Когда самолеты были большими. Репортаж из забытого провинциального аэропорта

 
169
22 сентября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, автор

Это сейчас белоруса хлебом не корми — дай улететь куда-нибудь из Москвы или Борисполя. Трудно представить, но когда-то, в более голодные времена, собственные пассажирские аэропорты имелись почти в каждом полесском райцентре. А также у некоторых поселений помельче. Причем дело не ограничивалось «кукурузниками». Из Мозыря можно было с комфортом долететь до Киева, Москвы или Минска. Нынче-то уже и старожилы сомневаются в правдивости своих слишком смелых воспоминаний. Мы отыскали среди лесов такой аэропорт, а заодно и бывшую ракетную часть.

Сейчас все это выглядит как изучение остатков более развитой древней цивилизации, которая умела летать и делала это при каждом удобном случае, но потом разучилась.

Для общего развития листаем книгу, которую недавно написал бывший работник Гомельского аэропорта Виктор Марусов. Книга только для своих, в библиотеках и магазинах ее не сыщешь. Автор, не будучи профессиональным писателем, постарался собрать подзабытые сведения о местной авиации. Напечатали этот своеобразный труд в прошлом году. Называется «Ближе к Солнцу», тираж — 150 штук. Там, вообще, много любопытного, но явно требуется продолжение.

Строить авиасеть по всему Полесью начали сразу после войны, еще толком не наевшись. Первые регулярные пассажирские перелеты были организованы между Гомелем и деревней Светиловичи в Ветковском районе. До начала пятидесятых взлетно-посадочные полосы и небольшие деревянные «аэропортики» появились в Ельске, Петрикове, Лельчицах, Турове, Комарине, других сельских населенных пунктах, к 1956 году — почти во всех райцентрах. Могли себе позволить!

Посреди Чечерска сегодня стоит в качестве памятника реактивный Ту-124Ш. Большинство воспринимает его как занятную достопримечательность, не более того. Мол, где Чечерск, а где самолеты… Почти никто не помнит, что у города тоже был аэропорт. Конечно, такие аэропланы сюда не летали (этот списанный привезли с военного аэродрома в Зябровке), но рейсы Ан-2 в Гомель были обычным делом. Топливо-то почти бесплатное — чего бы не летать? Появились рейсы вроде Гомель — Чечерск — Корма — Гомель, Гомель — Светиловичи — Красная Гора — Гомель, Мозырь — Брагин — Мозырь, Гомель — Хойники — Наровля — Гомель.

Грунтовая полоса, «колбаса» на палке для определения силы и направления ветра, домик с радиостанцией и кассой — вот тебе и аэропорт. Раз или два в сутки прилетает Ан-2 и за 3 рубля везет тебя в областной центр либо в соседнюю деревню. Регулярно, безопасно, быстро, дорого. Как вариант можно за 38 копеек часами трястись по грунтовке в переполненном автобусе.

…Мы направляемся в Мозырский район. Когда-то там располагался весьма оживленный авиаузел с капитальным аэровокзалом — не «партизанский» аэродром! У Марусова информации про этот аэропорт мало, сам факт его существования упоминается вскользь. Очень быстро люди забыли, что еще недавно оттуда отправлялись регулярные рейсы в Минск, Киев, Москву, а также в соседние деревни и райцентры. Помимо привычных «кукурузников», садились там и более крупные самолеты. Говорят, пассажирские перевозки прекратились тут только в девяностые.

Новенький указатель изо всех сил делает вид, что все в порядке, что объект по-прежнему в строю. В просвете между деревьями как ни в чем не бывало блестит стеклами башенка командно-диспетчерского пункта. Кажется, слышен даже звук винтов… Да не кажется, слышен! Похоже, в суматохе аэропорт забыли-таки закрыть. Работает себе потихоньку все эти годы.

Сюда мы еще вернемся, но сначала проведаем другой «сопутствующий» объект. Дело в том, что в лесу рядом с гражданским аэродромом при СССР располагалась часть ракетных войск стратегического назначения. При ней имелось вертолетная эскадрилья, а гражданская полетная инфраструктура в случае необходимости могла быстро перестроиться на военный лад. Грех не посмотреть, что там сейчас.

Сегодня окрестности аэропорта и бывшего расположения ракетчиков застроены дачами. В том числе тех, кто здесь служил и работал. Вот кто-то оборудовал тематическую игровую площадку.

Вдоль тропинки вспоминают о рассвете авиации ставшие ненужными топливные цистерны.

Минут через десять блуждания среди сосен обнаруживаем себя перед капитальной оградой. Судя по звукам, на территории бывшей воинской части теперь кипит коммерческая деятельность. Территория огорожена новой кирпичной стеной, плотно обмотана колючей проволокой. Похоже, когда здесь сидели ракетчики, это место не оборонялось столь тщательно. Собаки внутри периметра начинают заливаться задолго до того, как приблизишься к стратегическому объекту. Выбегают встречать.

Сегодня это частная собственность. Расположен участок очень удобно: кому надо — найдет, а случайный человек вряд ли попадет сюда. Внутри часть площадей отдана под «спортивно-оздоровительный комплекс». Есть удобные гостиничные номера, спортплощадки, бани разных типов (даже интригующая баня-«крематорий» — это не шутка), прочие удобства для активно отдыхающих компаний. Говорят, имеется также ружейный стенд, можно стрелять по тарелочкам. Ну это же ракетная часть. Хранят славные традиции.

То, что не используется под корпоративы, задействовано под деревообрабатывающее производство. В общем, не зря строили военную базу.

По пути находим еще один реликт советского милитаризма. Немного в стороне от расположения ракетчиков зарастает травой и мхом брошенное здание пожарного караула. Очевидно, такие полагалось иметь на столь серьезных военных объектах. Боксы для машин, пересохшие пожарные водоемы, неведомые трубы подозрительного диаметра, надписи «ДМБ, Чебоксары» — всем этим комплектовались подобные подразделения Вооруженных сил.

Беседка, где армейские пожарные коротали редкие минуты отдыха от борьбы с огнем, увита виноградом. Ягоды давно никто не собирает, не использует. И предполетная партийно-политическая работа совершенно пущена на самотек.

В случае тревоги несуществующей пожарной команде полминуты езды до взлетно-посадочной полосы. Когда-то существовал проезд, но теперь он ликвидирован за ненадобностью, вдоль ВПП лесхоз плотно посадил молодые сосны.

Асфальтобетон держится из последних сил под напором растительности. Однако чем ближе к зданию аэропорта, тем лучше покрытие. За ним явно следят. Вообще-то, эту полосу любят автомобилисты — периодически тут проводят соревнования драгрейсеры. Полная длина полосы — полтора километра, но этим гонщикам, как известно, достаточно 402 метров.

Аэропорт выглядит вполне живым. Перед зданием красуется списанный Ми-2. На площадке рядом с самолетом Ан-2 стоит еще один вертолет — действующий. Это как раз он шумел недавно двигателем: минут десять назад вернулся с патрулирования.

Сейчас здесь всем заправляют спасатели из «Беллесавиа». Собственно, пока они здесь, аэропорт жив. Мы все видели, что происходит со зданиями, которые пустуют хотя бы год.

Подразделение МЧС по воздушной охране лесов прописалось на площадях аэропорта через несколько лет после того, как умерло пассажирское воздушное сообщение. В штате в основном молодежь, про былые времена знают лишь в общих чертах.

Со старшим летчиком-наблюдателем Николаем Лазаровским поднимаемся в самое интересное место — командно-диспетчерский пункт:

— Отсюда наблюдали за взлетом и посадкой, тут располагался пульт управления посадочными огнями, средства связи, прочее оборудование для управления полетами…

Сейчас все демонтировано, из оборудования — только веник. Зато виды красивые.

Пассажирская часть порта выполнена с размахом — в два уровня, с большими окнами и просторным балконом, с которого требовалось наблюдать за взлетающими и садящимися самолетами.

Того, кто помнит подробности, мы отыскали в Мозыре. Николай Лазакович всю жизнь проработал в этом аэропорту. Пришел сюда радиотехником в 1967-м и остался до конца.

— Авиалиния Минск — Гомель — Мозырь — Минск открылась в конце сороковых. Сначала обслуживали ее Ли-2 минского авиаотряда [советская вариация американских двухмоторных самолетов Douglas DC-3. — Прим. Onliner.by], я их уже не застал. К тому времени, как я пришел сюда после Рижского авиационного училища связи, в поле стояло только деревянное здание с маленьким залом ожидания площадью 4 на 5 метров, кассой да медпунктом для летчиков. Это уже в конце семидесятых большой вокзал построили. На Минск каждое утро улетал Ан-24. У него вместимость 52 человека, и при этом практически всегда салон был заполнен. Билет, насколько я помню, 7 рублей стоил. Время в пути — 55 минут. Конечно, это удобнее, чем 6 часов поездом.

Такой же самолет летал и в Киев. Туда еще, помню, помимо пассажиров, иногда груз брали — продукцию кабельного завода. А поскольку желающих лететь было много, то в Киев еще и 12-местный Ан-2 летал.

В те времена от Мозыря до столицы СССР было часа полтора на Як-40. Нынешнему поколению такие скорости не снились. Продлилась эта благодать до 1985-го, когда Москву отменили.

