе с Германией французское правительство истратило почти €3,5 млрд, сумму достаточно скромную для такой важной задачи, если не принимать в расчет, что и эти деньги были потрачены зря. Немцы просто обошли линию Мажино со стороны Бельгии, захватив Францию за полтора месяца.

3. АЭС Бельфонте, США, и прочие незавершенные атомные электростанции Америки и Европы

Недостроенные атомные электростанции-призраки существуют далеко не только на просторах бывшего Советского Союза. Станции в Австрии (Цвентендорф), Испании (Лемониз) и с десяток заброшенных атомных строек в одних только США (Бельфонте, Чероки, Марбл Хилл и так далее) десятками миллионов кубометров бетона и миллионами тонн стали ярко отражают наступившее в конце 1970-х и особенно в 1980-е (после инцидента на АЭС Три-Майл-Айленд) разочарование в атомной энергетике.

Под давлением экологов, появившихся политических организаций «зеленых» и возбужденной ими прогрессивной общественности многочисленные атомные стройки оказались заморожены, а вместе с ними в стены градирен и энергоблоков, порой находившихся в очень высокой степени готовности, оказались вмурованы миллиарды долларов налогоплательщиков. Сейчас некоторые из некогда законсервированных объектов вновь реанимируются, а значит, освоение средств пойдет по второму кругу. Все как и любят строители и влиятельные лоббисты в уютных кабинетах мировых столиц.

4. «Олимпийка», Польша

Это был главный инфраструктурный проект народной Польши второй половины 1970-х годов. Стремительная автострада должна была соединить Берлин с Москвой аккурат к Олимпийским играм, состоявшимся в столице Советского Союза в 1980 году. Должна была, но не соединила. Небольшой 50-километровый участок в районе Вжесни был сдан в эксплуатацию в середине 1980-х годов, а остальной автобан на польской территории так и остался в виде заделов под трассу, развязки и путепроводы.

В 2000 году уже с европейской помощью Польша начала строительство автострады А2, повторявшей трассу старой «Олимпийки». Ее сохранившиеся конструкции, радовавшие любителей «заброшки», были снесены, но Варшаву с Берлином действительно связал современный автобан. Теперь лишь последний участок задуманной еще в 1970-е дороги (между Варшавой и границей с Беларусью) остается делом будущего.

5. Олимпийский парк Афин, Греция

Проведение в 2004 году летних Олимпийских игр стало лебединой песней греческой экономики. Расходы, оценивавшиеся в $16 млрд, легли на страну непосильным бременем, немало поспособствовав началу там тяжелейшего кризиса, плоды которого Греция без особого удовольствия пожинает до сих пор. Впрочем, винить в этом население государства может лишь свое собственное правительство и само себя.

Большинство олимпийских арен так и остались невостребованными после окончания Игр, медленно, но уверенно деградируя и разрушаясь. Страна, инвестируя значительные средства в их строительство, совершенно не представляла, как будет использовать все эти сооружения после окончания всемирных соревнований. Наградой за подобную бесхозяйственность могли быть лишь сплошные убытки. Впрочем, с подобным столкнулись не только греки: белым слоном можно назвать и Олимпийский стадион Монреаля, и некоторые объекты Игр 2008 года в Пекине или 2014 года в Сочи.

6. Дворец парламента, Бухарест, Румыния

Колоссальное здание, задуманное Николае Чаушеску, с 1984 года строилось как Дом народа, но при этом должно было стать самым большим в стране гнездом бюрократии. Для его возведения частично срыли бухарестский холм Спирий, разрушили значительную часть местного Старого города с церквями, для оформления интерьеров с их 12 этажами и 1100 комнатами использовали миллион кубометров мрамора, 700 тыс. тонн стали и 3500 тонн хрусталя. Дворец площадью 350 тыс. квадратных метров стал крупнейшим гражданским административным зданием на планете.

Сейчас в этом грандиозном сооружении размещаются обе палаты румынского парламента, три музея и международный конференц-центр, но и при этом они смогли занять лишь 70% его объема. Более того, до сих пор дворец считается недостроенным (так и не закончены четыре его подземных уровня). Как и «Рюген» в Пхеньяне, несостоявшийся Дом народа в Бухаресте стал памятником амбициям инициировавшего его возведение коммунистического лидера.

