Лозунг «Купляйце беларускае» уже давно приобрел несколько иной смысл — ровно противоположный тому, который пытались вложить в два емких слова его создатели. Не спорим, есть масса товаров отечественного производства хорошего качества, их регулярно и небеспочвенно нахваливают в телевизионном эфире. А вот об обратной стороне медали говорить на государственном уровне как-то не принято, хотя и есть о чем. Сомнительное качество отечественного товара пришлось на собственном опыте оценить столичному жителю, который задумал возвести под Минском дом, но не думал, что стройка станет для его семьи испытанием.
Уехать за город, построить просторный дом с непременно большой кухней, жить счастливо — примерно такую цепочку действий составили супруги-минчане на ближайшие годы. Приобретая на аукционе свои 10 соток и проектируя дом, молодые люди продумывали все варианты будущего строительства и прикидывали, как можно ускорить процесс. По примеру многих белорусов, возводящих коттеджи не только по соседству, но и по всей стране, стены в доме решили делать из газосиликатных блоков. И поскольку выбор производителей сего материала у нас невелик, закупаться супруги решили у «Забудовы».
— Обратиться именно к этому производителю заставило одно обстоятельство: только «Забудова» предлагает блоки 700-й, то есть повышенной, плотности. Прочность материала — В3,5, обещают 50 циклов морозостойкости. На бумаге и в буклетах все красиво, поэтому сомнений не было, — вспоминает начало своей газосиликатной эпопеи хозяин будущего дома.
Мужчина проводит нас на участок и показывает свое богатство — еще не распакованные массивные поддоны газосиликатных блоков, покрытые пленкой. Почти два десятка белых кубов обошлись молодой семье в сумму, эквивалентную трем тысячам долларов с небольшим. Однако, несмотря на наличие материала, стройка не продвигается.
— Покупка блоков тоже проходила не без странностей. У предприятия в Минске есть два представительства: один офис находится в центре столицы, второй — в Уручье. Мы решили заранее заключить договор, оформить все документы и быть уверенными, что к весне — началу «горячего» сезона — все стройматериалы уже будут на месте. Однако в одном из офисов консультант с ходу разочаровала: блоков нет, по предоплате они не работают. Зато во втором ответили: никаких проблем, приезжайте, будем заключать договор. Сразу предупредили: поскольку плотность заказанных блоков нестандартная, придется внести 100%-ную предоплату. Ну, раз надо, значит, заплатим, — рассказывает молодой человек.
На одну из стен газосиликатного куба, состоящего из четырех десятков блоков, и вправду прикреплена наклейка-паспорт. Правда, в оригинале этого документа значится 500-я плотность и прочность В2,5. Напечатанные типографской краской цифры перечеркнуты обычной гелевой ручкой и исправлены на верные — те, что были указаны в договоре. Говорят, на заводе просто не было «правильных» наклеек, поэтому, видимо, пришлось исправлять вручную.
— Мы со своей стороны тоже сделали оговорку: хоть покупаем блоки под Новый год, понадобятся они не раньше весны — как дорога появится, так и будем подвозить. В итоге, когда подошло время, договорились с представителями завода на конкретный день и время: в 14:00 груженые машины должны были появиться на нашем участке. Однако уже в полдень позвонили водители и сказали принимать товар, мол, машины в поселке. Сорвались с места и срочно поехали на участок.
Первую машину разгрузили — вроде ничего: трещины и сорванные углы есть, но не так и много. При беглом осмотре основная масса блоков в порядке — гладкие, белые. Зато когда закончили выгружать вторую фуру, я был просто в шоке. Несколько поддонов какой-то пересортицы в плесени и с кусками настоящего льда. Это касается в первую очередь мелких блоков. На них смотреть было страшно: черно-зеленые, сколотые, с трещинами. Откуда вообще они такие взялись?! Как такое в принципе можно везти людям? Впоследствии нас упрекали: а чего вы на погрузку не приехали, мы бы сразу все поменяли.