Еще несколько лет держались другие направления. Продолжали возить командировочных и бабушек с яйцами бессмертные «кукурузники» на местных линиях. Билет по маршруту Мозырь — Наровля — Хойники — Гомель стоил около 4 рублей. В 9 утра улетел с продукцией на гомельский рынок, к 6 вечера вернулся — удобно. Но мы теряли порты один за другим. Расскажи сегодня молодому жителю Лоева или Житковичей про то, что когда-то у них работал какой-никакой аэропорт, — не поверит.

Последний пассажир «погасил за собой свет» в мозырском аэропорту в 1992 году. С тех пор тут садится и взлетает только авиация специального назначения.

* * *

Так уж повелось, что каждый новый рейс из регионального аэропорта истосковавшиеся по небу люди воспринимают как начало новой эры в истории отечественной авиации. Ну, может, хоть теперь постепенно полетим! Не век же по Борисполям скитаться…

Весной на общественное обсуждение был вынесен проект генплана Гомельской области. В этом большом, абстрактном и достаточно скучном (как и полагается такому документу) собрании таблиц, диаграмм и экономических выкладок упомянут и воздушный транспорт. Ожидается, что на юго-востоке вырастут объемы грузовых и пассажирских перевозок, самолеты окажутся востребованы и экономически целесообразны. Мозырь рассматривается как базовая площадка для малой авиации.

Генплан самого Мозыря еще более оптимистичен (пессимистам больше нравится слово «утопичен»): «Возобновление работы аэропорта с организацией местных и других воздушных линий».

Если что, инфраструктура не развалилась. И виноград созрел.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов, автор
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
22.09.2015 в 8:04
Очень жаль, что у нас в стране такие объекты никому не нужны
22.09.2015 в 8:05
Аэропорт есть, а казино????)))
22.09.2015 в 8:05
Чтобы аэропорт фунциклировал, нужен спрос на авиаперевозки. Скоро вообще все аэропорты закроют...
22.09.2015 в 8:05
Печальное зрелище.
Когда уже у нас введут «открытое небо»?
22.09.2015 в 8:06
Очень жаль, что у нас в стране такие объекты никому не нужны
"Bеня":

а я очень рад.
22.09.2015 в 8:06
Очень жаль, что у нас в стране такие объекты никому не нужны
"Bеня":

Аграрной рэспублике нужны овашчэхранилишчы, а не такие объекты))))
22.09.2015 в 8:07
Чтобы аэропорт фунциклировал, нужен спрос на авиаперевозки. Скоро вообще все аэропорты закроют...
"newpoint":

Поэтому нужны казино!!!! Чтоб прилетали русские братья)))
22.09.2015 в 8:07
Простаивает такой объект...Можно хороший пейтбольный клуб организовать...
22.09.2015 в 8:09
К сожалению почти во всех аэропортах аналогичная картина.Печально все это читать.
22.09.2015 в 8:10
Очень жаль, что у нас в стране такие объекты никому не нужны
"Bеня":

Что за заготовленный пост? Отлично что в нашей стране не нужны объекты, сделанные для ядерной войны, как база тактических бомбардировщиков в Чечерске.
22.09.2015 в 8:10
жаль что мы забыли что такое самолет. Почему нельзя было сохранить междугородние рейсы?!
22.09.2015 в 8:11
Чтобы аэропорт фунциклировал, нужен спрос на авиаперевозки. Скоро вообще все аэропорты закроют...
"newpoint":

Поэтому нужны казино!!!! Чтоб прилетали русские братья)))
"Шиншилла":

Прилетали на своих Бентлях и Майбахах...
22.09.2015 в 8:12
Когда то в 90-х хотел слетать в Гродно на самолете. Просто интересно было на самолете полетать. Туда и обратно билет копейки стоил. Ну а теперь их наверное маршрутки выжили
22.09.2015 в 8:13
Чтобы аэропорт фунциклировал, нужен спрос на авиаперевозки. Скоро вообще все аэропорты закроют...
"newpoint":

не надо ля-ля, БЕЛАВИА цветет и процветает
22.09.2015 в 8:17
Очень жаль, что у нас в стране такие объекты никому не нужны
"Bеня":

Что за заготовленный пост? Отлично что в нашей стране не нужны объекты, сделанные для ядерной войны, как база тактических бомбардировщиков в Чечерске.
"X-harn":

И что же в этом отличного? И не надо утрировать, это все давным давно переделано под мирные нужды?
22.09.2015 в 8:24
Где-то, что-то мы сделали не так....
22.09.2015 в 8:28
Чтобы аэропорт фунциклировал, нужен спрос на авиаперевозки. Скоро вообще все аэропорты закроют...
"newpoint":

не надо ля-ля, БЕЛАВИА цветет и процветает
"tolis":

Ну да, и мы это знаем....
Расцвела необычайно....
22.09.2015 в 8:29
а давайте лучше еще один дворец независимости отстроим некому ненужный!
22.09.2015 в 8:32
Национальный аэропорт "Минск" не сильно от этого отличается. И даже ремонт ему не помог.
Прилетел в субботу днем, возле аэропорта стоят пару малюсеньких самолетиков. Внутри тоже почти ни души. После Франкфурта разница просто колоссальная.
22.09.2015 в 8:33
Такую страну профукали....И работало же всё....
22.09.2015 в 8:33
RAD1986, в условиях рыночной экономики не может быть авиасообщения с Мозырем. Просто представьте сколько стоит содержать аэропорт и какая себестоимость у рейсов, а потом прикиньте сколько жителей Мозыря согласится платить хотя бы 50 долларов за билет (да, дешевле не получится, самолёт маловместительный).
22.09.2015 в 8:38
Оппенгеймер,
Такую страну профукали....И работало же всё....
"Оппенгеймер":


Начинается, я смотрю уже забыли как за разбавленным пивом в очереди стояли, [censored] газетой вытирали и характеристику для выезда в братскую Югославию у треугольника визировали? Работало у них, б. Так работало что при первом падении нефти развалилось чертовой матери.
22.09.2015 в 8:39
С Минска в Молодечно 1 руб. Кто помнит?
22.09.2015 в 8:41
В Европе был бы действующий и еще и очень рентабельный.
22.09.2015 в 8:46
Авиация это показатель развитости страны
22.09.2015 в 8:47
Очень жаль, что у нас в стране такие объекты никому не нужны
"Bеня":

Что за заготовленный пост? Отлично что в нашей стране не нужны объекты, сделанные для ядерной войны, как база тактических бомбардировщиков в Чечерске.
"X-harn":

И что же в этом отличного? И не надо утрировать, это все давным давно переделано под мирные нужды?
"Bеня":

Да, сейчас этот аэродром используется под мирные нужды Беллесавиа, для предупреждения пожаров. Это отлично.
22.09.2015 в 8:49
за разбавленным пивом в очереди стояли, [censored] газетой вытирали
"Stranger3":

Батя военный. Жили всегда хорошо. Такой фигни не помню.....
22.09.2015 в 8:50
Жаль что наши власти вместо того что-бы содержать такие полезные объекты, строят за бешенные деньги никому не нужные дворцы арены
22.09.2015 в 8:51
Нынешняя БГАА столько молодых кадров готовит каждый год.... Как бы хорошо жила отрасль, подумать только, сколько было бы рабочих мест,если это все оживить....
22.09.2015 в 8:52
за разбавленным пивом в очереди стояли, [censored] газетой вытирали
"Stranger3":

Батя военный. Жили всегда хорошо. Такой фигни не помню.....
"Оппенгеймер":

Военные и щас нормально живут
22.09.2015 в 8:52
Да у нас национальный аэропорт не на много лучше
22.09.2015 в 8:53
Да у нас национальный аэропорт не на много лучше
"МутныйГлаз":

Ни стоянки нормальной нету, ни перекусить негде!!!
22.09.2015 в 8:54
Нынешняя БГАА столько молодых кадров готовит каждый год.... Как бы хорошо жила отрасль, подумать только, сколько было бы рабочих мест,если это все оживить....
"fgushin":

За счёт чего ожила?
22.09.2015 в 8:58
Сам не гам и другим не дам - развитие местных воздушных перевозок.
22.09.2015 в 9:01
Да, бедно жили в проклятом СССР.
22.09.2015 в 9:03
Аэропортов нет потому, что спроса нет. Никто за 5 баксов в соседнюю деревню летать не станет.
22.09.2015 в 9:07
Сейчас все демонтировано, из оборудования — только веник. Зато виды красивые.

