Бой за общежитие продолжается. Позиция инвестора: несогласных выселим через суд

 
28 850
09 мая 2015 в 8:00
Автор: Андрей Рудь
Автор: Андрей Рудь
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Судорожное биение жизни в общежитии обанкроченного оборонного завода «Ритм» в эти дни ощущается как никогда. О сложившейся там неоднозначной ситуации мы уже рассказывали. Вообще-то, каждая из сторон видит происходящее вполне однозначно. Бывшие работники предприятия уверены: иранский бизнесмен, ныне владеющий заводом и 9-этажным общежитием, пытается продать им их же комнаты. У владельца здания своя правда.

Напомним содержание «предыдущей серии». В Речице когда-то работал завод «Ритм» — выпускал электронику для военных и гражданских, его микросхемы стояли даже в единственном советском космическом челноке «Буран». В результате конверсии предприятие обанкротилось, его выкупил иранец Рамин Мансуриан. Кроме производственных корпусов, бизнесмену досталось огромное общежитие. Проблема в том, что там 32 блока занимают бывшие работники «Ритма», получившие это жилье по бессрочным договорам. Они и сообщили: бизнесмен предлагает им выселиться на время ремонта, а чтобы вернуться — заплатить по $16 000.

Директор ОАО «Ритм» тогда сказала нам, что, во-первых, «на улицу никого не выгоним», во-вторых, с теми, кто откажется от предложенного хозяином варианта, «будем решать вопрос в индивидуальном порядке». А само общежитие планируется переоборудовать под жилой дом и продать квартиры.

Вообще-то, о планах инвестора относительно этого здания его обитатели обычно узнают от директора общежития. С ней, в свою очередь, общается от имени иранского бизнесмена гражданин Украины Роман Кайзеров. Он сам связался с нами и предложил рассказать, «как все обстоит на самом деле». Пользуясь случаем, мы поинтересовались и об упомянутом «индивидуальном порядке», и о перспективах возобновления производства в Речице вообще.

Судьба инвестиций

— Мы стали стопроцентными собственниками предприятия в 2010 году. С тех пор с учетом погашения огромных долгов, что достались в наследство от предыдущих собственников, и нового инвестпроекта сюда вложено €8,5 млн. Завезли оборудование для производства медной катанки, запустили производство, линия и сейчас стоит — включай и работай… Предполагалось, что здесь будет создано 200—300 рабочих мест. Территория «Ритма» вошла в свободную экономическую зону «Гомель-Ратон», что предполагало определенные налоговые преференции. С учетом этих льгот прибыль получалась небольшая, но производство было целесообразно. Была изготовлена одна партия катанки. В 2011-м появились изменения в налогообложении нашего производства, работать стало экономически невыгодно. Выпускать продукцию в минус никому не интересно.

— Я читал в местной прессе: буквально в прошлом году Рамин Мансуриан говорил об успешных вложениях, что Речица стала «трамплином»…

— А что ему говорить?.. Рамин Мансуриан действительно считает Речицу своеобразным трамплином для вхождения на рынок Беларуси. Он начинал деятельность в Беларуси, отсюда и полюбил вашу страну, ему импонируют порядок и законы. Здесь все понятно, каждый отвечает за свою работу, занимается своим делом. Поэтому он сегодня и вкладывает в развитие строительства в Минске.

«На выполнение требований пожарных надо $200 тыс.»

— Мы разными средствами поддерживали общежитие в состоянии, пригодном для жизни. Но есть пожарные нормы, обеспечить исполнение которых обязан собственник здания. Наступил момент, когда дальше тянуть стало невозможно. МЧС давно предъявляет претензии. Так вот, только для того, чтобы здание соответствовало их требованиям, надо вложить около $200 тыс. Иными словами, если мы этого не сделаем, общежитие закроют. Оно построено в восьмидесятые и просто требует реконструкции, которая включает замену полов, так как они там деревянные, электропроводки, отделки стен, ряд других работ. Как это все делать, если там живут люди, которые держатся за занимаемое помещение? А ответственность несем мы!

Заметим, жильцы заявляли, что ничего не имеют против пожарной безопасности, но ее обеспечение считают обязанностью владельца здания, поскольку платят по всем коммунальным квитанциям.

