Ольга Жарина, «Минский курьер»" /> Реклама на фасадах: ЖРЭО нарушает права жильцов

Госконтроль: сдавая места для рекламы на фасаде домов, ЖРЭО порой нарушает права жильцов, незаконно распоряжаясь их имуществом

 
18 304
07 апреля 2015 в 17:11

Крыши, лифты, подвалы жилых домов, колясочные — все это имущество принадлежит гражданам и не может использоваться без их согласия. На практике дела обстоят иначе. Почему государственные структуры порой распоряжаются имуществом совместного домовладения, хотя не имеют на это права? Об этом в интервью «Минскому курьеру» рассказал начальник отдела контроля бюджета и местных органов Главного управления контроля по городу Минску КГК Георгий Чернявский.

— Однажды в Комитет госконтроля поступило обращение одной коммерческой компании, которая, получив разрешение на установку рекламной конструкции на крыше жилого дома в центре города, не смогла осуществить эти работы. Изучая суть вопроса, мы установили, что согласие на установку рекламы дало районное ЖРЭО, которое не имело на это права. У собственников согласия на установку рекламы никто и не спрашивал. А в жилом доме 39 из 40 квартир находятся в частной собственности. Жилищно-коммунальные организации, обслуживающие жилые дома, не являются собственниками этих зданий, им принадлежат лишь квартиры, находящиеся в коммунальной собственности. Поэтому они не могут распоряжаться чужим имуществом.

Мингорисполком отреагировал на наше письмо: соответствующим службам поручено при оформлении разрешения на размещение наружной рекламы на зданиях запрашивать сведения о собственнике помещений в Минском городском территориальном фонде государственного имущества. Горисполкомом принято решение от 9 января 2014 года об утверждении мероприятий по развитию наружной рекламы. Один из пунктов гласит, что администрации районов должны провести работу по назначению уполномоченных лиц (в случае отсутствия таковых) для управления имуществом совместного домовладения, в том числе и для получения согласия на размещение рекламы.

— Проблема в том, что чужое имущество используется для получения прибыли определенными структурами?

— Именно. Приходилось слышать, мол, это же государственные структуры, где тут криминал? Но госструктура в первую очередь должна быть законопослушной, образцом отношений с гражданином. Например, в городе сложилась практика, когда имущество совместного домовладения, к которому относятся и лифты, ГО «Минское городское жилищное хозяйство» по договорам сдает фирме, а та в кабинах подъемных устройств размещает рекламу. Опять же без согласия собственников. Объединение получает от этого доходы, что является незаконным обогащением и подлежит возврату собственнику. По законодательству надо заручиться согласием владельцев жилья и договориться с ними об плате за использование их собственности. Деньги могли бы аккумулироваться, например, на особом счете для последующей оплаты капремонта или освещения мест общего пользования и прочее.

Подвалы под домами тоже входят в общее совместное имущество. Но эти помещения отдельные жилищные организации посчитали своими, а в некоторых районах города умудрились их даже реприватизировать, то есть зарегистрировать в БРТИ как государственную коммунальную собственность, и получают незаконные доходы.

Или использование так называемых колясочных — в определенный момент жилищные объединения перевели их в разряд служебного жилья, а где-то и приватизировали. Но, когда в 1990-е годы началась приватизация жилого фонда, стоимость колясочных как общего имущества совместного домовладения вошла в цену каждой приватизированной квартиры конкретного дома. Получается, потом продали чужую собственность, продали фактически дважды.

— Похоже, горожане не знают своих прав?

— Потому и нужно информировать население. Надо, чтобы люди понимали, чем они реально вправе управлять, что составляет их собственность, знали, как они могут распоряжаться своим имуществом. Тогда ситуация изменится. Надо навести порядок в отношениях между гражданином и государственными организациями, чтобы не возникало сомнений в законности происходящего. А так за размещенную рекламу в лифтах деньги получает Минское городское жилищное хозяйство, за конструкцию на крыше — бюджет и рекламораспространители, за использование подвалов — ЖРЭО и ЖЭСы. Доходы идут на содержание работников жилищного хозяйства города. А суммы эти не такие и малые.