[censored]
22.09.2015 в 9:07
Да, бедно жили в проклятом СССР.
"пушной":

Вы о каком периоде говорите? Или стереотипы?
22.09.2015 в 9:11
Чтобы аэропорт фунциклировал, нужен спрос на авиаперевозки. Скоро вообще все аэропорты закроют...
"newpoint":

не надо ля-ля, БЕЛАВИА цветет и процветает
"tolis":

Лучше - ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла? :)
Все экономическое чудо БЕЛАВИА - в отсутствии конкуренции.
Эти местечковые аэропорты существовали исключительно для нужд ВС и за счет огромных бюджетных фондов, выделяемых на оборонку в СССР. Бабки с яйцами и бурачками - просто прикрытие, весьма дорогое причем. Собаки тоже иногда перемещаются по городу в общественном транспорте, но это не означает, что троллейбусные линии прокладывали для них и они каким-то образом участвуют в формировании прибыли Минсктранса.
22.09.2015 в 9:13
Да нафиг никому эти аэропорты не нужны! Кто оттуда летать будет? За какие? До Минска долететь за полчаса-час и за 100$ в лучшем случае? Демонтировать полосы и под бульбу - самое разумное использование земли!
22.09.2015 в 9:15
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
22.09.2015 в 9:17
а когда-то даже на минское море из Минск-1 самолеты летали
22.09.2015 в 9:21
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":


То что он стоил 4 рубля, оплачивалось гражданами весьма низким общим уровнем жизни.
22.09.2015 в 9:21
Жалко,печально,что такие объекты пропадают,а таких по стране тысячи.....Хотелось бы продолжения в этом духе о пустых заброшенных местах в Беларуси,где когда-то кипела жизнь.
22.09.2015 в 9:25
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":

Полет-то 4 рубля стоил, а двухкассетник японский 1000 рублей. А мандарины ели один раз в год, и то отстояв очередь равную трудовому дню. А жителю, например Ганцевич, чтобы поесть колбасы приходилось ехать в столицу потому, что на периферии кроме консервов, молочки, яиц, макарон, круп и хлеба в магазах особо ни чего и не было. И чтобы одеть что-то приличное, надо было иметь в корешах, как минимум сотрудника межрайбазы - иначе картовые штаны и сандали "прощай молодость"... Такую страну развалили, обрыдаться только осталось
22.09.2015 в 9:26
Отличный материал, Андрей. Как всегда :)
22.09.2015 в 9:29
Stranger3, вы неправы))) и как раз многие жители могут себе позволить и больше платить за такие удобства))) если брать в расчет маршрут Мозырь-Минск, отбоя у желающих не будет!
Также в те времена когда аэропорт был действующим, очень много рейсов было на Москву, вот по поводу Киева не могу сказать, рейсы никогда не пустовали, одни челночники сколько переездили))) (из детских воспоминаний, на праздники в небе можно было увидеть много парашютистов, это было очень красиво и интересно)
Против аэропорта могут выступить только дачники и жители близлежащих деревень, которые очень плотно расположены к нему, а так преград никаких) хорошее место для многих задумок, но увы им не суждено сбыться)
22.09.2015 в 9:32
Жалко,печально,что такие объекты пропадают,а таких по стране тысячи.....Хотелось бы продолжения в этом духе о пустых заброшенных местах в Беларуси,где когда-то кипела жизнь.
"genri512":


Хозяина нет, вот и пропадает все...
22.09.2015 в 9:38
Stranger3, вы неправы))) и как раз многие жители могут себе позволить и больше платить за такие удобства))) если брать в расчет маршрут Мозырь-Минск, отбоя у желающих не будет!
Также в те времена когда аэропорт был действующим, очень много рейсов было на Москву, вот по поводу Киева не могу сказать, рейсы никогда не пустовали, одни челночники сколько переездили))) (из детских воспоминаний, на праздники в небе можно было увидеть много парашютистов, это было очень красиво и интересно)
Против аэропорта могут выступить только дачники и жители близлежащих деревень, которые очень плотно расположены к нему, а так преград никаких) хорошее место для многих задумок, но увы им не суждено сбыться)
"Winkiw":


Если бы это было выгодно, это существовало бы и никуда не делось. Самые дорогие для граждан проекты - те за которые платит гос-во.
22.09.2015 в 9:42
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":

Полет-то 4 рубля стоил, а двухкассетник японский 1000 рублей. А мандарины ели один раз в год, и то отстояв очередь равную трудовому дню. А жителю, например Ганцевич, чтобы поесть колбасы приходилось ехать в столицу потому, что на периферии кроме консервов, молочки, яиц, макарон, круп и хлеба в магазах особо ни чего и не было. И чтобы одеть что-то приличное, надо было иметь в корешах, как минимум сотрудника межрайбазы - иначе картовые штаны и сандали "прощай молодость"... Такую страну развалили, обрыдаться только осталось
"novell":

Не знаю. У нас проблем с едой в городе никогда небыло. И колбаса, и мороженое Эскимо. Очереди, да были. Но на фоне этого, в деревнях жили, зарплату получали, никто в Минск в КГ не перся! Образование получали отличное! Медицина, социалка, топливо... все стоило копейки!
Пионеры, комсомол, студотряд... идея, хоть какая-никакая, была! А сейчас, вся "идея" это "спайсануться", пиука у парку бухнуть, да в ладоши похлопать. При этом все вокруг плохое, и страна не "та". Нам бы в эуропу! Да только те кто возмущаются здесь, что все так плохо, будут возмущаться и там!
22.09.2015 в 9:42
После Франкфурта разница просто колоссальная.
"Olgerdson":

Умиляете. Похоже на: "Я приехал из Простора к своему подъезду, а возле него стоит ларек. почему не гипермаркет?"
А нужно ли из Тараканова в Ксислодрищенск 3 раза в час пускать автобус-гармошку, если в обоих населенных пунктах проживает по 300 человек?
22.09.2015 в 9:43
Очень жаль, что у нас в стране такие объекты никому не нужны
"Bеня":

Что за заготовленный пост? Отлично что в нашей стране не нужны объекты, сделанные для ядерной войны, как база тактических бомбардировщиков в Чечерске.
"X-harn":

Ждите в Барановичах тактические бомбардировщики. Уже скоро.
Может и в Мозырь "братья" припруться.
22.09.2015 в 9:44
меня там отец на взлётке учил ездить)))))
22.09.2015 в 9:48
Национальный аэропорт "Минск" не сильно от этого отличается. И даже ремонт ему не помог.
Прилетел в субботу днем, возле аэропорта стоят пару малюсеньких самолетиков. Внутри тоже почти ни души. После Франкфурта разница просто колоссальная.
"Olgerdson":

Нашли Вы, что сравнивать, Минск и Франкфурт!
22.09.2015 в 9:49
как раз многие жители могут себе позволить и больше платить за такие удобства)))
"Winkiw":


Многие могут себе позволить аэропорт построить, так что ж они тормозят.
22.09.2015 в 9:50
Печаль...
22.09.2015 в 9:51
Да, бедно жили в проклятом СССР.
"пушной":

Вы о каком периоде говорите? Или стереотипы?
"Нарком:

Вы не поняли, это ирония.)))
22.09.2015 в 9:52
Такую страну профукали....И работало же всё....
"Оппенгеймер":

Вообще-то, эти перелеты за 2 копейки были столь убыточны в СССР, что после отставки Хрущова 90% рейсов сократили.
22.09.2015 в 9:56
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":

Полет-то 4 рубля стоил, а двухкассетник японский 1000 рублей. А мандарины ели один раз в год, и то отстояв очередь равную трудовому дню. А жителю, например Ганцевич, чтобы поесть колбасы приходилось ехать в столицу потому, что на периферии кроме консервов, молочки, яиц, макарон, круп и хлеба в магазах особо ни чего и не было. И чтобы одеть что-то приличное, надо было иметь в корешах, как минимум сотрудника межрайбазы - иначе картовые штаны и сандали "прощай молодость"... Такую страну развалили, обрыдаться только осталось
"novell":

Не знаю. У нас проблем с едой в городе никогда небыло. И колбаса, и мороженое Эскимо. Очереди, да были. Но на фоне этого, в деревнях жили, зарплату получали, никто в Минск в КГ не перся! Образование получали отличное! Медицина, социалка, топливо... все стоило копейки!
Пионеры, комсомол, студотряд... идея, хоть какая-никакая, была! А сейчас, вся "идея" это "спайсануться", пиука у парку бухнуть, да в ладоши похлопать. При этом все вокруг плохое, и страна не "та". Нам бы в эуропу! Да только те кто возмущаются здесь, что все так плохо, будут возмущаться и там!
"soppybolloks":

В деревнях жили без туалета и перспектив, бухая сутками на пропалую. И в Минск так не ехали, что миллион понаехавших за 25 лет появился.
Образование - полный отстой.
22.09.2015 в 9:56
Это ж столько бабла тут закопано!!!
Вместо дворцов бы лучше б постоили бы карго-ажропорт как в Дубаях и собирали бы миллиарды с перевозок а не с тунеядцев и автомобилистов.
22.09.2015 в 9:57
Stranger3, вы неправы))) и как раз многие жители могут себе позволить и больше платить за такие удобства))) если брать в расчет маршрут Мозырь-Минск, отбоя у желающих не будет!
Также в те времена когда аэропорт был действующим, очень много рейсов было на Москву, вот по поводу Киева не могу сказать, рейсы никогда не пустовали, одни челночники сколько переездили))) (из детских воспоминаний, на праздники в небе можно было увидеть много парашютистов, это было очень красиво и интересно)
Против аэропорта могут выступить только дачники и жители близлежащих деревень, которые очень плотно расположены к нему, а так преград никаких) хорошее место для многих задумок, но увы им не суждено сбыться)
"Winkiw":

Они государством дотировались, эти рейсы. Вы готовы платить скажем 150$ за перелёт из Мозыря в Минск?
22.09.2015 в 9:57
А где коты?
22.09.2015 в 9:59
Национальный аэропорт "Минск" не сильно от этого отличается. И даже ремонт ему не помог.
Прилетел в субботу днем, возле аэропорта стоят пару малюсеньких самолетиков. Внутри тоже почти ни души. После Франкфурта разница просто колоссальная.
"Olgerdson":

