«Проектируем для усредненного человека». Почему минские парки застряли в прошлом, и сколько стоит их осовременить

 
01 июня 2015 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Влад Борисевич
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Влад Борисевич

Минские парки летом — это толпы людей, музыка, какие-то активности, запах кукурузы вперемешку со сладкой ватой, залитые солнцем дорожки, грохочущие аттракционы. Минчане отдыхают. Критиковать востребованные в большом городе места рекреации нехорошо, но и молчать об очевидном нельзя: столичные парки плотно застряли в прошлом. Обычный человек вряд ли обратит внимание на старые скамейки и страшные фонари, отсутствие современных архитектурных форм. Но ландшафтные дизайнеры уверены: парки нужно осовременить. Как именно и во сколько это обойдется многострадальному городскому бюджету, рассказал архитектор Андрей Коровянский.

Андрей Коровянский — ландшафтный архитектор, архитектор среды. Сейчас он трудится над рабочими проектами московских парков «Красногвардейские пруды», «Останкино», ВДНХ, части территорий ЦПКиО им. Горького. Мы рассмотрели с ним два центральных минских парка: Горького и Челюскинцев. Именно сюда на выходных толпами стекаются жители столицы. Облик обоих не обновлялся десятилетиями.

Центральный детский парк имени Горького

Первым делом Андрей отмечает входную группу в парк Горького, выполненную в стиле сталинского ампира. По его мнению, это самая знаковая особенность парка, и она не нуждается в модернизации. Но с тыльной стороны колонны бездумно закрыли стеклянным кафе.

— Структура парка Горького сложилась, изменять ее невозможно и нет смысла. Парк можно насыщать только конструкциями малых архитектурных форм, — говорит Андрей. — Но и перегружать его нельзя, ведь это организм, в котором важен биоценоз. Биоценоз — это здоровые растения, птицы, насекомые. Перенасытим парк функциями — заболеют деревья…

Также есть понятие культурного наследия. С парком Горького в Москве вышла нехорошая ситуация: это объект культурного наследия федерального назначения, и по закону его нужно реставрировать. То, что сейчас там делается, нарушает закон. Московский парк — это модно, стильно, туда ходит молодежь. Но если задуматься, то для отдыха с дочкой я иду на Воробьевы горы или в Нескучный сад.

По мнению Андрея, минский парк нуждается в точечных изменениях.

— Чего здесь не хватает, так это сидений разных форм: кресел, пространственных «звездообразных» скамеек, переносных элементов типа пуфиков, гамаков, элементов для лежания. Кстати, у нас считается, что если человек спит на скамейке, то он бомж или пьяный. А если я просто хочу прийти и поспать в парке? Почему бы и нет?

Почему здесь нет дизайнерских скамеек? Стоимость одной достигает $3—5 тыс. Что интересно, дело только в деньгах. Мы же не стоим на месте, уже давно наши чиновники ездят по странам и видят, как там все устроено, не против новинок.

Фонари устарели, замечает архитектор. Стильные аналоги стоят $4—6 тыс. Стоимость тех, что мы видим в парках, — около $1 тыс. Но они здесь еще и потому, что шарики на фонарях антивандальные, они держат удар арматурой. Прямое стекло быстро разбивали камнями, снежками.

Если присмотреться к мелочам, можно многое заметить. На ступеньках нет поручней, что неудобно для пожилых людей. Газон запущен.

— Ларьки устарели морально и этически. Киоски старые, отжившие свой век. Кто их проектирует? Можно же нарисовать гораздо красивее. Опять утыкаемся в деньги. Мы ставили в парке «Останкино» стильный чугунный киоск — он стоил $30 тыс. Киоски, которые мы здесь видим, стоят долларов 500.

Примеры точек питания в других странах:

Обойдя парк вдоль и поперек, мы не увидели ни одной велопарковки. Ставить их, по словам специалиста, логично возле скамеек. А вот велодорожки в парке — функция ненужная и опасная.

— Важная проблема — мусорки. Рядом с главным входом и по всему парку они разбитые и корявые. С другой стороны, если заменить контейнеры на маленькие и красивые, то они встали бы в безумный ряд, забились бы мусором. Решить проблему можно, использовав стильные большие контейнеры. Кстати, с ними проблема и в Москве. В целях защиты от террористических актов большие мусорки, где легко что-то спрятать, могут запретить и заменить на маленькие.

