Многочисленных жильцов восьмого подъезда дома №74 по улице Захарова можно было бы упрекнуть в черствости и безразличном отношении к судьбе инвалида-колясочника, если бы не одно «но». Люди, которые абсолютно внезапно узнали, что уже практически завтра часть их окон будут перекрыты стеной, начали самостоятельно искать пути решения проблемы и нашли даже не один выход из сложной и «антигуманной» ситуации.
Тихая зеленая улица, старенькие, но ухоженные дома, преимущественно пожилые жильцы… Спокойствие района и, в частности, дома №74 было нарушено строителями. По словам местных обитателей, в один из дней к «лицевой» стороне дома подъехали рабочие и начали что-то копать, незадолго до начала работ спилив два клена под окнами.
— Нас, собственников квартир, никто вообще ни о чем не предупреждал и не спрашивал. Кому нужно наше мнение? — начинает рассказ Сергей. — На развернувшиеся с утра работы жильцы толком даже внимания не обратили: мало ли что по «коммуналке» случилось. Все спешили по своим делам. А вот когда я уже вечером возвращался домой, решил поинтересоваться, что же происходит.
И вот тут рабочие (не руководство ЖРЭО) разъяснили, что прямо перед нашими окнами вырастет громоздкая Г-образная конструкция. То есть соседу-инвалиду, живущему на втором этаже, подводят персональный лифт. При этом строят огромную махину шесть с половиной метров высотой и более двух метров шириной, которая полностью лишит дневного света жителей первого этажа. Можно только представить, какой вес этого сооружения! Понятно, что молча терпеть такое не стал бы ни один нормальный человек.
Под окнами Сергея и вправду зияет дыра, в которую даже начали «пристраивать» опоры. С балкона на втором этаже, который галереей должен быть связан с лифтовой мини-шахтой, уже успели снять часть обшивки.
— Такая бандура в центре города — как так можно! — подключаются к беседе возмущенные женщины. — У нас тут даже лавочку забрали, мол, не положено, вид с улицы портит, а непонятно что, значит, построить можно…
Недоумение у жильцов вызывает и стоимость объекта: как говорят побывавшие в «схватках» люди, изначально заявлялась сумма в 800 млн белорусских рублей. «Такие цифры озвучили строители, а уже на совещании у замглавы администрации района Андрея Новика ее несколько снизили — до 500 млн», — вспоминает заседание, на котором присутствовал лично, Сергей.
— Массивная конструкция полностью закроет окно, она всего на 40 сантиметров у́же, чем весь балкон, — продолжает мужчина. — В ЖРЭО заявляют одни размеры, но на практике оказываются совсем другие: где тут четыре с половиной метра от дома — здесь три сорок, то есть намного меньше. Мы сами все перемеряли. Я показывал этот проект, думаю, не менее чем сотне человек уже, среди которых архитекторы, чиновники, представители многих профессий. И я видел только изумление на их лицах, что такое вообще возможно в нашем государстве. Даже люди, которые принимали участие в строительстве этого «чуда», на вопрос о том, хотели ли бы они сами оказаться на месте жителей первого этажа, молча отводили глаза. Здесь же нет никакого здравого смысла.
Мы считаем, что службы слишком увлеклись помощью инвалиду и забыли об остальных людях, их интересах. В документах и положениях говорится, что «мероприятия включают выполнение работ по созданию безбарьерной среды на объектах социальной и другой инфраструктуры, приспособлении имеющегося жилищного фонда, в том числе проведение реконструкции и ремонта, обеспечивающего беспрепятственный доступ внутри помещения и к нему». И вот эти три слова «и к нему» стали основанием для строительства такой непростой и огромной конструкции?
Объект, который полностью перекроет вид из окна комнаты на первом этаже, заочно невзлюбили и жильцы соседнего подъезда, которые также переживают, что из-за подъемника света в их квартиру будет поступать гораздо меньше.
