Пещерное метро: история строительства Новоафонской подземной железной дороги

 
18 марта 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: panoramio.com, trainpix.org, transphoto.ru, narrow.parovoz.com, metro-novyafon.narod.ru, cyxymu.livejournal.com
Автор: darriuss. Фото: panoramio.com, trainpix.org, transphoto.ru, narrow.parovoz.com, metro-novyafon.narod.ru, cyxymu.livejournal.com

В 1961 году житель абхазского города Новый Афон Гиви Смыр спустился в «Бездонную яму», загадочную трещину в поверхности местной Иверской горы. Картина, открывшаяся юному, 16-летнему спелеологу-любителю, превзошла все его ожидания. Оказалось, что заурядная внешне гора скрывала в своих недрах огромную многозальную пещеру объемом в миллион кубометров. Спустя 14 лет объект открыли для посещения туристами, при этом для их доставки под землю было использовано необычное инженерное решение. Onliner.by рассказывает об уникальной железной дороге — единственном в своем роде пещерном метрополитене.

На фоне кавказских гигантов Иверская гора в Новом Афоне — настоящая скромница. Ее высота составляет всего 344 метра над уровнем моря. Поразительно, но это на целый метр ниже, чем у знаменитой в одной центральноевропейской стране горы Дзержинской, высшей точки Беларуси. Правда, в отличие от Дзержинской, Иверская действительно похожа на гору, к тому же украшенную остатками византийской крепости.

Под лесными склонами Иверской горы скрывается известняковый массив. Известняк под настойчивым воздействием воды имеет свойство постепенно растворяться. В результате данного процесса в массиве образуются полости, за миллионы лет превращающиеся в разветвленные карстовые пещеры. Самой известной из них на просторах бывшего Советского Союза и является пещера в Новом Афоне.

О ней стало известно только в начале 1960-х. В 1961 году 16-летний новоафонский юноша Гиви Смыр рискнул спуститься в горную трещину, известную среди местных жителей под говорящим названием «Бездонная яма». Дно у ямы, тем не менее, нашлось: за 30-метровой вертикальной шахтой и ведущей из нее наклонной галереей Смыр обнаружил обрыв высотой 45 метров, в глубине которого находилось подземное озеро. Дальнейшее исследование горных недр требовало профессионального оборудования, с которым в Новый Афон к первооткрывателю вскоре прибыла делегация грузинских спелеологов.

Именно она и открыла Новоафонскую пещеру во всей ее масштабной красоте. «Через 4—5 метров мы очутились в поистине грандиозной пустоте. Ее дно загромождено исполинскими глыбами известняка, лучи фонарей бесследно рассеиваются в окутанном тьмой пространстве, так и не достигнув потолка и противоположной стены. Охваченные волнением, смотрели мы друг на друга; не верилось, что находимся под землей», — рассказывали участники экспедиции.

Одиннадцать залов, три подземных озера, ручей, собственные флора и фауна, тысячи и тысячи сталактитов, сталагмитов и сталагнатов — обыкновенная вода сотворила с Иверской горой настоящее чудо.

Новоафонская пещера — далеко не самая выдающаяся в Грузии. В республике есть пещеры и объемнее, и глубже, и длиннее. Но ее сложно поддающаяся формальному определению живописность, относительная легкодоступность и расположение на одном из главных курортов Черноморского побережья Кавказа сделали очевидным решение республиканских властей: открыть природный объект для туристов.

Выбранный в итоге способ доставки отдыхающих советских выпускников в недра Иверской горы оказался чрезвычайно элегантным. Чтобы избавить их от необходимости добираться туда пешком, было решено построить подземную (или, точнее, подгорную) железную дорогу. По сути, пещерное метро.

В 1965 году, после окончания четырехлетних научных исследований управление «Тбилтоннельстрой» начало строительство искусственного тоннеля длиной почти полтора километра. Грузинские специалисты широко использовали опыт шахтных узкоколеек в горных выработках. При этом небольшая часть тоннеля была сооружена с использованием естественных карстовых пустот, остальное возводилось традиционным буро-взрывным методом. Строительство длилось целых десять лет. Официальное открытие «пещерного метро» для пассажиров и самой пещеры для туристов состоялось 4 июля 1975 года.

В тоннеле была проложена железная дорога узкой колеи (900 мм) и построены две станции. Еще одна, третья станция появилась в наземном павильоне, где, помимо нее, расположились кассы для туристов, зал ожидания и небольшое кафе на втором этаже.