Нашли Вы, что сравнивать, Минск и Франкфурт!
"zatonn":

Можно сравнить с Пражским аэропортом. Хотя Прага и меньше, а население стран сопоставимо, и уровень сервиса и объемы перевозок в Праге несоизмеримо выше.
22.09.2015 в 10:00
такую страну потеряли,эх мы (
22.09.2015 в 10:05
Национальный аэропорт "Минск" не сильно от этого отличается. И даже ремонт ему не помог.
Прилетел в субботу днем, возле аэропорта стоят пару малюсеньких самолетиков. Внутри тоже почти ни души. После Франкфурта разница просто колоссальная.
"Olgerdson":

Нашли Вы, что сравнивать, Минск и Франкфурт!
"zatonn":

Можно сравнить с Пражским аэропортом. Хотя Прага и меньше, а население стран сопоставимо, и уровень сервиса и объемы перевозок в Праге несоизмеримо выше.
"Olgerdson":

Сравнение с Прагой, в которую ездит 6-7 млн туристов ежегодно, несколько не корректно.
22.09.2015 в 10:07
А где коты?
"llion":

Онлайнер решил отделаться собакой! Думал, не заметим халтуры!!
22.09.2015 в 10:09
карту действующих и заброшенных аэродромов почти всего СНГ можно посмотреть тут
любой недействующий аеродром всегда находится в резерве у авиации для экстренной посадки, так что на любой заброшенный аэродром может невзначай приземлиться что-нибудь
Кстати говоря заброшенные аэродромы с неплохим покрытием в настоящее время активно используются для малой авиации
22.09.2015 в 10:21
"Беседка, где армейские пожарные коротали редкие минуты отдыха от борьбы с огнем, увита виноградом"
"Ты на что намекаешь, царская морда ?" О массовости пожаров ?
22.09.2015 в 10:24
Образование - полный отстой.
"X-harn":

Тут Вы не правы. Вот только образованные специалисты по полной программе использовались только в оборонке, а в "гражданке" по остаточному принципу.
22.09.2015 в 10:28
R.I.P
22.09.2015 в 10:29
Образование - полный отстой.
"X-harn":

Тут Вы не правы. Вот только образованные специалисты по полной программе использовались только в оборонке, а в "гражданке" по остаточному принципу.
"gvozdodior":

Хорошее образование давали 6-7 вузов на весь союз. Остальные, как повезёт на преподов. Редкий винегрет.
22.09.2015 в 10:29
остатки былой мощи. Природа быстро заполняет пустоту после ухода людей. Печальные, но поучительные репортажи. Вырождение беларускай земли никакими понтами не прикроешь.
22.09.2015 в 10:35
22.09.2015 в 10:36
Где-то, что-то мы сделали не так....
"sladki82":

керосин дармовой палили. А можа так и трэба
22.09.2015 в 10:41
Вера в будущее,культура, развитие,интеллект. Потенциал был огромный у людей совка-70-80х. Как жаль что не использовали во благо.
22.09.2015 в 10:42
Еще больше спортивных сооружений и торговых центров!
22.09.2015 в 10:43
зона какая-то "отчуждения"...(((
22.09.2015 в 10:47
Нынешняя БГАА столько молодых кадров готовит каждый год.... Как бы хорошо жила отрасль, подумать только, сколько было бы рабочих мест,если это все оживить....
"fgushin":

Которые после окончания работают где пристроятся или пополняют отряд "тунеядцев".В авиации
остаются очень немногие.
22.09.2015 в 11:07
Малая авиация - это шикарно для любой страны. У нас же все уничтожили
22.09.2015 в 11:16
фотограф молодец, красочно передал атмосферу !!!!
22.09.2015 в 11:16
за разбавленным пивом в очереди стояли, [censored] газетой вытирали
"Stranger3":

Батя военный. Жили всегда хорошо. Такой фигни не помню.....[/quo

а еще спросите у своих бабушек..дедушек.... про : до 61 года 9 и 10 классы в школах были платными!! с 8-ю классами только на завод!! умныу нафиг не нужны!! до 63 года небыло паспартов!! и разрешение на учебу в любой районный центр надо было выпрашивать!! за корову...за кабанчика!! у председателя!! и то не факт что даст!! и подумайте еще о том что РОДИТЬСЯ ЛЮБОЙ МОГ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ!! ПРЕЖДЕ ЧЕМ КРИТИКОВАТЬ!!! вот вам и ,,было хорошо,,
22.09.2015 в 11:20
такую страну потеряли,эх мы (
"Gennadij-grok":


[censored]
22.09.2015 в 11:22
Сейчас все это выглядит как изучение остатков более развитой древней цивилизации, которая умела летать и делала это при каждом удобном случае, но потом разучилась.


Очень верно сказано.

СССР и была более развитой цивилизацией.
22.09.2015 в 11:23
Много раз летал из Минского аэропорта на Ан-24 в областные центры, а на Ан-2, например, на Браслав был рейс с промежуточной посадкой в Поставах. Было очень удобно; почти из центра Минска за 50-60 мин и уже в областном центре. За один день можно было: утром вылетел, все вопросы в течение рабочего дня решил и вечером обратно вернулся.
22.09.2015 в 11:24
Мне кажется во всей стране бордак
22.09.2015 в 11:25
"dakele":

никогда
22.09.2015 в 11:26
такую страну потеряли,эх мы (
"Gennadij-grok":


[censored]
"1673547":


когда вы уже ,,закончитесь,, .. настольжи эти.... езжайте в китай
22.09.2015 в 11:27
Хорошая статья. С теплом написана. Спасибо.
22.09.2015 в 11:27
Последний из внутрибелорусских рейсов закрылся лет 5 назад. Летали по маршруту Гомель-Минск-Калининград-Минск-Гомель. Рейсы выполняла компания Гомельавиа, которая базировалась в Гомеле. А основной заработок приносил участом Минск-Калининград. В 2005 из Минска в Гомель можно было слетать по цене билета на поезд в купейном вагоне. Цены ставились на уровне себестоимости или даже чуть ниже, чтобы только порожняком не гонять из Гомеля в Минск. Но самолеты выработали свой ресурс, а заработать деньги на новые самолеты эти рейсы не смогли.
Сейчас же и вовсе бессмысленно возрождать эти рейсы. Поезд Минск-Гомель теперь идет 3.5 часа вместо 5.5-6 часов. Автодорогу уже почти всю реконструировали. От двери до двери можно доехать за 4-4.5 часа, если не нарушать. А через пару месяцев, когда закончат реконструкц окончательно, можно еще часа пол как минимум сократить. В Минске же Минск-1 закрывают, а лететь из Гомеля в национальный аэропорт смысла никакого. На дорогу до аэропортов, регистрацию и прочие процедуры слишком много времени потратишь. Выигрыша в скорости никакого, а стоит намного дороже. И это, заметьте, рейс между двумя самыми крупными городами Беларуси, расположеннями на достаточно большом расстоянии (по белорусским меркам). Что уже говорить про другие маршруты?
Не получится у нас возродить внутренние авиаперелеты, да и смысла мало. На таких расстояниях поезда и автомобили эффективнее. Пусть лучше Ж/Д транспорт дальше развивают.
22.09.2015 в 11:29
Нет нормального развития, нет бизнеса, нет надобности в аэропортах. Даже Минск-1 уже не сильно нужен. Что-то так грустно стало у нас. Куда не глянешь все так или почти так.(
22.09.2015 в 11:32
А кому летать, если все уехали жить в Минск?
22.09.2015 в 11:43
Субсидировалось это все. АН-24 до Москвы съедал керосина 800 кг по рубль двадцать -- на 960 рублей; торговая выручка с рейса была 364 рубля; 596 рублей убытков только на топливе с каждого рейса.

Теперь смотрите дальше. Провести асфальтовую двухполоску по нормальной (незаболоченной, нехолмистой и т.д.) местности тогда стоило 2 млн рублей за 1 км (теперь 2 млн долларов за тот же 1 км). Самолет стоил миллион. Купить десяток АН-24 и спонсировать по 600 рублей на рейс выходит гораздо дешевле, чем тянуть дорогу в каждый райцентр.

И построили эти асфальтовые двухколейки только в последние 20 лет. В основном на кредиты. Которые будут возвращаться следующие 20 лет.

А тем временем, по новым ценам стало выходить, что на топливо до Москвы надо для АН-24 550$, или по 8,5$ с пассажира. А кредиты на дороги стали как-то скупо давать. И вполне вероятно, что районная авиация может вернуться. И не как социальный, а вполне себе коммерческий вид транспорта. Будут опять свинину в Минск на Коморовку самолетами таскать.
22.09.2015 в 11:51
Субсидировалось это все. АН-24 до Москвы съедал керосина 800 кг по рубль двадцать -- на 960 рублей; торговая выручка с рейса была 364 рубля; 596 рублей убытков только на топливе с каждого рейса.

Теперь смотрите дальше. Провести асфальтовую двухполоску по нормальной (незаболоченной, нехолмистой и т.д.) местности тогда стоило 2 млн рублей за 1 км (теперь 2 млн долларов за тот же 1 км). Самолет стоил миллион. Купить десяток АН-24 и спонсировать по 600 рублей на рейс выходит гораздо дешевле, чем тянуть дорогу в каждый райцентр.

