Холодная война оставила в наследство Беларуси множество объектов. Некоторые из них до сих пор используются военными и охраняются, другие заброшены и привлекают лишь мародеров и любителей индустриального туризма. Об одной из военных частей, где когда-то базировались ракетные войска стратегического назначения, пишет в своем блоге минчанин Максим Никитка-Мирович.
Осенним вечером, когда я пил кофе и разбирал фотографии, друг прислал мне сообщение о том, что он случайно нашел весьма крупный и интересный заброшенный объект. Мы стали изучать спутниковые снимки, и чем больше я смотрел на карту, тем больше во мне крепла мысль, что это точно не коровник, не ферма и не база МТС, а что-то очень интересное. Поискав дополнительную информацию, мы выяснили, что этот объект не что иное, как заброшенная часть ракетных войск, остатки легендарного «ядерного щита».
Как правило, никакой информации о подобных объектах почти нет в открытом доступе — несмотря на то, что Беларусь в 1993 году отказалась от ядерного оружия и полностью отдала все ядерные боеголовки, подобные объекты до сих пор окутывает атмосфера тайны и почти мистического страха. Какие-то крупицы информации можно почерпнуть из воспоминаний бывших солдат, служивших в части — именно такую поисковую работу мы и проделали, выяснив назначение и функции почти всех построек в части.
Объект представляет собой весьма обширный комплекс зданий и сооружений, расположенных на территории примерно 300×400 метров. Первое здание справа от дороги — штаб части. Видно, что постройка заброшена очень давно — вся территория вокруг уже успела зарасти молодыми осинками.
Внутри штаба все разбито и растащено. Местами отсутствуют даже доски на полу.
Комната. Когда-то здесь сидели офицеры, надувая щеки и изучая страшно секретные карты «вероятного противника».
Вещевой склад. На боковой стене осталась фреска с надписью «Народ и армия — едины!». На фреске изображены солдат, сталевар, больной желтухой Ильич и почему-то море с кораблем.
Внутри склада разбросаны сотни комплектов старых ватников, шапок-ушанок, фуражек и прочей военной формы. Стоит запах прелой ткани, над одеждой кружатся какие-то маленькие мушки.
Рубашки, бубырь.
Здание солдатской столовой.
Входим внутрь. В вестибюле осталось написанное под трафарет меню последнего обеда.
Обеденный зал с серпом и молотом.
Помещение «горячего цеха» кухни.
Баня.
Котельная, которой отапливалась вся воинская часть.
Внутри все разрушено. Местные жители потихоньку растаскивают огнеупорный кирпич котлов для собственных нужд.
Вот одно из опасных мест — боковая комната в котельной. В дальней части комнаты находится нечто вроде бетонного бассейна неизвестной глубины, который залит черным битумом.
Идем дальше. Вот это гаражи. Скорее всего, здесь стояли ракетные тягачи.
Колесико. Но не от тягачей, нет. Рисунок протектора не тот, что необходим для езды по бетонке.
Вокруг все заросло темно-зеленым мхом.
А в соседнем гараже стоит... зерноуборочный комбайн. Вот кому принадлежало колесо. Совершенно непонятно, что он тут делает. Кстати, обратите внимание на потолок — он весь черный. При этом ни на стенах, ни на полу нет следов серьезного пожара. Я думаю, что это следы работы местных «цветметчиков», сжигающих изоляцию на медной проводке.
Здание кинозала.
Внутри выглядит вот так.
А это медпункт.
Одна из дорог ведет к вот таким замаскированным хранилищам, невидимым с воздуха. Двери закрыты, внутри могло находиться все что угодно.
Недалеко от дороги находится пожарная часть.
Автографы солдат и вскрытые кабель-каналы — так воруют медную проводку. Вот что жгли в гараже с комбайном.
Здание казарм.
Оружейная комната. Вот на таких стойках, что сейчас валяются на полу, стояли автоматы, а вот на таких полках-стеллажах лежали, вероятно, пачки с патронами. Оружейная находится недалеко от входа.
«Правила общественной гигиены».
Какая-то учетная книга. Кто-нибудь знает, что такое ИСР и ОВСК?
Солдатская спальня. Такая была всего одна на этаже. Наверное, здесь стояли двухъярусные кровати.
Плакаты в душевой, вещающие несогласованными предложениями грозные истины. «Своевременное мытье рук, лица, стрижку волос и ногтей».
Коробка для очистки обуви.
Второе здание казарм аналогично первому.
«Ленинская комната» с наполовину отвалившимся подвесным потолком.