Призрак Бузлуджи: история самой известной коммунистической «заброшки» Европы

19 августа 2015 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Николай Градюшко, nauka.bg, bsp.bg

Призрак Бузлуджи: история самой известной коммунистической «заброшки» Европы

Автор: Николай Градюшко. Фото: Николай Градюшко, nauka.bg, bsp.bg

На одной из вершин Балканских гор в центре Болгарии возвышается поражающее воображение здание, похожее на огромную летающую тарелку. Идеологический памятник коммунизму, воздвигнутый в 1981 году, после падения режима превратился в одну из самых известных «заброшек» Восточной Европы. Некогда величественный монумент сегодня почти полностью разграблен, но все еще хранит лозунги, идеалы и образы несбывшегося «светлого будущего». На Бузлуджу не ездят туристические автобусы, это место не отыскать в пестрых путеводителях по стране роз, хотя сам по себе объект намного интереснее средневековых развалин и винных музеев. «Инопланетный корабль» на вершине горы притягивает истосковавшихся по прошлому идолопоклонников, индустриальных туристов, охотников за привидениями и любителей всего необычного и загадочного. История строительства и забвения грандиозного сооружения — в фоторепортаже Onliner.by.

Бузлуджа (1441 метр над уровнем моря) — далеко не самая высокая точка Болгарии. У места есть иная, сакральная значимость: в разные времена здесь происходили памятные исторические события. В 1868 году на вершине в неравной схватке с турецкими войсками героически погиб отряд болгарского полководца Хаджи Димитра. Позже, в 1891 году, тайно собравшиеся местные марксисты учредили здесь социал-демократическую партию. После изгнания фашистов, с 1944 года, Бузлуджа стала святыней пришедших к власти коммунистов.

В 1970-х годах ЦК партии задался целью увековечить место, ставшее колыбелью социалистического движения в стране. Размышляя над проектом монумента, правители хотели переплести в одном образе героическое прошлое и коммунистическое будущее Болгарии. Оттого, видимо, дом-памятник получил футуристические формы: внешний вид здания напоминает сошедший с обложки фантастического рассказа космический корабль. Композицию дополняют два 70-метровых пилона, увенчанные огромными звездами из рубинового стекла.

Возведение дома-памятника по проекту архитектора Георгия Стоилова началось в 1974 году, а закончилось в 1981-м. В лучших традициях времен социализма стройка была объявлена всенародной. Из 25 млн левов, затраченных на монумент и инфраструктуру (в пересчете на сегодняшние реалии — что-то около €7 млн), 16,2 млн составили добровольные пожертвования и принудительные удержания из зарплат простых болгар.

На «стройку века» привлекались тысячи строителей, в том числе военнослужащие и комсомольцы. Работать порой приходилось в экстремальных погодных условиях: во времена суровых зим Бузлуджу полностью заносило снегом. Но, как свидетельствуют различные источники, стройка не останавливалась ни на день.

В оформлении интерьеров торжественного зала и других помещений принимали участие 60 художников и декораторов, среди них около двух десятков заслуженных деятелей искусств. Над фресками и мозаиками они трудились 18 месяцев.

Открытие пантеона коммунизма приурочили к 90-летию основания социал-демократической партии. 23 августа 1981 года была перерезана красная ленточка и прозвучали торжественные залпы артиллерии. С тех пор и вплоть до 1989 года здесь проводились все значимые мероприятия: от принятия в пионеры до празднования красных дат календаря.

В дни пышных торжеств на гору пускали бесплатные рейсовые автобусы, а у подножия монумента расцветала лотковая торговля, где подавались мясные закуски, пиво и безалкогольные напитки. Причем цены были значительно ниже, чем в обычных магазинах.

О богатстве интерьеров дома-памятника БКП можно судить по сохранившимся в интернете архивным фотографиям. В отделке не жалели мрамора, гранита, серебра, бронзы и других ценных камней и металлов.

Скромнее всего выглядел холл на первом этаже. Стены украшены барельефами «Свобода» и «Партия».

Центральный зал церемониальных ритуалов диаметром 60 м и высотой 14,5 м выполнен в форме амфитеатра и рассчитан на одновременное пребывание в нем 800 человек. Его стены по кругу покрывала монументальная художественная композиция из декоративной мозаики. Тематика сюжетов — эпические битвы народа и партии за свободу, картины социалистического настоящего и рвение к коммунизму.

Полотна «Борьба», «Создание партии», «Победа 9 сентября 1944 года» и «Современная Болгария» отражают основные вехи в истории страны.

Один из фрагментов «Борьбы»: группа воинственно настроенных граждан вонзает красное знамя революции в пасть дракона, олицетворяющего темные силы капитализма.

Часть полотна «Победа 9 сентября 1944 года»
«Современная Болгария»

Аллегорические фрески дополняются портретами основоположников научного коммунизма Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина, а также болгарских партийных вождей Димитра Благоева, Георгия Димитрова и Тодора Живкова.

Внешняя круговая галерея, опоясывающая основной зал, была украшена 14 мозаичными сюжетами соц-арта.

Туристов на Бузлуджу организованно не возят, но добраться до самой знаменитой болгарской «заброшки» не составляет особого труда. Автомобилистам достаточно иметь водительские права международного образца. Аренда машины на сутки обойдется в €25—30, еще €100—130 понадобится на топливо, если вы держите путь от черноморского побережья. Поездка в один конец из курортных районов Бургаса или Солнечного Берега займет примерно 2,5—3 часа. Дорога не слишком сложная, но лучше захватить навигатор или хотя бы бумажную карту. Спрашивая дорогу у местных, можно запутаться: слово «направо» переводится с болгарского на русский как «прямо».