И построили эти асфальтовые двухколейки только в последние 20 лет. В основном на кредиты. Которые будут возвращаться следующие 20 лет.

А тем временем, по новым ценам стало выходить, что на топливо до Москвы надо для АН-24 550$, или по 8,5$ с пассажира. А кредиты на дороги стали как-то скупо давать. И вполне вероятно, что районная авиация может вернуться. И не как социальный, а вполне себе коммерческий вид транспорта. Будут опять свинину в Минск на Коморовку самолетами таскать.
"valerra1976":

На Ан-24 никто не даст разрешение на перевозку пассажиров на коммерческих рейсах. Его современный аналог, Сухой Суперджет стоит 40 млн. $, и следовательно стоимость билетов будет значительно больше.
PS. Дороги всё таки строили для вывоза продукции, а не перевозки пассажиров. Молока много не натаскаешь с колхоза на грунтовке.
22.09.2015 в 11:58
Субсидировалось это все. АН-24 до Москвы съедал керосина 800 кг по рубль двадцать -- на 960 рублей; торговая выручка с рейса была 364 рубля; 596 рублей убытков только на топливе с каждого рейса.

Теперь смотрите дальше. Провести асфальтовую двухполоску по нормальной (незаболоченной, нехолмистой и т.д.) местности тогда стоило 2 млн рублей за 1 км (теперь 2 млн долларов за тот же 1 км). Самолет стоил миллион. Купить десяток АН-24 и спонсировать по 600 рублей на рейс выходит гораздо дешевле, чем тянуть дорогу в каждый райцентр.

И построили эти асфальтовые двухколейки только в последние 20 лет. В основном на кредиты. Которые будут возвращаться следующие 20 лет.

А тем временем, по новым ценам стало выходить, что на топливо до Москвы надо для АН-24 550$, или по 8,5$ с пассажира. А кредиты на дороги стали как-то скупо давать. И вполне вероятно, что районная авиация может вернуться. И не как социальный, а вполне себе коммерческий вид транспорта. Будут опять свинину в Минск на Коморовку самолетами таскать.
"valerra1976":

Нужно еще посчитать затраты на персонал, обслугу самолета, аренду парковки в авиапорту и т.д. Опять же, с Шарика, Домика, Внучки, нужно как-то добраться до центра, а это 6-10 у.е. в зависимости от курса, минимум.
22.09.2015 в 11:58
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":

Полет-то 4 рубля стоил, а двухкассетник японский 1000 рублей. А мандарины ели один раз в год, и то отстояв очередь равную трудовому дню. А жителю, например Ганцевич, чтобы поесть колбасы приходилось ехать в столицу потому, что на периферии кроме консервов, молочки, яиц, макарон, круп и хлеба в магазах особо ни чего и не было. И чтобы одеть что-то приличное, надо было иметь в корешах, как минимум сотрудника межрайбазы - иначе картовые штаны и сандали "прощай молодость"... Такую страну развалили, обрыдаться только осталось
"novell":

Не знаю. У нас проблем с едой в городе никогда небыло. И колбаса, и мороженое Эскимо. Очереди, да были. Но на фоне этого, в деревнях жили, зарплату получали, никто в Минск в КГ не перся! Образование получали отличное! Медицина, социалка, топливо... все стоило копейки!
Пионеры, комсомол, студотряд... идея, хоть какая-никакая, была! А сейчас, вся "идея" это "спайсануться", пиука у парку бухнуть, да в ладоши похлопать. При этом все вокруг плохое, и страна не "та". Нам бы в эуропу! Да только те кто возмущаются здесь, что все так плохо, будут возмущаться и там!
"soppybolloks":

Сколько лет вам? 15?
22.09.2015 в 11:59
Пустите лоукосты в любой из таких аэропортов. Рядом - большую парковку. Народ будет счастлив.
22.09.2015 в 12:02
Как будто "Припять"
22.09.2015 в 12:02
Куда смотрит наше Правительство (Топ-Менеджеры) которых избирает народ, и от которых нет пользы и развития страны. Столько объектов и инфроструктуры пропадает. В Беларуси есть множество талантливых и перспективных людей и предпринимателей которые могли бы предложить свои идеи как выйти из подобных ситуаций. Это же богатство страны и народа оставшееся нам от Советского Союза. Дайте возможность этим объектам приносить деньги и пользу для государства.
22.09.2015 в 12:08
Да, мне дед рассказывал, что в 60-х летал из Брагина в Гомель.
22.09.2015 в 12:15
Тут страна умирает, а вы про аэропорты и авиацию...Пришли ж на готовенькое: предприятия, заводы новые в 1986 году, фабрики, ...Угробили всё, что можно было. Авиацию, производство, технологии, разработки. Ещё чуть чуть и вообще будет финиш. Народ превратился в дойных коров, которые и так ноги по земле еле волочат. Управленцы... Сейчас умные люди не учат русский язык. Они учат английский. И я их не осуждаю,а наоборот поддерживаю: потому что разделяю мнение о том, что здесь получишь грамоту за достижения и будешь из этой грамоты варить суп своим детям и затыкать дырки в стенах, если останется пару клочков. А станешь неугодным, ненужным - выпрут вон и с концами. Бизнес вам враг? Частники? Народ во всём виноват? Ну давай посмотрим через пару годочков, кто вам враг!
Увы ребята, у меня для вас самые печальные предположения и перспективы!!! Учите английский, смежные дисциплины и налаживайте общение с другими странами там где человек это человек,а не скот.
22.09.2015 в 12:26
http://demotivation.me/images/20100301/df20i7znkr09.jpg
22.09.2015 в 12:30
Страшно подумать сколько там всего было распродано на лево и на право. В Крупках-2 военную часть вообще взорвали потому как дешевле чем сносить! А, здания были действующими с дверями, окнами и коммуникациями. Все разворовывали и посей день стройматериалы вывозят а бомжи металл долбят. А вокруг не огорожанных руин детки в футбол играют и ни кому нет дела до этого уже много лет!!
22.09.2015 в 12:38
за разбавленным пивом в очереди стояли, [censored] газетой вытирали
"Stranger3":

Батя военный. Жили всегда хорошо. Такой фигни не помню.....
"Оппенгеймер":

когда такая фигня была ты кроме мороженного ничего сам не покупал
22.09.2015 в 12:40
http://demotivation.me/images/20100301/df20i7znkr09.jpg
"Stalker":

Что значит ваша картинка?
Что убивать (там военный самолет) лучше, чем наслаждаться жизнью?
Вам батенька в Северную Корею надо, срочно. Вы тут мучаетесь наверное.
22.09.2015 в 12:43
Куда смотрит наше Правительство (Топ-Менеджеры) которых избирает народ, и от которых нет пользы и развития страны. Столько объектов и инфроструктуры пропадает. В Беларуси есть множество талантливых и перспективных людей и предпринимателей которые могли бы предложить свои идеи как выйти из подобных ситуаций. Это же богатство страны и народа оставшееся нам от Советского Союза. Дайте возможность этим объектам приносить деньги и пользу для государства.
"Bulbash_7777":

у нас инициативных не любят их боятся
власть не допустит кого то нового к кормушке
да и потом власть и так всё знает
начиная с того как лечить людей и как кормить скот и как строить здания
хотя по образованию не имёт к этому не кого го отношения и проклиная людей специалистов отдавшее любимому делу жизнь
22.09.2015 в 12:55
Обидно. Этот аэропорт от мозыря в 5 минутах езды.
И рядом в Калинковичском районе в деревне Бобровичи военный аэропорт который мог принимать большие и тяжелые самолеты. До недавнего времени его охраняли военные а сейчас и тех нету. Все украли и разбежались. [censored]все разворовали и остановить этот беспредел никто не хочет. Там же как получается пожалуешься на него в Гомель а там поржут позвонят ему и скажут мол тут такой-то жалобы на тебя строчит. И все прощай работа. (
22.09.2015 в 13:22
Служил метеорологом в 80-х. в этой эскадрилии... В самоволку бегал в аэропорт. Судя по фото много чего осталось без изменений. Та же пожарка, въезд в часть...Прикольно, будто в молодость вернулся...
22.09.2015 в 13:42
Появились рейсы вроде Гомель — Чечерск — Корма — Гомель

Летал на этом к бабушке в Нисимковичи.
22.09.2015 в 13:44
Национальный аэропорт "Минск" не сильно от этого отличается. И даже ремонт ему не помог.
Прилетел в субботу днем, возле аэропорта стоят пару малюсеньких самолетиков. Внутри тоже почти ни души. После Франкфурта разница просто колоссальная.
"Olgerdson":

Это очень правильно сравнивать наш небольшой аэропорт, с одним из самых загруженных аэропортов мира.
Кстати на протяжение уже лет 15 пассажирский трафик в аэропорту Минск 2 только растёт.
22.09.2015 в 13:52
Простаивает такой объект...Можно хороший пейтбольный клуб организовать...
"vasuhih":

А я думаю, что там можно авто/мото трек замутить)
22.09.2015 в 13:53
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":