Выяснилось, что привезенные нам на участок мелкие блоки — аж 2013 года «рождения», две долгие зимы они, по всей видимости, провели под открытым небом, поэтому и превратились в непонятно что — отдаленное подобие стройматериала. И вот стоя́т у меня эти два горе-поддона по 120 блоков в каждом. Еще даже не распаковав, я насчитал 60 штук непригодных — позже с этим согласились даже эксперты с завода. То есть вместо допустимых 5% брака, к которым я был морально готов, у меня 25%. И это только с внешней стороны, без углубления. Сколько из своих 50 циклов морозостойкости они уже прожили, остается только гадать.
Понятно, что такой материал принимать я не захотел. Говорю: «Ребята, это ни в какие ворота не лезет», — но тут мужики-водители начали слезы лить: «Хозяин, у нас зарплата маленькая, всего три миллиона, а если ты нас завернешь, то это все из нашей получки вычтут. Напишешь претензию на завод, тебе там все поменяют, проблем не будет». Решил не портить мужикам день и разобраться непосредственно с заводом. Отправили руководству письмо, — уточняет мужчина.
Реакция на письмо последовала: ровно через две недели, когда уже изрядно пригрело солнышко и лед на блоках растаял, а плесень немного «прибило», на участок приехала комиссия с завода. Молодой человек рассказывает, что понимания и сочувствия со стороны представителей «Забудовы» так и не дождался. Отрицать несостоятельность блоков они не пытались, но усиленно торговались по количеству замены и извиняться не спешили. В итоге, ощупав запечатанные поддоны со всех сторон, специалисты постановили: заменить 60 совсем уж битых блоков и взять расписку о том, что покупатели претензий не имеют, стараясь применить эту формулировку ко всему объему, а не оговоренному количеству.
— Через некоторое время вместо двух новых нормальных поддонов мелких блоков привезли всего 60 штук, но действительно неплохих. Но это то же самое, как если бы в ресторане я обнаружил в каше крысу, официант бы просто достал ее из тарелки и положил недостающую ложку сваренной крупы. Откуда такое отношение к покупателям? — задается риторическим в нашей действительности вопросом минчанин. — И зачем продают этот мусор, если есть нормальные блоки («доборки»-то мне привезли нормальные)?
Однако газосиликатные беды на этом не закончились. Молодой человек приступил к укладке блоков. И вот тут его ждало еще одно разочарование. Каждый поддон оказался индивидуален в своих «косяках»: трещины, сколотые углы, наросты и «пузатые» блоки в далеко не единичном экземпляре.
— Помню, беру блок, а он — щелк — и в руках только половина остается. Просто рассыпается. Беру другой, а тот с «животом» — прилично так выпирает. Хотя это блоки первого класса точности, допускается только миллиметр отклонения, а в некоторых моих блоках — до восьми миллиметров. В результате по стене потом идет «балтийская волна». Кто будет это срезать или оплачивать лишние мешки штукатурки, необходимые для выравнивания?
Дальше — наши замечательные углы. Многие сколоты. Понятно, что происходит это из-за того, что блоки недорезают, на каждом из них остается свой «зуб». Блок на блок ложится, цепляется — и все, ушла часть ребра.
Также на блоках часто можно видеть наросты — следы от предшественника: форму как следует не чистят, остатки застывают, потом прилепляются к следующей партии и вызывают трещины. Про культуру производства, наверное, там мало кто слышал.
Трещины — вообще классика жанра.
Для строительства первого этажа супруги купили 50 кубов. Молодой человек взялся сам возводить стены: разобрав первые три поддона, начал укладывать их. Согласно технологии, после укладки стал подравнивать ряд.
— Начинаю спиливать, и мне становится нехорошо: с виду гладкие белые блоки внутри все в трещинах. Снаружи этого не видно, но, когда снимаешь плотный верхний слой, обнаруживаешь такую вот начинку.
Пока это были один-два блока, я не возмущался, но, когда таких «сюрпризов» я насчитал 17 штук из 17 (и это было только начало — впереди еще около 80 уложенных блоков, а процент по браку перекрыт уже в три раза), стало понятно, что с этим надо что-то делать. Нет, впоследствии попадались и нормальные экземпляры. Но вот именно что попадались. Только сейчас понимаю, что половина блоков, пока мы их носили, могла расколоться и нанести травму.
