Отдых по-белорусски: VIP-территория, нетронутый лес и «советский» обед. Репортаж из Березинского биосферного заповедника

 
06 августа 2015 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

Патриотично настроенные граждане, категорически не желающие вывозить валюту за границу и отдыхать на чужбине, планируя выходные или отпуск, чаще всего отправляются в сторону Нарочи, Браславских озер и Беловежской пущи. Однако россияне, а вслед за ними и некоторые наши соотечественники прознали о возможностях Березинского биосферного заповедника: 85 тыс. гектаров земли, непроходимые леса, несколько озер, болота, луга, свой зоопарк, гостевые домики и даже полноценные гостиницы, одна из которых — уровня VIP с собственной вертолетной площадкой. Что за отдых там могут предложить, стоит ли тратить на поездку время? Мы решили разузнать. 

В жаркий летний день на территории биосферного заповедника тишь да благодать: «активная» автомобильная трасса осталась далеко позади, суетная городская жизнь — тоже. Куда ни глянь, кругом вековые деревья, уходящие верхушками в самое небо. Многочисленные птицы, ощущающие всю прелесть вольной жизни, соревнуются в звонкости голосов и сложности песен.

В культурном центре заповедника — поселке Домжерицы — в будний день немноголюдно: отдыхающие пережидают жару в номерах или на организованных экскурсиях. В оформлении центральной площади обошлись без замысловатого ландшафтного дизайна, но все аккуратно: подстриженный газон, клумбы, лавочки, аллеи.

По разным сторонам от площади располагаются обновленный Музей природы, Дом экологического просвещения (здесь можно записаться на велосипедные и байдарочные экскурсии), реновированная гостиница «Сергуч», еще несколько десятилетий назад выполнявшая роль общежития, и классический поселковый магазин — огромное пустынное помещение с товарами, собранными по принципу «в жизни все может пригодиться».

К слову, передвигаться по огромной территории, исчисляющейся десятками тысяч гектаров и кишащей диким зверьем, можно только в сопровождении сотрудников заповедника — таковы правила. Иначе — штраф от четырех базовых величин. Свободные прогулки по лесу, сбор ягод и грибов придется оставить на долю других, менее охраняемых государством мест. О важном нюансе написано на сайте, но поплатиться за свою невнимательность белорусам довелось уже не раз. В число оштрафованных за вольности в заповеднике попал и минчанин Дмитрий: вместе с супругой молодой человек отправился на велопрогулку по заповеднику и попался на глаза сотрудникам. Итог — минус пять базовых, испорченные нервы и попытка восстановить свое понимание справедливости через Генпрокуратуру.

Для белорусов Березинский биосферный заповедник — тропа нехоженая. Но взять его «с наскока» не получится: как выяснилось, места́ в гостиницах, особенно на выходные и для длительного проживания, лучше бронировать с мая, велосипедные экскурсии и путешествия на байдарках — хотя бы за один-два дня. А вот с пешей прогулкой в сопровождении гида (которая стоит 100 000 рублей с человека) дела обстоят намного проще: если экскурсовод свободен, можно сразу в путь.

Однако в момент нашего появления на территории заповедника он уже отправился изучать лесную чащу вместе с двумя туристами, поэтому нам предложили немного подождать, записав телефоны для связи. «Как только экскурсовод вернется, я вам позвоню», — участливо предложила сотрудница музея. Показалось, что советско-пренебрежительным отношением к туристам здесь и не пахнет. Прямо-таки неожиданность.

Пока в запасе есть часа два свободного времени, отправляемся в зоопарк, о котором несколько лет назад рассказывали страшные вещи: мол, в зверинце мучают и недокармливают животных.

По правде говоря, классический зоопарк с клетками и решетками — место на любителя. Комфортной и привольной жизни (как в известных национальных парках) животным здесь не видать: передвижения ограничены квадратурой и кубатурой. И тем не менее сегодня все павильоны (за исключением тесных клеток для птиц) выглядят вполне стандартно.

Молодой зубр Валерик. Да, его действительно зовут Валерик

Звери выглядят ухоженными и сытыми. В штате есть собственный ветеринар и три работника-«подмастерья». Жизнь в клетке, конечно, накладывает свой отпечаток — глаза некоторых животных заставляют сердце сжиматься от жалости. Но таковы правила зоопарка: каждому свое место — и желательно такое, чтобы посетители могли рассмотреть уши, лапы и, главное, хвост.

Билет в мир диких, но «доступных» животных стоит 20 000 рублей. В деревянном киоске-кассе можно также купить сувениры и воду, причем желание расплатиться карточкой не поставит работников в тупик.

С выбором мест, где можно перекусить, дела обстоят не так радужно (магазин с его чипсами и колбасами в расчет не берем). Поэтому отправляемся прямиком в гостиницу «Сергуч». Здесь на первом этаже, справа от ресепшена, находятся бар и ресторан.

Молодая официантка приносит меню, но сразу предупреждает: далеко не все перечисленные в нем блюда есть в наличии. Например, дичь мы не сможем попробовать при всем желании, равно как и салат из помидоров, которые еще не подвезли на кухню. Но два-три блюда из каждого раздела (а если время позволяет подождать, то и больше) всегда готовы к появлению гостей. «Дичь надо заказывать заранее. Недавно был банкет, и повара готовили специальное блюдо в горшочке. Люди остались очень довольны», — рассказала официантка.