Что касается покрытия дорожек, есть три варианта: плитка, асфальт, гранит. Плитка лежит 5—10 лет, асфальт — 3—5 лет, гранит — до 20. Самый дорогой материал — гранит. Он обойдется в среднем в $250 за квадратный метр.

— На набережной уместно смотрелась бы солярная зона: площадка с лежаками, где можно позагорать. В ее составе могут быть душевые в виде распылителей пара, барная стойка, лаунж-зона. Место нужно выбирать внимательно — без тени от деревьев и вдали от окон жилых домов.

«Оливковый пляж» в Москве

— При проектировании принимается во внимание усредненный посетитель. А я, может быть, хочу прийти в парк с книгой и послушать птиц. Когда гремит музыка, жарятся шашлыки и звенят аттракционы, это хорошо, но нельзя забывать о других функциях. Насыщение архитектурными формами может быть интересно хипстерам и яппи, но есть множество пожилых людей, которые выходят прогуляться. Необязательно делать из всех зеленых уголков цирк.

Парк Челюскинцев

— Особенность парка Горького — человеческое участие в садоводческом уходе. Парк Челюскинцев создан на основе сложившегося лесного массива. Это прогулочный парк. Добавив еще больше аттракционов и развлечений, мы потеряем природную составляющую, — начинает Андрей свои рассуждения о втором не менее популярном парке столицы.

— Кстати, центральный вход, выполненный «Минскпроектом», настолько удачен, что на нем повесили табличку с надписью «Памятник охраняется государством».

Пройдя по аллее от главного входа, натыкаемся на железную площадку для скейтеров. Андрей уверен: ее нужно срочно демонтировать. Кататься на ней опасно.

— Добавить бы новые обязательно бетонные скейт-парки в местах, где они не помешают корневой системе. В парке «Останкино» поставили большой бетонный скейт-парк. Железные быстро приходят в негодность. Хорошая площадка площадью около гектара стоит $7—8 млн. Городской бюджет столько средств никогда не выделит.

А вот скамейки в парке Челюскинцев, оказывается, стильные. Называются они «московский диван» и придуманы в Москве в пятидесятых годах. Скамейка удобная, эргономичная, тяжелая, не унесешь. А вот урны рядом потекли, поржавели.

Другие урны напрочь не нравятся архитекторам: эстетика нулевая. Но есть и плюс: мусорок много, а вокруг чисто. Это комплимент культуре поведения белорусов.

— Парку Челюскинцев не хватает объектов для спокойного отдыха: book crossing, кофейные зоны. Но делать это нужно осторожно, чтобы не навредить природе. Хорошо бы смотрелась лоточная торговля на велосипедах, которая не требует подключения электрики.

Замены требует покрытие дорожек, оно и так со временем разобьется. Как уже говорилось, стильно смотрелся бы гранит.

Замечаем очевидное: в парках нет камер. Здесь их посчитали ненужными, в отличие от пляжей.

На первый взгляд неплохую детскую площадку архитектор назвал ужасающей: нет возрастного знака, однотипные развлечения, песчаное покрытие.

— В парке «Останкино» 11 детских площадок для разных возрастов, которые разрабатывались с привлечением детских психологов. Игры должны развивать. Обязательное условие — резиновое покрытие.

Примеры детских площадок:

— Коммерческие нововведения уместны в Ботаническом саду: там вход платный и ограда хорошая — ничего не вынесешь. Можно разложить пуфы, книги, включить Wi-Fi, продавать кофе, жареные каштаны.

«Мы не проектируем для великого…»

Андрей обнадеживает: в Минске даже с минимальным бюджетом делается хоть что-то. Ландшафтная архитектура нашей столицы даже опережает московскую, и белорусские ландшафтные архитекторы ценятся выше. Слепянская водная система, например, когда-то получила Ленинскую премию — высшую награду в СССР в сфере архитектуры.

В целом на обновление парка уйдет больше $150 млн. Чего стоит одна только система освещения. Кроме того, все конструкции нужно обслуживать. Денег на такие изменения нет.

— Ландшафтная мастерская «Минскпроекта» сидит на минимальной загрузке, не то что раньше. Неудивительно, ведь ландшафтная архитектура — это первое, от чего отказываются во время кризиса. Денег надо добавить не только в парк, но и в архитекторов. Можно ли любить свою работу с зарплатой 4,5 млн рублей в месяц?

— Мы не проектируем для великого. Для великого философа, который здесь будет размышлять. Для великого поэта, который здесь сочинит великие стихи. Все делается для усредненного человека, предоставляются усредненные услуги.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by