Проекты всех станций и административного здания выполнил тбилисский институт «Грузгипрогорстрой» под руководством Р. Рижинашвили. На их оформлении традиционно не экономили: природный камень, цветные витражи на сказочную тематику, мозаики, кованые решетки, металлические барельефы должны были создавать у туристов праздничное настроение и ощущение сопричастности к редкому в Советском Союзе удовольствию — посещению грандиозного и при этом целиком и полностью созданного природой подземного дворца.

Наземная станция получила название «Входные ворота». Станционный комплекс состоит из двух платформ и расположенного между ними железнодорожного пути. На правой платформе по ходу движения поезда пассажиры загружаются в состав, на левой выходят из него после возвращения с экскурсии.

Для Новоафонской подземной дороги, не имевшей аналогов на территории СССР, был разработан и уникальный подвижной состав. Первое время для перевозки туристов использовались обычные, хотя и переоборудованные шахтерские вагонетки и электровоз К-10. Затем с Рижского вагоностроительного завода поступило целых два электропоезда, специально разработанных для Нового Афона в НИИ «Гипроуглемаш».

Составы, получившие оригинальное название «Турист», состояли из шести вагонов: четырех пассажирских (с боковыми сиденьями на 90 человек), головного (с кабиной машиниста и салоном на 10 человек) и моторного, где в том числе располагались необходимые поезду аккумуляторы. Дело в том, что контактный рельс, расположенный между путями, в целях безопасности пассажиров отсутствует в пределах станций, и это расстояние «Туристы» преодолевают благодаря аккумуляторам.

Пространства для разворота составов в системе Новоафонской подземной железной дороги, разумеется, не было. По направлению к пещере электропоезд двигался головным вагоном вперед, обратно — моторным, при этом в последнем также имелась кабина для машиниста. После капитальной модернизации «Туристов» в середине 2000-х в них осталось лишь одно рабочее место для машиниста (в моторном вагоне), и движение в пещеру осуществлялось фактически «вслепую». Впрочем, никакой опасности для пассажиров такая схема не несла: одновременно на линии работал только один состав, второй находился на ремонте или техобслуживании в депо рядом с наземным павильоном.

Оба оригинальных электропоезда верой и правдой служили делу туризма почти 40 лет, с 1975-го. В 2014-м на службу в Новый Афон все с того же Рижского вагоностроительного завода поступил новенький поезд Эп-563, также специально разработанный для «пещерного метро» и построенный в единственном экземпляре. Внешне он во многом напоминает своих предшественников, состоит из шести вагонов (моторного и пяти пассажирских) и вмещает 102 человека.

Непосредственно под горой находятся две станции Новоафонской подземной железной дороги. Здесь система уже действительно напоминает метро, хотя обе станции, отделанные гранитом и мрамором, конечно, короче стандартных метрополитеновских, а потолки в них ниже. Промежуточная носит название «Зал „Абхазия“».

Это однопутная станция с одной боковой платформой. Здесь осуществляется высадка пассажиров из поездов, после чего они по пешеходному тоннелю (кстати, оборудованному гермодверями) отправляются на экскурсию в саму пещеру. Поезд же следует пустым дальше.

Туристы, за два часа пройдя трехкилометровый маршрут по шести залам Новоафонской пещеры, оказываются на конечной станции «Зал „Анакопея“» (первоначальное название — «Зал „Тбилиси“»). Это такой же односвод с боковой платформой, но уже с двумя путями: основным и вспомогательным (который используется для отстоя резервных составов). Здесь туристы вновь превращаются в пассажиров и возвращаются на станцию «Входные ворота».

Общая протяженность абхазского «пещерного метро» составляет 1291 метр, с учетом дополнительных путей его длина увеличивается почти до двух километров. В день электропоезд делает порядка 20 рейсов, это около 2 тыс. пассажиров. В период работы каждый год в курортный сезон Новоафонская подземная железная дорога перевозит 700 тыс. человек. За сухими цифрами статистики стоит тяжелый труд горных проходчиков, работа инженеров, ученых, спелеологов, наконец, удовольствие миллионов уже посетивших грандиозную пещеру туристов.

Их путь к одной из главных достопримечательностей Абхазии начинается и заканчивается на станции «Входные ворота». Нужно отдать должное властям Грузинской ССР: вложив немалые средства пусть и богатой республики в уникальный инженерный объект, они сделали то, чего ожидаешь, скорее, от какой-нибудь капиталистической страны, — подумали в первую очередь об удобстве человека отдыхающего, отказавшись идти на поводу у скучного желания сэкономить.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by