— Мы очень недовольны, — переживает Викентий Болеславович. — Какой общий вид будет? Что с домом сделают? Тут росли деревья, которые мы сами сажали, а пришли строители и, ни с кем не согласовывая, все разрушили. Если бы хоть кто-то спросил наше мнение, на улицу же все будет выходить. Государство бедное, а 500 млн запросто выделяют на нужды одного человека.
— А кто-нибудь думал о рыночной цене квартиры? Она же сразу падает. В этой квартире живет три семьи, мы рассматривали варианты обмена этой квартиры на две отдельные, но кому эту «трешку» потом можно будет продать или на что обменять, кому она будет нужна? — рассматривает ситуацию с деловой точки зрения Виктор Леонидович, еще один владелец «проблемных» «квадратов». — Да и как там жить? Ни света, ни вида. Все время лампочки включать и даже днем электричество жечь? Здесь и так теневая сторона, а если построят этот ужас, то вообще комната превратится в подвальное помещение.
Против возведения индивидуального лифта выступил и стар, и млад. Потенциальные пострадавшие прошлись по подъезду и собрали 23 подписи.
Недовольство жильцов связано не только со сменой вида: тротуара, аллеи каштанов и проезжей части на депрессивного вида стену лифтовой шахты. Люди переживают, что в таком «укромном» углу будет скапливаться мусор или «закуток», что вероятнее всего, перепрофилируют в общественный туалет. «Кто будет следить за объектом? Стена быстро начнет ветшать: здесь же агрессивная среда, столько выхлопов с дороги. А зная наше качество строительства, можно ожидать, что через пару лет все станет по кусочкам отваливаться. Появятся граффити и разные надписи, а нам на это смотри», — прогнозируют свое будущее жильцы.
— Стал разбираться с нюансами, и тут выяснились очень интересные подробности, — продолжает Сергей. — Когда обратился в наше ЖРЭО, мне выдали документ, в котором прописано, что для строительства такой конструкции экспертиза не требуется. Вы только подумайте: еще недавно, чтобы пол перестелить или полотенцесушитель перенести, требовались согласования. А здесь такая капитальная постройка — и ничего не нужно!
Пошел к специалистам Комитета архитектуры и градостроительства. Они в один голос утверждают, что никогда бы не одобрили такой проект. В Минстройархитектуры придерживались того же мнения. Тогда открываю «козырь»: показываю им официальное письмо с подписями и печатями, в котором чиновники из Главгосстройэкспертизы, ссылаясь на некое письмо Комитета архитектуры и градостроительства, выражают полное согласие с тем, что экспертиза для этого сооружения не нужна и его можно сразу строить.
Специалист, которой я предъявляю документ, делает большие глаза и просит сходить в канцелярию и принести письмо №17, на которое дана ссылка. В канцелярии необходимый документ долго ищут, пробивают по всем запросам и, как ни странно, ничего не находят.
В архивах обнаруживается всего одно письмо от упоминаемой организации (ООО «ПроектБелорСтрой»), в котором описывается совсем другая ситуация: да, также обустраивали подъемник для инвалида-колясочника, но все обошлось внутриподъездной конструкцией и вообще по другому адресу. И что тут думать? Какие догадки и предположения?
— Когда все только завертелось, мы написали письма в администрацию города и района, а также в Следственный комитет. До 28 мая — на время разбирательств — строительство приостановили. Понятно, что человеку на инвалидном кресле жить непросто и надо иметь возможность самостоятельно, без посторонней помощи выходить на улицу. Поэтому мы стали искать другие варианты решения проблемы, — говорит Сергей.
— Первое, что пришло в голову всем, даже самим строителям, когда стали разбираться в сложившейся ситуации, — это то, что самым простым способом решения проблемы был бы обмен между собственниками квартиры на первом этаже, окна которой закрывает эта огромная конструкция, и собственниками квартиры сверху, для которых это сооружение и возводится.