Берем на пробу рассольник, грибной суп, легкие салаты и, конечно же, драники. В итоге кухня ресторана в «Сергуче» стала нашим главным разочарованием (пускай и цены здесь демократичные). Супы были приготовлены без души и без мяса, а драники и вовсе стали худшими за все прожитые нами годы: пережаренная горькая корочка снаружи и непропеченная вязкая масса внутри. Обед вернул нас с небес на землю: белорусский общепит будет портить впечатление от белорусского отдыха еще лет 100.

Продолжаем испытывать судьбу и пытаемся забронировать номер, чтобы остаться в Березинском биосферном заповеднике на ночь. Администратор на ресепшене как раз заканчивала телефонный разговор с потенциальным клиентом: «Нет, у нас все обустроено и дороги заасфальтированы, — не соврала девушка. — Ждем, приезжайте». Положив трубку, она с улыбкой добавила: «Люди думают, раз здесь заповедник, значит, глушь».

Стандартный номер на двоих в отремонтированной гостинице стоит вполне демократично — 620 000 рублей с завтраками. Однако нам его не видать: все забронировано.

— К сожалению, ничего нет. В половине номеров уже живут люди, а после обеда займут и оставшуюся часть. Резервировать лучше заранее. Если на большой срок, даже от двух-трех дней, то звонить надо уже в мае. Ну и, в принципе, можно позванивать: вдруг кто-то откажется.

Единственное, что я вам могу предложить на сегодня, — это гостиница «Плавно». Она немножко дороже, так как ее категория выше. Номер на двоих стоит 852 000 рублей в сутки. В эту цену входят завтраки. Также в Плавно есть домики — 1 260 000 рублей за шестиместный и 2 520 000 — за восьмиместный. Рядом озеро и спортивная площадка.

Гостевые домики «Нивки» все заняты аж до 22 августа.

Койко-места вам вряд ли подойдут: очень далеко ехать. Да и домики без удобств: туалет на улице, воду надо брать с собой. Такой вариант больше котируется у рыбаков, — вводит нас в курс успешной работы гостиничных комплексов администратор.

Важный нюанс: несмотря на наличие на территории Березинского биосферного заповедника сразу нескольких озер, искупаться в них человеку пришлому не получится: удовольствие предназначено только для жильцов гостиничных комплексов.

Также невозможно попасть незамеченным на территорию «Плавно»: VIP-зона, принадлежащая управделами президента, с собственной вертолетной площадкой, шикарными деревянными домиками и небольшой гостиницей огорожена и круглосуточно охраняется. Но потенциальным посетителям здесь рады, без проблем расскажут о стоимости номеров, свободных датах и условиях проживания.

Обещанный телефонный звонок от сотрудницы музея возвестил: экскурсовод вернулся из лесной чащи, и мы можем отправляться на экологическую тропу — самый доступный и не требующий предварительного бронирования в будний день маршрут. Нам предстоит пройти около 4 километров по лесу, по краю болота, подняться на смотровую вышку и завершить путь в зоопарке. Если бы удалось попасть на велосипедную экскурсию, преодолели бы в общей сложности 27 километров.

Нас встречает Виктор — сотрудник заповедника с почти 40-летним стажем. Мужчина с запасом житейских мудростей на сто лет вперед ведет нас к началу тропы, рассказывая историю Березинского.

— Вот такой деревянный настил будет метров 600. Почему его построили? Когда идут сильные дожди, здесь становится очень грязно. Потом уже будем идти по земле.

По пути посмотрим кабанью ловушку, еловый лес, который сменяется осиновым, выйдем к участку усыхающего ельника. Уровень грунтовых вод за последние десятилетия упал на 2—3 метра, поэтому деревья с поверхностной корневой системой засыхают. Мы еще кое-как существуем благодаря болотам. Потом — к верховому болоту, а метров через 300 будет 10-метровая обзорная вышка, чуть дальше выложен трап на само болото — можно посмотреть растения, — обозначает наш маршрут экскурсовод.

Лесная тропа, которая существует уже 23 года, по понятным причинам находится в тени: когда на улице +30, в чаще — в самый раз. Комаров и другой летучей гадости на удивление нет — отмахиваться от гнуса и бороться за нерушимость кожи вообще не приходится.

— Помню, несколько лет назад я вел здесь экскурсию. Одна дама серьезная из Москвы очень сильно возмущалась: «Какое у вас тут безобразие! Смотрите, сколько деревьев повалено и не убирается». Но у нас-то лес заповедный, поэтому работы не проводятся — только возле населенных пунктов в небольшом количестве. Все остальное сохраняется как в природе. Если только на тропу дерево упадет, тогда рабочие его распиливают и в разные стороны оттаскивают, а так — стихия: упало значит упало, — поясняет Виктор.

Похоже, что из стихийного и неуправляемого в Березинском биосферном заповеднике остались, пожалуй, лишь лес да болота. Все остальное, что зависит от человека, уже давно вычищено и отремонтировано. По крайней мере на взгляд гостя, приехавшего в заповедник отдохнуть, а не умышленно искать недостатки.

…Наши чиновники уже давно ломают головы, как заманить богатенького зарубежного туриста в умеренные белорусские широты. Думается, Березинскому биосферному заповеднику при грамотной рекламе и некоторых изменениях в части содержания животных вполне под силу стать флагманом экологического туризма.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by