7. Город галисийской культуры, Сантьяго-де-Компостела, Испания

Однако очень часто белые слоны создаются вовсе не волюнтаристским желанием потерявшего нравственные ориентиры диктатора, а из лучших побуждений, в обществе, которое, в принципе, признается демократическим. Муниципалитет испанского города Сантьяго-де-Кампостела еще в конце 1990-х годов решил создать на одном из городских холмов новый культурный центр, прославлявший культуру Галисии. Чиновники вздумали ни больше ни меньше как повторить так называемый «эффект Бильбао»: силой авангардной архитектуры создать в городе достопримечательность мирового уровня и тем сделать его привлекательным для туристических толп.

Действительность оказалась куда прозаичнее. «Город галисийской культуры», во-первых, превратился в долгострой; во-вторых, его стоимость выросла в два раза (как это часто случается с долгостроями), что в конечном итоге вынудило прекратить проект досрочно, не реализовав его в полном объеме; наконец, в-третьих, популярность культурного центра у туристов и местных жителей оказалась вовсе не так высока, как рассчитывали инициаторы проекта.

8. Международный аэропорт Мирабель, Монреаль, Канада

В 1960-е канадский Монреаль испытывал неожиданный экономический бум, квинтэссенцией которого стало проведение в 1967 году в городе Всемирной выставки «Экспо-67». В 1976-м крупнейший город Квебека должен был принять очередную Олимпиаду, и специально к этому событию было решено построить новый международный аэропорт, который по занимаемой площади должен был стать самым большим в мире. Сказано — сделано. В октябре 1975 года аэропорт Мирабель принял первые коммерческие рейсы, но дальше что-то пошло не так.

Мирабель был рассчитан не только на рейсы, следовавшие в Монреаль, но и на транзитные самолеты, делавшие тут промежуточную посадку для дозаправки перед пересечением Атлантики. Однако появление новых типов самолетов, которым такая посадка больше не требовалась, и конкуренция со стороны старого монреальского аэропорта Дорваль, находившегося куда ближе к центру города, истощили пассажирский трафик Мирабеля. Последняя авиакомпания сбежала оттуда в 2004 году, и с тех пор аэропорт принимает лишь грузовые рейсы да изредка служит съемочной площадкой для кино и телевидения (здесь, например, снимался фильм Стивена Спилберга «Терминал»).

Впрочем, аэропорт Монреаля — это не единственный белый слон в своем жанре. Такая же судьба постигла, например, аэропорт MidAmerica в американском Сент-Луисе, построенный за $300 млн и сейчас обслуживающий всего один пассажирский рейс в день, или испанский Кастельон — Коста Азаар у города Вильярреал в Валенсиане, возводившийся в расчете на туристический трафик и спустя четыре года после открытия обслуживающий лишь один регулярный рейс лоукостера Ryanair.

9. Русский мост, Владивосток, Россия

Строительство второго по высоте моста мира началось во Владивостоке в 2008 году и было приурочено к проведению в этом городе спустя четыре года саммита АТЭС. Мост соединил Владивосток с островом Русский, где и проходило это международное мероприятие. По задумке российских властей, путепровод должен был стать катализатором развития острова. Там планировали разместить крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр с несколькими НИИ в составе.

С тех пор прошло три года, а на Русском появился лишь кампус Дальневосточного федерального университета, студенты и преподаватели которого в основном и пользуются новым красивым мостом, обошедшимся российскому бюджету в $1 млрд. Без хищений, увы, также не обошлось.

10. New South Mall, Дунгуань, Китай

Китай — лидер в производстве не только электронных устройств, но и белых слонов. Дурную славу имеют многочисленные районы-призраки, даже города-призраки, построенные без особой нужды в целях разогревания экономики путем стимулирования ожесточенного строительства. Не обошлось в этой яростной гонке и без отдельных объектов, оказавшихся в итоге никому не нужными.

В 2005 году в городе Дунгуань на юге Китая открылся New South China Mall. Этот торгово-развлекательный комплекс на то время был вторым по общей площади после своего дубайского аналога, но, в отличие от Дубая, молл в Китае, рассчитанный на 2350 магазинов, фактически пустует с момента своего открытия. ТРК, сектора которого стилизованы под архитектуру различных европейских городов, построили на труднодоступной окраине города вдалеке от оживленных магистралей. Публика такой урбанистический эксперимент не оценила.

В XIX веке король Сиама и не подозревал, какие формы примет его идея с белыми слонами и в какие суммы она будет обходиться.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by