Полет-то 4 рубля стоил, а двухкассетник японский 1000 рублей. А мандарины ели один раз в год, и то отстояв очередь равную трудовому дню. А жителю, например Ганцевич, чтобы поесть колбасы приходилось ехать в столицу потому, что на периферии кроме консервов, молочки, яиц, макарон, круп и хлеба в магазах особо ни чего и не было. И чтобы одеть что-то приличное, надо было иметь в корешах, как минимум сотрудника межрайбазы - иначе картовые штаны и сандали "прощай молодость"... Такую страну развалили, обрыдаться только осталось
"novell":

Не знаю. У нас проблем с едой в городе никогда небыло. И колбаса, и мороженое Эскимо. Очереди, да были. Но на фоне этого, в деревнях жили, зарплату получали, никто в Минск в КГ не перся! Образование получали отличное! Медицина, социалка, топливо... все стоило копейки!
Пионеры, комсомол, студотряд... идея, хоть какая-никакая, была! А сейчас, вся "идея" это "спайсануться", пиука у парку бухнуть, да в ладоши похлопать. При этом все вокруг плохое, и страна не "та". Нам бы в эуропу! Да только те кто возмущаются здесь, что все так плохо, будут возмущаться и там!
"soppybolloks":

Сколько лет вам? 15?
"vvv-1":

12
22.09.2015 в 13:56
В Одессу тоже як-40 летал
22.09.2015 в 14:11
На Ан-24 никто не даст разрешение на перевозку пассажиров на коммерческих рейсах. Его современный аналог, Сухой Суперджет стоит 40 млн. $, и следовательно стоимость билетов будет значительно больше.
"X-harn":

Эээ.. SSJ совсем не аналог Ан-24. Совсем. Ничего общего.
22.09.2015 в 14:13
Пустите лоукосты в любой из таких аэропортов. Рядом - большую парковку. Народ будет счастлив.
"Шпагин":

так дай денег на обустройство аэропорта и строительство инфраструктуры
22.09.2015 в 15:09
Такая же ситуация и в Финляндии. Когда топливо было дешёвым в 60-е и 70-е у них из каждой деревни самолёт в Хельсинки летал, а сейчас всё позвкрывалось, хотя аэропортов по-прежнему в каждой деревне.
22.09.2015 в 15:19
Под слуцком тоже есть взлёт но посадочная полоса заброшенная и куча бочек с ангаров полуразрушенным. Счас сено и слалома складывается местным колхозом на эту полосу.
22.09.2015 в 16:22
А можее РФ возьмет под авио базу.!!!?????
22.09.2015 в 16:27
Субсидировалось это все. АН-24 до Москвы съедал керосина 800 кг по рубль двадцать -- на 960 рублей; торговая выручка с рейса была 364 рубля; 596 рублей убытков только на топливе с каждого рейса.

Теперь смотрите дальше. Провести асфальтовую двухполоску по нормальной (незаболоченной, нехолмистой и т.д.) местности тогда стоило 2 млн рублей за 1 км (теперь 2 млн долларов за тот же 1 км). Самолет стоил миллион. Купить десяток АН-24 и спонсировать по 600 рублей на рейс выходит гораздо дешевле, чем тянуть дорогу в каждый райцентр.

И построили эти асфальтовые двухколейки только в последние 20 лет. В основном на кредиты. Которые будут возвращаться следующие 20 лет.

А тем временем, по новым ценам стало выходить, что на топливо до Москвы надо для АН-24 550$, или по 8,5$ с пассажира. А кредиты на дороги стали как-то скупо давать. И вполне вероятно, что районная авиация может вернуться. И не как социальный, а вполне себе коммерческий вид транспорта. Будут опять свинину в Минск на Коморовку самолетами таскать.
"valerra1976":

Что ж это за керосин такой - по руп двадцать? Может его пить можно было? Осветительный керосин населению продавался в розницу по 8 коп/литр. Килограмм авиационного, естественно, дороже, но не в 15 раз.
22.09.2015 в 16:43
Не нужно сравнивать СССР и нынешнее время в плане авиаперевозок. Потому и пустуют такие объекты
22.09.2015 в 16:43
выглядит вполне живым

Так можно про всю Беларусь сказать...
22.09.2015 в 16:52
"dakele":

У нас есть открытые дороги!
22.09.2015 в 17:21
У нас в стране все есть для логистики, только нет [censored]
22.09.2015 в 19:38
Сохраните в оригинале и используйте хотя бы для туристов- любителей советской экзотики. Заодно и экскурсию по бывшему военному объекту можно было бы организовать и на вертолетике покатать. Можно организовать на базе аэропорта музей истории региональной авиации. Эдакий парк советского периода. Мне например самому это интересно. Не всем иностранцам интересен Мир-Несвиж.
22.09.2015 в 19:45
Чтобы аэропорт фунциклировал, нужен спрос на авиаперевозки. Скоро вообще все аэропорты закроют...
"newpoint":

Поэтому нужны казино!!!! Чтоб прилетали русские братья)))
"Шиншилла":

Государство даёт о себе знать!
22.09.2015 в 20:05
в конце.. всегда все приходит к упадку.
22.09.2015 в 20:17
Печальное зрелище.
Когда уже у нас введут «открытое небо»?
"dakele":

скоро, очень скоро! вот только соцаилизм достроим...
22.09.2015 в 20:30
Очень жаль, что у нас в стране такие объекты никому не нужны
"Bеня":

Аграрной рэспублике нужны овашчэхранилишчы, а не такие объекты))))
"Шиншилла":

Вот только овощехранилища разбирают и растаскивают по углам. Ни одного построенного не видел. А как разрушить так быстро((((. Заводы овощесухзаготовок также года 3 назад везде позакрывали и пораспродавали.
Это аграрная страна?
22.09.2015 в 21:13
Неужели не понятно, что авиацию похоронил авто-транспорт и дорогая нефть. В то время дороги были ужасными и поэтому получила распространение авиация. Автомобили были только у избранных.
22.09.2015 в 21:43
Летал из Мозыря в Москву в 1976 г. Билет 10 рублей. Аэропорт в Мозыре назывался Боков, в Москве Быково. Весело..
22.09.2015 в 21:46
сталкеры... а можно без постановки и ретуши, а на эмоциях фото делать .... но в общем - интересно
22.09.2015 в 22:22
Olgerdson, этот аэропорт процветает, как ни когда.
Вторую полосу будут строить, для самолетов, как БОИНГИ 777 и 747.
Когда китайцы жить будут в своем "Камне", то рейсов больше будет.
Завод сейчас по ремонту авиатехники строят.
Ну и подумаешь, что нет такой толпы, как во Франкфурте- зато просторно. Есть где присесть и прилечь. Да и тем более, что это не мешает тебе летать.
5 лет назад, что было- не сравнить.
Этому радуемся и летаем товарищи.
22.09.2015 в 22:32
Бывал я там..., реально если-бы не "Беллесавиа" загнулся-бы аэропорт(((( а почему сад не показали, который посадили в честь ПЕРВОГО директора "Беллесавиа"????? Коля. давай, держись!!!!!
22.09.2015 в 22:33
vasuhih, думали, но((((((
22.09.2015 в 23:04
Венгрия, страна сравнимая с нашей по размеру, еще в 60-х отказалась от внутренних авиаперевозок в пользу развития автотранспортного сообщения и только выиграла - построена развитая сеть качественных дорог.
22.09.2015 в 23:19
Мой дед в советские годы летал из Гродно в Барань (под Оршей)! Теперь сложно такое представить. Да и стоят у нас билеты на самолёты каких-то неадекватных денег (хотя во всём мире простые люди как-то же летают!). "Минский" аэропорт находится чёрт знает где, туда дольше добираться и ждать "регистраций", чем потом лететь. Машину там поставить - только супер-дорого. Вот как-то я никогда в жизни и не летал.
22.09.2015 в 23:25
manager2010,
В Европе был бы действующий и еще и очень рентабельный.
"manager2010":


Да, как раз для бюджетников вроде Ryanaira подошел бы.
22.09.2015 в 23:43
"Минский" аэропорт находится чёрт знает где, туда дольше добираться и ждать "регистраций", чем потом лететь. Машину там поставить - только супер-дорого.
"Skitzo":

Не правда
Вера в будущее,культура, развитие,интеллект. Потенциал был огромный у людей совка-70-80х. Как жаль что не использовали во благо.
"kulex":

Да, великая была страна, до сих пор уничтожить остатки не могут.
22.09.2015 в 23:46
Отдать россиянам под авиабазу. Разместят свои истребители,штурмовики, бомбардировщики. Деньги в бюджет РБ.
23.09.2015 в 0:30
Очень жаль, что у нас в стране такие объекты никому не нужны
"Bеня":

зато есть куча СВЕРХНЕОБХОДИМЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ТОРГ. ДОМОВ и ПИЗНЕСС - ЦЕНТРОВ.. Радуйтесь граждане )))
23.09.2015 в 0:45
напомнило прогулку по Чернобыльскому Припятю
23.09.2015 в 0:49
может и он когда нибудь примет аварийный борт и прославится как ижма
23.09.2015 в 0:50
ом Минск-Калининград. В 2005 из Минска в Гомель можно было слетать по цене билета на поезд в купейном вагоне. Цены ставились на уровне себестоимости или даже чуть ниже, чтобы только порожняком не гонять из Гомеля в Минск. Но самолеты выработали свой ресурс, а заработать деньги на новые самолеты эти рейсы не смогли.
Сейчас же и вовсе бессмысленно возрождать эти рейсы. Поезд Минск-Гомель теперь идет 3.5 часа вместо 5.5-6 часов. Автодорогу уже почти всю реконструировали. От двери до двери можно доехать за 4-4.5 часа, если не нарушать. А через пару месяцев, когда закончат реконструкц окончательно, можно еще часа пол как минимум сократить. В Минске же Минск-1 закрывают, а лететь из Гомеля в национальный аэропорт смысла никакого. На дорогу до аэропортов, регистрацию и прочие процедуры слишком много времени потратишь. Выигрыша в скорости ник
"Mush":