На встрече у замглавы администрации Новика представитель общества инвалидов рассказывала о том, как трудно найти подходящий вариант обмена, как в одном из случаев они искали такой вариант целых два года и нашли только после того, как родственник инвалида изыскал деньги на доплату за нужный вариант. Но в нашем случае жители первого этажа готовы поменяться квартирами с тем, для кого пристраивают это сооружение. Квартиры одинаковые даже по состоянию ремонта. Казалось бы, какие проблемы? Район, дом и подъезд, магазины, парковка и даже планировка квартиры остаются теми же, только вы получаете так необходимый вам для организации свободного передвижения первый этаж! Администрация района обещала всяческое содействие в оборудовании съезда с балкона первого этажа сразу на улицу и организации переезда. И никому не то что несовместимых с нормальной жизнью — вообще никаких проблем такой вариант не создал бы! Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Почему такой вариант не устраивает нуждающегося в безбарьерной среде жителя второго этажа, до сих пор непонятно никому.
Пришлось придумывать другие способы, как уладить проблему. Сначала обратились в «Люкс-лифт» — одно из подразделений «Гомельлифта». Это же предприятие выполнило поставку подъемника, являющегося частью всего проблемного сооружения. Выяснилось, что предприятие вполне успешно обустраивает пандусы для инвалидов внутри подъезда, причем делают они это даже в хрущевках.
Когда мы связались с менеджером «Люкс-лифта» и обрисовали ему ситуацию, сразу же получили ответ с графическим изображением, что да, предприятие может установить подъемник в таком подъезде с такими размерами лестничных маршей. Для более подробного разговора дали телефон конструктора, который после ознакомления с информацией подтвердил: «Такое, в принципе, возможно, но, чтобы ответить на вопрос окончательно, мне нужно самому побывать на предполагаемом месте установки подъемника и сделать замеры».
На следующий день я поехал в Гомель, встретился с директором, показал присланный чертеж с аналогичными размерами. Он подтвердил, что все возможно. Стандартное оборудование шире, но по спецзаказу сделать могут. В Минск я возвращался уже с конструктором. Он, как и положено, сделал замеры и по их итогам вынес вердикт: с технической точки зрения нет никаких препятствий и проблем, все можно сделать, но окончательный ответ дадут через несколько дней, когда смогут смоделировать все в программе.
Окрыленный, иду в администрацию района (это был уже третий мой визит туда) и с радостью рассказываю о новом варианте. Чиновники слушают, но отвечают уклончиво. А на следующий день мне звонят из «Гомельлифта», еще буквально вчера готового все сделать по индивидуальному заказу, и говорят, что сделать такую конструкцию у них все-таки не получится… К слову, конструкция внутри подъезда без монтажа стоит 180 млн, что в два с половиной раза дешевле, чем обустройство лифта.
Получив устный отказ «Люкс-лифта», я позвонил в Брянск. Оказалось, что они производят практически всю продукцию для инвалидов. Выслал им подробные чертежи подъезда с размерами и углами наклона лестничных маршей, межэтажных и этажных площадок, входной группы. В итоге оказалось целых четыре (!) варианта устройства подъемника внутри подъезда, причем все они обеспечивали возможность передвижения из квартиры на улицу и обратно без посторонней помощи, а один вариант (самоходная установка на гусеничном ходу, в комплекте с которой идет коляска) даже дает возможность использования этого устройства на любых других лестничных подъемах и спусках как внутри помещений, так и снаружи, потому что его очень просто можно загрузить в легковое авто. И стоят эти варианты в два, три и даже четыре раза дешевле, то есть, затратив те же средства, можно было помочь как минимум четырем инвалидам.
— Параллельно с этими вариантами предложили еще одно неожиданное для нас решение: так как подъезд у нас сквозной, с двумя выходами, можно заблокировать вторую дверь, а со стороны двора сделать примыкающий лифт на все пять этажей, — делится идеей-мечтой Сергей.