Глядя на эти блоки, полагаю, что через 5—10 лет по стенам пойдут вертикальные волосяные трещины. Со штукатуркой, которую укладывают на такую основу, тоже появляются дополнительные сложности: ее надо делать по другой технологии, а это дороже. Опять же вопрос по укладке: блоки кладутся с перевязкой, чтобы убрать дефект от клеевого шва, который сам по себе слабее, чем блок. А какой мне смысл в перевязке, если по всей площади блока идут трещины? Меня сотрудники «Забудовы» успокаивают: нормально все, стоять будет. А если через 10 лет стены сыпаться начнут, где вы будете? И как вы себе представляете замену одного-трех-пяти рядов в готовом доме?
На что-то, безусловно, можно закрыть глаза (определенный процент брака я допускаю), но ведь какие-то вещи надо и «заворачивать». Пришлось снова обращаться на завод, — переходит ко второй части своей «одиссеи» минчанин.
На этот раз заводская комиссия и вовсе не усмотрела никаких нарушений и несоответствий. Приехав на участок и оценив все блоки — как на поддонах, так и уже ставшие частью первого жилого этажа, — специалисты дали ответ: «…При внешнем осмотре блоков видимых трещин не наблюдается, а при укладке и шлифовке блоков по одной грани блока из ячеистого бетона выявляются видимые несквозные трещины. Данные трещины являются технологическими, что не влияет на прочностные характеристики и долговечность блока из ячеистого бетона. […] Наличие несквозных трещин на одной грани блока не является нарушением стандарта СТБ 1117-98».
Подобное заявление вызывает у минчанина ироничную улыбку: он считает, что если спилить оставшиеся грани, то и там будут трещины.
— Это называется «мы не видим — значит, дефекта нет». Они меня все успокаивают: трещины несквозные, чего вы переживаете. А что в их понимании сквозные — такие, чтобы на две части блок разваливался?
Получается, блок составной, по-моему, он сломан по-сырому еще до момента запекания и держится только на поверхностном слое — даже сейчас, полежав под дождиком и на солнце, некогда хорошие экземпляры начинают «проявлять» трещины (из них вода уходит медленнее всего). А сотрудники «Забудовы» все гнут свою линию и признавать ничего не хотят. Наш же СТБ страхует их практически от всех «косяков»: если прямо в руках не рассыпался, значит, нормальный блок.
За это время я уже успел пообщаться со всеми сотрудниками, кроме генерального директора. От некоторых выслушал жалостливые истории в духе «а что вы хотите, зарплата у нас маленькая, заказов нет, работаем три дня в неделю». Ребята, так, может, ваш сокращенный график и небольшие зарплаты — следствие того, как вы работаете? Может, делать надо лучше, тогда и заказы будут? Не нарушена ли у вас причинно-следственная связь?
Мы с женой искренне полагали, что стройка собственного дома станет для нас радостным событием. А получается вот как: раз мелкий заказчик, то и заниматься твоими проблемами никто не считает необходимым. Мне эти проблемы даром не нужны, я строиться хочу. Время-то идет, через пару месяцев дожди начнутся (да и указ президента о незавершенном строительстве достаточно однозначен). По идее, у меня уже оконные проемы должны завершаться.
Суды? Сколько на это уйдет времени и сил? Какой с них толк? Даже если завод мне вдруг выплатит часть денег, что с этого — курс-то уже совершенно другой. А нервы и время мне никто не вернет. Да и для завода это капля в море: один упрямый покупатель «выбьет» свои деньги, а 99 махнут рукой — так зачем заботиться о каждом отдельно? Финансово завод не мотивирован беспокоиться о качестве продукта и сервиса.
Как по мне, пускай бы «Забудова» была честна со своими покупателями и в рекламных каталогах рисовала все, как и есть в жизни: кривое, с отколотыми углами и трещинами. Зато я буду четко знать, что беру. В проспектах же — идеальный белоснежный прямоугольник, который можно в любом направлении пилить, резать и к сердцу прикладывать. А когда приезжает твой заказ, начинаешь сомневаться, на том ли заводе ты купил блоки.
Если бы они сразу не взяли предоплату, может, и говорили бы по-другому. А тут что ни поддон, то отдельная история. Кстати, уверены ли белорусы, что их дома состоят из блоков другого качества? Ведь строители вряд ли сообщат о скрытых дефектах: их зарплата зависит от сделанных кубов и погонных метров, а не того, как они информируют заказчика, — рассуждает хозяин.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by