Першы нармальны каментар. Спадарства, які сэнс у малой авіяцыі зараз, калі нават з аддаленай Маларыты да Мінска можна даехаць за 4,5 гдз на маршрутцы? Зранку прыехаў, вырашыў пытанні і паехаў назад.
23.09.2015 в 8:09
Печальное зрелище.
Когда уже у нас введут «открытое небо»?
"dakele":

когда старперов попрут с должностей и молодым людям, которые адекватно воспринимают реальность, дадут зеленый свет в управлении страной.
23.09.2015 в 8:20
Тут страна умирает, а вы про аэропорты и авиацию...Пришли ж на готовенькое: предприятия, заводы новые в 1986 году, фабрики, ...Угробили всё, что можно было. Авиацию, производство, технологии, разработки. Ещё чуть чуть и вообще будет финиш. Народ превратился в дойных коров, которые и так ноги по земле еле волочат. Управленцы... Сейчас умные люди не учат русский язык. Они учат английский. И я их не осуждаю,а наоборот поддерживаю: потому что разделяю мнение о том, что здесь получишь грамоту за достижения и будешь из этой грамоты варить суп своим детям и затыкать дырки в стенах, если останется пару клочков. А станешь неугодным, ненужным - выпрут вон и с концами. Бизнес вам враг? Частники? Народ во всём виноват? Ну давай посмотрим через пару годочков, кто вам враг!
Увы ребята, у меня для вас самые печальные предположения и перспективы!!! Учите английский, смежные дисциплины и налаживайте общение с другими странами там где человек это человек,а не скот.
"HITMANHELS":

о да, вы сказали "правду матку", как она есть!
2 года назад заезжал на Речицкий пивзавод, хотел купить разливного пива их, которое славилось чуть ли не во всем СНГ.
Женщина работавшая там когда то мастером, сказала: - увы, от завода ничего не осталось.
из него сделали Региональный склад для Российского Хайнекен, оборудование которое было разрезали автогеном и сдали на металл, некоторые бочки отвезли в Бобруйск на завод.
Пиво которое настаивалось 2 мес. в бочках при естественном процессе брожения, теперь настаивается МАКСИМУМ 2 недели. Поэтому это уже далеко не пиво, а настоящая моча.
Вот и представьте - это мне говорит Женщина, кстати говоря с виду достаточно миловидная и интелегентная, на глазах которой уничтожали предприятие.
И так в целом с каждым, чего не коснись.
А на счет вырезания бизнеса и когда становишься неугодным попрут
- если бы это было только так. А зачастую это происходит как с директором Бобруйского древообрабатывающего, используют в темную и делают козлом отпущения. Ибо страной правят кланы, и все попилено. Чиновники жируют, с народа выдавливают последнее. Заработал 5 отдай 4 в виде податей, поборов ничем не обоснованных (типо дорожного налога, тарифов ЖКХ которые растут без всяких на то оснований со скоростью света, цен на бензин, в то время как нефть за баррель упала до исторических минимумов) и т.д и т.п.
Говорить можно много и долго. Все это теперь и сами понимают с кем ни поговори, начиная от студента и далее.
23.09.2015 в 8:25
Такую страну профукали....И работало же всё....
"Оппенгеймер":

Школота не оценит, приплетет какую нибудь хрень в стиле айпада не было в те времена. Ну вы поняли о чем я.
23.09.2015 в 8:53
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":

Полет-то 4 рубля стоил, а двухкассетник японский 1000 рублей. А мандарины ели один раз в год, и то отстояв очередь равную трудовому дню. А жителю, например Ганцевич, чтобы поесть колбасы приходилось ехать в столицу потому, что на периферии кроме консервов, молочки, яиц, макарон, круп и хлеба в магазах особо ни чего и не было. И чтобы одеть что-то приличное, надо было иметь в корешах, как минимум сотрудника межрайбазы - иначе картовые штаны и сандали "прощай молодость"... Такую страну развалили, обрыдаться только осталось
"novell":

Не знаю. У нас проблем с едой в городе никогда небыло. И колбаса, и мороженое Эскимо. Очереди, да были. Но на фоне этого, в деревнях жили, зарплату получали, никто в Минск в КГ не перся! Образование получали отличное! Медицина, социалка, топливо... все стоило копейки!
Пионеры, комсомол, студотряд... идея, хоть какая-никакая, была! А сейчас, вся "идея" это "спайсануться", пиука у парку бухнуть, да в ладоши похлопать. При этом все вокруг плохое, и страна не "та". Нам бы в эуропу! Да только те кто возмущаются здесь, что все так плохо, будут возмущаться и там!
"soppybolloks":

В деревнях жили без туалета и перспектив, бухая сутками на пропалую. И в Минск так не ехали, что миллион понаехавших за 25 лет появился.
Образование - полный отстой.
"X-harn":


ОБразование отстой это сейчас, при совке у нас были одни из лучших физиков и математиков во всем мире.
Бухали в деревнях? так и сейчас бухаю там же. + еще стали и в крупных городах бухать сутками. Определенный недоразвитый контингент был всегда, только в ссср их было меньше.
23.09.2015 в 8:56
Венгрия, страна сравнимая с нашей по размеру, еще в 60-х отказалась от внутренних авиаперевозок в пользу развития автотранспортного сообщения и только выиграла - построена развитая сеть качественных дорог.
"Aleksandr1111":


Выигрыла не потому что выбрала правильный путь, а потому что долго его развивалаю
А мы метались туда сюда, то самолет то машина то еще что-то. Вот и неуспели ни т ам не тут.
23.09.2015 в 9:31
к 1956 году — почти во всех райцентрах. Могли себе позволить!

какая деградация со страной в плане авиации произошла.
......но с другой стороны у нас появился фэйсбук и мы стали более лучше одеваться, не так ли.
23.09.2015 в 9:52
Малая авиация - это шикарно для любой страны. У нас же все уничтожили
"dimonlexx":


Малая авиация перестала финансироваться в связи с развитием регулярных перевозок, улучшением качества и скоростных индексов дорог, дроблением сельхозземель и появлением сложных истребителей. Если до второй мировой и лет 20 после нее любого летчика крупного колхоза с кукурузника за неделю-другую можно было переучить на боевой самолет, то сейчас .....
Исчезло дотирование, выросла стоимость топлива - исчезла малая авиация. Хотя с учетом стоимости километра дорог, который "считают" наши дорожники, затраты на авиацию были бы и не такие большие. В латинской америке умудряются летать на 4-6 местных самолетах за 100-200 баксов за весь рейс и расстояния там побольше будут.
23.09.2015 в 10:00
бабушек с яйцами
onliner ты делал мой день
23.09.2015 в 10:49
Так и не поняла, по какой причине перестали функционировать эти линии.
Дороги улучшились, на авто скорости стали выше? Или что?
23.09.2015 в 12:19
Нет нормального развития, нет бизнеса, нет надобности в аэропортах. Даже Минск-1 уже не сильно нужен. Что-то так грустно стало у нас. Куда не глянешь все так или почти так.(
"SergeyBosch":

Минск-1 давно пора передать в аренду Путину под авиабазу. Городу он не нужен. Деньги пойдут на строительство жилья для малоимущих,поликлиники,детские сады,спортивные объекты.
23.09.2015 в 22:58
В Пинске из аэропорта сделали мусороперерабатывающий завод, когда-то, даже я помню, летали АН-24 на Минск и Киев. Сейчас только вертолеты и пара авиа диспетчеров там находится.
24.09.2015 в 2:16
Отдайте военным для испытаний истребителей! А может здесь Путин военную базу сделает!!!
24.09.2015 в 9:00
hramulia, а сколько потеряло девственность на той взлетке не сосчитать
24.09.2015 в 18:32
ViktorL Вчера в 9:52

dimonlexx:
Малая авиация - это шикарно для любой страны. У нас же все уничтожили

Малая авиация перестала финансироваться в связи с развитием регулярных перевозок, улучшением качества и скоростных индексов дорог, дроблением сельхозземель и появлением сложных истребителей. Если до второй мировой и лет 20 после нее любого летчика крупного колхоза с кукурузника за неделю-другую можно было переучить на боевой самолет, то сейчас .....
Исчезло дотирование, выросла стоимость топлива - исчезла малая авиация. Хотя с учетом стоимости километра дорог, который "считают" наши дорожники, затраты на авиацию были бы и не такие большие. В латинской америке умудряются летать на 4-6 местных самолетах за 100-200 баксов за весь рейс и расстояния там побольше будут.
"ViktorL":