Такой вариант получил бурное одобрение всех жильцов. «Здесь много инвалидов, почему кто-то лучше, а кто-то хуже? Если делаете лифт, то уже для всех! Вы посмотрите: на каждом этаже живут участники войны, пенсионеры, ветераны труда, академики, заслуженные люди. И все вынуждены пешком на третий-четвертый-пятый этаж подниматься. Мы всю жизнь проработали, и о нас никто не заботится! Дедушка с четвертого этажа, инвалид второй группы, так вообще с двумя палочками ходит и еле ноги передвигает — ему что ли не надо лифт?!» — не на шутку разволновались люди.
— Мы сами нашли все возможные варианты — властям надо только выбрать наиболее приемлемый для всех жильцов и не затратный. Но складывается ощущение, что ЖРЭО и все причастные к этому строительству организации против. Лифт уже куплен и стоит на складе ЖРЭО, поэтому другие варианты решения проблемы и не приветствуются. Ведь тогда получается, что опять нужно искать средства. И вопрос, что делать с уже оплаченным лифтом, — рассуждает мужчина.
— Дело нечистое, — уверены соседи. — Есть как минимум пять альтернативных вариантов (включая обмен квартирами между первым и вторым этажами), и все из них значительно дешевле, но все сводится к этому лифту. То ли человеку очень хочется иметь отдельный вход в свою квартиру и он настаивает именно на этом варианте, то ли такая покупка кому-то очень выгодна. Мы это не оставим и будем отстаивать свои права дальше: обратимся в прокуратуру, суд — да куда понадобится, — настроены воинственно люди.
В ЖРЭО Партизанского района Onliner.by рассказали вот что:
— Безусловно, мы рассматривали все варианты — производилось проектирование, специалисты выходили на место. Так как у обратившегося к нам человека квартира выходит на две стороны, изучали даже возможность сделать подъемник со стороны двора. Но от этой идеи пришлось отказаться, так как там проходят сети и нет возможности даже обустроить фундамент.
Вариант внутриподъездного пандуса отклонили, потому что в доме узкие лестничные марши — всего 1 метр. А, согласно нормативным требованиям, они должны иметь ширину не менее 1,2 метра. Сами понимаете: пятиэтажный дом, если туда еще и пандус делать до второго этажа, то он будет мешать большому количеству жителей и сразу пойдут другого рода жалобы. Когда пошло коллективное письмо, мы обращались в три крупные сторонние организации, которым предложили рассмотреть техническую возможность установки внутриподъездного подъемника. Приложили планы и все размеры. Конструкторы даже выезжали на место, но в итоге все отказали — официальные письма у нас есть.
Самоходная коляска все равно требует помощи постороннего лица. А жильцу обратиться не к кому: он проживает с 75-летним отцом… Мы беседовали с мужчиной насчет этого, но он говорит, что вынужден за деньги привлекать посторонних лиц, которые помогают ему подниматься. И если приобрести такую установку, ему опять придется кого-то просить.
Обмен квартирами человек также не рассматривает, потому что он, во-первых, не является собственником (квартира принадлежит родителям, и они выступают против). Есть и такой нюанс: квартира оборудована под проживание инвалида, сделан ремонт, и встает вопрос, за чей счет будут все эти переезды.
Поэтому у нас остался единственный вариант — строительство наружного подъемника. Человеку всего 35 лет, он индивидуальный предприниматель — подвижный, активный. Он много куда обращался, и было принято решение рассмотреть любой вариант создания безбарьерной среды.
По поводу снижения рыночной стоимости квартиры к нам не обращался никто из трех собственников жилья (лицевой счет разделен). Обращается почему-то только верхняя квартира. Свет не будет перекрыт полностью. Проектировщик при разработке учел, что лифт будет находиться от дома на расстоянии 4—5 метров, то есть инсоляция не нарушается.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by