Первый заместитель начальника районного отдела по чрезвычайным ситуациям Андрей Курятников регулярно слышит про это здание последние лет восемь. Он подтвердил, что у Государственного пожарного надзора много претензий:

— Системы пожарной сигнализации и оповещения приведены в негодность, покрытие полов не соответствует нормам, дверные полотна на лестничных клетках отсутствуют… Да можно долго перечислять. Мы регулярно выдаем предписания на устранение тех или иных нарушений, много раз привлекали виновных к административной ответственности. В том числе с максимальными возможными санкциями. Иногда они что-то исполняют, но далеко не в тех объемах, в каких это необходимо. Ссылались на отсутствие средств. Срок исполнения последнего нашего предписания только что истек. На следующей неделе мы проведем контрольную проверку. Если нарушения не устранены, выдадим предупреждение о запрещении эксплуатации. С пожарной безопасностью шутить нельзя, других вариантов я не вижу.

«Никто не собирается выбрасывать людей на улицу», но они «подлежат выселению»

— Что касается людей, — продолжает Роман Кайзеров. — Бессрочные договоры на проживание заключались не с нами, а еще при старых собственниках. Часть людей заключили новые договоры, а другие отказалась, считая комнаты своей собственностью. Сейчас общежитие — частная собственность. Но если руководствоваться действующим Положением об общежитиях государственного жилфонда, то даже там сказано, что после прекращения трудовых отношений те, кто отказывается освободить помещение, подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилья. Представьте ситуацию: вы купили квартиру, отдали деньги, приходите — а там живет человек, который к вам не имеет никакого отношения. И говорит: «А я эту квартиру снимаю».

— Наверное, в этом случае надо решать вопрос с тем, кто ее сдал? Нестыковка…

— Конечно, нестыковка, потому что договоры эти заключались еще в начале восьмидесятых, а сейчас 2015-й. Вообще, в Положении об общежитиях сказано: жилье предоставляется на время работы. А с учетом того, что теперь это частная собственность, мы можем просто расторгнуть договоры, они фактически перестали действовать с момента прихода нового собственника. Опять же, согласно Положению, на время ремонта жильцам необходимо предоставить подменное жилье из расчета 6 квадратных метров на человека. Но мы готовы заселить людей в такие же блоки, какие они занимают сейчас.

Разрешение райисполкома на проведение всех этих работ имеется. На сегодня у нас есть согласие отдельных жильцов, которые готовы выкупать жилье. Тем, кто имеет малолетних детей, мы сразу сказали, что до них дело дойдет в последнюю очередь, потому что мы все прекрасно понимаем… Так что же мы делаем непорядочно или незаконно?

Напомним, бывшие работники «Ритма» придерживаются иной позиции: с ними подписывали бессрочные договоры, и, чтобы перезаключить их, необходимо согласие двух сторон, а смена политического строя, страны и формы собственности роли не играют. Очевидно, спорить тут придется юристам. «Административный ресурс», порой активно проявляющий себя в иных ситуациях, пока безмолвствует.

— Предположим, у человека нет $16 000. Что произойдет, когда до него дойдет очередь?

— Согласно законодательству Беларуси, он будет выселен в судебном порядке. Часть жильцов дали согласие на покупку квартир после реконструкции. Но есть и такие, которые не приемлют никаких предлагаемых вариантов, а им в райисполкоме предлагали и социальное жилье, и арендное. Надеются, что комнаты им передадут безвозмездно. Но этого не может быть. Это не государственный жилищный фонд, а частный. Каждый такой наниматель проинформирован, что он может купить любые жилые помещения коммерческого использования из государственного жилищного фонда, даже вне очереди. Это жилье не новое, а вторичного заселения. Такой вариант им тоже не подходит. Многие состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и как проживающие в общежитии более 10 лет имеют право на льготный кредит на 20 лет под 5% в домах, построенных по государственному заказу, в соответствии с указом №13 от 6 января 2012 года. Но они не хотят такого жилья, а надеются на бесплатное. В этом есть смысл?

Модернизация?

Роман Кайзеров называет еще одну причину, по которой надо решить проблему с общежитием:

— Если мы запустим оборудование, нам же понадобится жилье для работников — их куда селить?

— А есть шанс, что запустите? Или опять во что-нибудь упрется?

— Конечно, есть шанс! Работаем над проектом по модернизации имеющегося оборудования под производство уже не катанки, а медной трубы для сантехнических нужд. О сроках говорить сейчас сложно. Чтобы запустить новое производство, надо пройти ряд этапов, согласовать с местными властями экономические параметры этого проекта…

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by