В латинской америке и на воздушном шаре можно полететь. Там в принципе правила безопасности, ТУ, ТО, ГОСТы пустой звук. Хоть на дырявой лодке перевози людей.
Здесь все-таки другое правовое поле.
Скажем, тебе не разрешат на показанную выше взлетку садится. Надо деньги на реконструкцию, хотя бы траву выдрать.
Второе, где брать самолеты? Эти древние АНы уже никто не выпускает. Стало быть надо покупать что-то современное, а под них опять инфраструктура надо, специалисты, заправщики и так далее.
И главное, ради чего это все? Спроса не будет никакого. Автомобиль сейчас гораздо проще и привычнее, а главное, дешевле довезет куда надо. Про маршрутки я вообще молчу, за 10 баксов через всю республику протащат.
Ваша местечковая авиация выйдет раз в пять дороже по билету.
Авиаперевозки имеет смысл при большом траффике пассажиров налаживать. А какой траффик из Мозыря в Гомель? Зачем там авиасообщение? Автобусы, поезда, автомобили вполне себе справляются. Лишнего траффика нет.
Ближайшая точка, в которую имеет смысл летать - это какой нить Киев. Или любая другая дорога не менее 8 часов в дороге. Чтобы пассажиру имело смысл за что переплачивать. Чтобы там были реальные неудобства в дороге, чтобы пассажир мог сделать выбор в пользу более дорогого билета на самолет. Летать же в пределах РБ смысла нет вообще. У нас и железных дорог сетка развита, куча проходящих. Лежи на боку, вечером сел, то есть лег, глаза закрыл, утром уже где тебе надо. Хоть в Бресте, хоть в Гомеле, хоть в Витебске. Местная авиация для РБ утопия. Разве кто из богатых заведет Сессны или Робинсоны для собственного удовольствия. Уже заводят.
24.09.2015 в 20:47
Это ж столько бабла тут закопано!!!
Вместо дворцов бы лучше б постоили бы карго-ажропорт как в Дубаях и собирали бы миллиарды с перевозок а не с тунеядцев и автомобилистов.
"mydiving":

В ДубаЕ. В остальном согласен
27.09.2015 в 23:42
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":

Полет-то 4 рубля стоил, а двухкассетник японский 1000 рублей. А мандарины ели один раз в год, и то отстояв очередь равную трудовому дню. А жителю, например Ганцевич, чтобы поесть колбасы приходилось ехать в столицу потому, что на периферии кроме консервов, молочки, яиц, макарон, круп и хлеба в магазах особо ни чего и не было. И чтобы одеть что-то приличное, надо было иметь в корешах, как минимум сотрудника межрайбазы - иначе картовые штаны и сандали "прощай молодость"... Такую страну развалили, обрыдаться только осталось
"novell":

Не знаю. У нас проблем с едой в городе никогда небыло. И колбаса, и мороженое Эскимо. Очереди, да были. Но на фоне этого, в деревнях жили, зарплату получали, никто в Минск в КГ не перся! Образование получали отличное! Медицина, социалка, топливо... все стоило копейки!
Пионеры, комсомол, студотряд... идея, хоть какая-никакая, была! А сейчас, вся "идея" это "спайсануться", пиука у парку бухнуть, да в ладоши похлопать. При этом все вокруг плохое, и страна не "та". Нам бы в эуропу! Да только те кто возмущаются здесь, что все так плохо, будут возмущаться и там!
"soppybolloks":

В деревнях жили без туалета и перспектив, бухая сутками на пропалую. И в Минск так не ехали, что миллион понаехавших за 25 лет появился.
Образование - полный отстой.
"X-harn":


ОБразование отстой это сейчас, при совке у нас были одни из лучших физиков и математиков во всем мире.
"fill.sa":

Правда? А можно полный список нобелевских лауреатов? А теперь с США сравните...
28.09.2015 в 7:20
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":

Полет-то 4 рубля стоил, а двухкассетник японский 1000 рублей. А мандарины ели один раз в год, и то отстояв очередь равную трудовому дню. А жителю, например Ганцевич, чтобы поесть колбасы приходилось ехать в столицу потому, что на периферии кроме консервов, молочки, яиц, макарон, круп и хлеба в магазах особо ни чего и не было. И чтобы одеть что-то приличное, надо было иметь в корешах, как минимум сотрудника межрайбазы - иначе картовые штаны и сандали "прощай молодость"... Такую страну развалили, обрыдаться только осталось
"novell":

Не знаю. У нас проблем с едой в городе никогда небыло. И колбаса, и мороженое Эскимо. Очереди, да были. Но на фоне этого, в деревнях жили, зарплату получали, никто в Минск в КГ не перся! Образование получали отличное! Медицина, социалка, топливо... все стоило копейки!
Пионеры, комсомол, студотряд... идея, хоть какая-никакая, была! А сейчас, вся "идея" это "спайсануться", пиука у парку бухнуть, да в ладоши похлопать. При этом все вокруг плохое, и страна не "та". Нам бы в эуропу! Да только те кто возмущаются здесь, что все так плохо, будут возмущаться и там!
"soppybolloks":

В деревнях жили без туалета и перспектив, бухая сутками на пропалую. И в Минск так не ехали, что миллион понаехавших за 25 лет появился.
Образование - полный отстой.
"X-harn":


ОБразование отстой это сейчас, при совке у нас были одни из лучших физиков и математиков во всем мире.
"fill.sa":

Правда? А можно полный список нобелевских лауреатов? А теперь с США сравните...
"Kosta_Arnorsky":

C учётом что некоторые из этих лауретов учились на Западе...
17.10.2016 в 21:57
Печально смотреть на былое величие нашей Родины. После ядерной войны сохранилось бы больше инфраструктуры,чем после развала
04.09.2017 в 12:28
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":


То что он стоил 4 рубля, оплачивалось гражданами весьма низким общим уровнем жизни.
"vlad_a":

бесплатные квартиры, медицина, образование, отсутствие безработицы, минимум преступности это низкий уровень жизни? Сникерсов разве что не хватало, но это, я думаю, со временем решили бы. Я думаю американцы если бы про это знали, то массой бы рвали когти в СССР ибо жизнь в кредит там многим уже в гландах сидит.
04.09.2017 в 12:32
Такую страну развалили! Подумать только, полет 4 рубля стоил!
Даешь авиацию в массы!
"soppybolloks":

Полет-то 4 рубля стоил, а двухкассетник японский 1000 рублей. А мандарины ели один раз в год, и то отстояв очередь равную трудовому дню. А жителю, например Ганцевич, чтобы поесть колбасы приходилось ехать в столицу потому, что на периферии кроме консервов, молочки, яиц, макарон, круп и хлеба в магазах особо ни чего и не было. И чтобы одеть что-то приличное, надо было иметь в корешах, как минимум сотрудника межрайбазы - иначе картовые штаны и сандали "прощай молодость"... Такую страну развалили, обрыдаться только осталось
"novell":

Не знаю. У нас проблем с едой в городе никогда небыло. И колбаса, и мороженое Эскимо. Очереди, да были. Но на фоне этого, в деревнях жили, зарплату получали, никто в Минск в КГ не перся! Образование получали отличное! Медицина, социалка, топливо... все стоило копейки!
Пионеры, комсомол, студотряд... идея, хоть какая-никакая, была! А сейчас, вся "идея" это "спайсануться", пиука у парку бухнуть, да в ладоши похлопать. При этом все вокруг плохое, и страна не "та". Нам бы в эуропу! Да только те кто возмущаются здесь, что все так плохо, будут возмущаться и там!
"soppybolloks":

В деревнях жили без туалета и перспектив, бухая сутками на пропалую. И в Минск так не ехали, что миллион понаехавших за 25 лет появился.
Образование - полный отстой.
"X-harn":


ОБразование отстой это сейчас, при совке у нас были одни из лучших физиков и математиков во всем мире.
"fill.sa":

Правда? А можно полный список нобелевских лауреатов? А теперь с США сравните...
"Kosta_Arnorsky":

C учётом что некоторые из этих лауретов учились на Западе...
"X-harn":

американские лауреаты это сбор со всего мира. Коренных американских лауреатов посчитайте. У нас то все таки свои были. Плюс не малая часть в тех же штатах мозги применяла. Поэтому с образованием и мозгами в СССР все в порядке
04.09.2017 в 16:51
RAD1986, А они долго существовали. Все двухтысячые. На старых ТУ-134Б к примеру в варианте Гомель-Минск-Калининград.. Рейс существовал экономически за счет русского траффика в анклав. Но постепенно его убили паромная перепрва из Питера, конкуренция белЖД и россиян и демпинг автобусников-частников.. А сей-час БЕЛАВИА летает в Калининград из Минска, цепляя россиян прилетающих из Москвы. в этом рейсе сам полет по маршруту минут 20, а на все уходит около часа.
04.09.2017 в 17:01
pavlik012, Смешной. Ты возле МИНСК-1 проезжал хоть в последее время? Все попилено уже. Там от авиации осталось только предприятие Белаэронавигация, памятник летчику Горовцу, да послевоенный Аэровокзал который решено оставить как памятник архитектуры соцреализма.. Взлетка еще есть, но ее вовсю допиливают автодочеры. Да и какие полеты "путинской авиабазы" если в Лошице которая находится в направлении взлета, 50 тыс народа в панельках лет 10 уже живут?
18.09.2017 в 13:18
"....остатки более развитой древней цивилизации, которая умела летать....."
14.03.2018 в 17:27