В полутора километрах от поселка Крын — поворот направо и горный серпантин. Состояние асфальта здесь вполне сносное, но, засмотревшись на пейзажи, можно угодить в болезненные для подвески выбоины. Признаки запустения выдают и проржавелые ограждения вдоль обрывов. Раз в несколько минут по серпантину проносятся машины: рядом с монументом действуют несколько отелей и ресторанов.

Несколько крутых поворотов — и мы близки к цели. Уже издали Бузлуджа завораживает.

У подножия «летающей тарелки» несколько машин. Человек десять прогуливаются с фотоаппаратами, кто-то ищет удачный ракурс для селфи. Слышна английская, немецкая и русская речь. Позже на вершине появились китайцы. Несмотря на свою нераскрученность, балканская «заброшка» привлекает туристов со всего мира. Летними днями здесь редко бывает безлюдно. Иногда самые отважные путешественники остаются на вершине после захода солнца, разбивают палатки и поводят на Бузлудже ночь, чтобы в наивысшей степени проникнуться атмосферой места. В сумерках и при свете луны здание-призрак приобретает особенно зловещий вид.

Перед парадной лестницей установлены железобетонные глыбы непонятной формы, о первоначальном назначении которых догадаться непросто. Когда-то здесь «развевались» революционные знамена.

С обеих сторон от заваренного ныне главного входа рельефными буквами на болгарском языке вписаны стихи из «Интернационала».

Стены основания здания частично испачканы граффити и бессмысленной мазней. Через дыры в железобетонном фюзеляже «тарелки» на землю капает вода.

На первом этаже практически ничего интересного. Сырость и полумрак. Только штатив и длинная выдержка позволяют в деталях рассмотреть «отвандаленный» интерьер. Барельефы «Свобода» и «Партия» давно вырваны «с мясом» охотниками за металлами.

Поднимаемся выше — и вот мы в святая святых болгарских коммунистов, среди останков роскоши и блеска ушедшей эпохи. Захватывающее и одновременно драматичное зрелище.

Время и мародеры не пощадили пышное убранство зала церемоний. Портреты Энгельса, Маркса и Ленина сильно пострадали, но образы все еще поддаются идентификации.

А вот болгарских вождей вандалы пощадили. За исключением Тодора Живкова — правителя республики с 1954 по 1989 год. По одной из версий, его портрет старательно содрали сами болгары — в отместку за экономический кризис, в который страна была ввергнута в конце 1980-х. Есть также слух, будто в 1991 году сам Живков распорядился удалить свое изображение в попытке дистанцироваться от краха советского режима.

Потрепанная временем композиция «Современная Болгария»:

«Борьба»:

«Создание партии»:

Некогда величественный потолок превратился в дырявую ржавую раковину, на которой от порывов ветра трепещут листы жести. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Несмотря на бреши в кровле, зал сохранил потрясающую акустику, которую, увы, не может передать ни один фотоснимок.

Еще большему разрушению подверглась внешняя галерея.

Отдельные мозаики, впрочем, сохранились достаточно хорошо.

Соблюдая предельную осторожность, в темном подвале здания можно найти лестницу, ведущую на вершину башни. Смотровую площадку архитекторы не предусмотрели. Узкая лестница и небольшой лифт, очевидно, служили только для технического персонала, обслуживающего звезды.

Каждая из двух звезд имеет высоту 12 м и ширину 6,5 м, вес — около 5 т. По ночам красный свет простирался на несколько десятков километров. Туристы-вандалы и здесь оставили свои следы, растянув осколки толстого стекла на сувениры.

Наконец, мы на самом верху, откуда открываются потрясающие виды Старой Планины (Балканских гор).

Вдали виднеется каменная башня на перевале Шипка, до которой 12 километров. Активно посещаемый туристами монумент возведен в честь солдат, павших за освобождение Болгарии во время русско-турецкой войны.

Дом-памятник на Бузлудже заброшен уже четверть века. Преемницей КПБ стала Болгарская социалистическая партия, которая не в состоянии защитить здание-символ от разрушения, хотя ежегодно организует у подножия монумента слеты своих приверженцев. 1 августа 2015 года на вершине под красными знаменами собралось 50 тыс. человек. Социализм в Болгарии все еще популярен.

После разграбления памятника звезды Бузлуджи зажигались только один раз. В 2011 году вопреки запрету областных властей молодежная социалистическая организация установила в башне мощные прожекторы. Вспыхнув ненадолго, маяк коммунизма снова погас. Возможно, навсегда.

Несколько лет назад над главным входом в монумент появилась аршинная надпись на английском «Never forget your past» («Никогда не забывай свое прошлое»). Спустя какое-то время кто-то замазал серой краской первое слово, и смысл фразы кардинально изменился. В этом году надпись снова обновили. Так и в болгарском обществе: единого мнения относительно будущего Бузлуджи нет. Ностальгирующие по былым временам граждане предлагают сохранить здание хотя бы как музей соц-арта, ведь уже через несколько лет от мозаичных панно может ничего не остаться. Государство, видимо, устранилось. За 26 лет не было предпринято ни одной попытки консервации.

Помпезное в прошлом здание пока еще остается живым памятником эпохе. Медленно разрушаясь и дряхлея, «летающая тарелка» уносит с собою в небытие списанные в исторический архив лозунги и навевает мысли о недолговечности любых идеологий.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by